Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм"
план-конспект урока по орксэ (2 класс) на тему

Гетман Татьяна Александровна

Виртуальная экскурсия в храм. На уроке дети работают в паре, группе. В итоге ребята создают путеводитель по храму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hram.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Храм».

Форма работы: виртуальная экскурсия.

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление  ценности православного храма  как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. 

Ориентировочно-мотивационный этап

-Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой друг друга.  

- Сегодня урок пройдёт под девизом: «Доброе братство лучше богатства».

-Как вы понимаете смысл этих слов?

Дети приветствуют друг друга улыбкой.

Мотивация учащихся к изучению  темы урока.

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

II. Актуализация знаний. (Кроссворд)

III. Постановка темы и цели урока.

IV. Открытие новых знаний. Виртуальная экскурсия.

1. Словарная работа

2. Знакомство с историей создания православного храма.

3. Знакомство с внешними особенностями храма.

4. Знакомство с внутренним устройством храма.

5. Разработка памятки «Как вести себя в храме»

V. Рефлексивно-оценочный этап.

VI. Подготовка к следующему уроку.

Работа в парах

-Разгадайте кроссворд.

 1

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

  1. Кому принадлежат слова: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»?
  2. То, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога?
  3. В переводе с греческого языка это слово означает «благая или добрая весть».
  4. Обращение человека к Богу это…

-Прочитайте ключевое слово кроссворда. Определите тему и цель урока на сегодня.

Демонстрация видеоряда

-Определите храм среди других построек.

Обоснуйте свой выбор.

-Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию по православному храму.

-Дайте определение слову храм.

Воспользуйтесь толковым словарём.

Сообщение уч-ся:

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются.  Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее. Издавна храмы строили в самых красивых местах, и перед строительством молились, чтобы Господь указал место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. Принципы строительства древнерусских храмов были заимствованы из Византии. В ХI веке при Ярославе Мудром в Киеве был сооружён Софийский собор (1037 г.)

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

Сообщение уч-ся:

Часто  храм в своем основании устраивается в виде креста – в знак распятия за нас на кресте Господа. Встречаются храмы в виде продолговатого корабля, который по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни в Царствие Небесное.

Так же храм устраивается в виде круга и этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника.

 

Беседа

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

Словарная работа. Работа в группах(на столах колокольчики):

Благовест – мерные удары в один большой колокол, созывающий верующих на службу.

Набатный звон – очень частые удары в один колокол, сигнал тревоги.

Перебор – размеренный, печальный звон.

Праздничный перезвон – самый красивый звон по одному или несколько ударов в каждый колокол, повторяется трижды.

(Прослушивание записи колокольного звона)

-Какое настроение у вас создалось?

Практическая работа в группах:

-Попробуйте себя в роли звонаря, изобразите колокольный перезвон: 1 группа – двузвон,

2 группа – трезвон, 3 группа – перебор.

Экскурсия.

iCANZJOGU.jpg

:

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

Притвор - передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью.

Паперть - крытая площадка перед входом в православную церковь.

Сам храм – вторая самая большая часть, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

Алтарь - восточная часть церкви, где находится престол, отделенная от общего помещения иконостасом.

Исследовательская работа с текстом в группах (стр. 48-51).

-Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр.51 учебника. Что изображено на этих иллюстрациях?

-Прочитайте информацию в учебнике, обозначьте новые слова-понятия.

Работа с раздаточным материалом:

-Запишите определение к каждому понятию.

  1. Кадило

  1. Канун

  1. Иконостас

  1. Алтарь

  1. Царские врата

- Прослушайте стихотворение «Правила благочестивого поведения в храме». Автор: Игумен Виссарион (Остапенко).

- Составьте памятки «Правила поведения в храме» для девочек и для мальчиков.

Прежде чем зайти в собор, 
Головной сними убор, 
Злые мысли отгони: 
Не нужны тебе они. 


Со смиреньем, как мытарь, 
На святой взирай алтарь, 
Где Дух Божий обитает, 
Благодатью их питает. 

Никого не осуждай, 
Помощь нищему подай, 
Поставь свечку и потом 
Осени себя крестом. 

Слушай пение и службу, 
Разорви с бесами дружбу, 
Козни их не принимай, 
Слову Божию внимай. 

Богомыслие храни, 
Лень подальше прогони, 
Душой с Богом примирись, 
О всем мире помолись. 

И скажу я от души: 
Выйти с храма не спеши, 
Стой на службе до конца, 
Слушай проповедь отца. 

Богомольцев не толкай, 
К чину в храме привыкай. 
Не гляди по сторонам - 
Не полезно это нам. 

Приложись потом к Кресту, 
Обещанье дай Христу, 
Что исправиться намерен, 
И пребудь обетам верен. 

Хоть старушка, хоть девица - 
Не посматривай на лица, 
Очи в землю опусти, 
О грехах своих грусти. 

Время даром не губи, 
Службу Божью полюби. 
И пока душа в груди, 
На молитву приходи.

Слушание песни С. Копыловой «Храм заброшенный».

http://music.nur.kz/1167496-svetlana-kopilova-12hram-zabroshennij 

- Какие чувства вызвала у вас песня?

-Почему православные люди так глубоко почитают храмы?

Творческое задание.

-Как вы можете применить полученные знания в ходе экскурсии по храму и ознакомить жителей и гостей нашего края с Православными святынями нашего района?

-Создадим путеводитель «Храмы нашего района». (Дети распределяются по группам, каждая группа получает творческое задание)

Работают в парах. Разгадывают кроссворд.

  1. Христос

  1. Добро

  1. Евангелие

  1. Молитва

Формулируют тему и цель урока

Рассматривают и определяют храм по внешним признакам

-Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

 - Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Уч-ся делают свои формулировки

- Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

- Церковь — означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. 

 

Такая схема есть у каждого учащегося.

Читают и находят новые слова, объясняют их значение.

Записывают определение к понятию в таблицу, соотносят с иллюстрациями.

 

Учащиеся слушают стихотворение:

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Слушают песню, отвечают на вопросы.

Предлагают разные формы применения полученных знаний. Путеводитель «Храмы нашего района» - наиболее интересная форма работы.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД ( формирование ценностно – смысловых установок: положительное отношение к окружающим).

Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку.

Регулятивные действия: прогнозирование.

Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Общеучебные УУД (владение терминологией).

Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).

Общеучебные УУД (умение работать с текстом)

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания).

Личностные

УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания и самооценивания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"

Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....