Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лаврова Нина Вячеславовна

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль Основы православной культуры».

Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

Цель: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан; помочь осознать, что дела и поступки могут быть источником чуда для окружающих людей.

Задачи:

личностные

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе доброделания.

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметные

• познакомить с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.

• познакомить с основными добродетелями христиан.

Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с учебником, работа в малых группах, работа в парах.

Основные термины и понятия: чудо, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь.

Оборудование: карточки для работы в парах; набор ладошек; мультимедийный проектор; презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Доброжелательный настрой на урок.

Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Ребята! Посмотрите на  слайд.

 Слайд 3
- Что вы видите? (солнышко) 
Я вам желаю, чтобы солнышко сегодня вас согревало и освещало ваш путь к знаниям. Улыбнитесь друг другу, пожелайте себе удачи, и начнём наш урок!

Говорят хором с учителем

Коммуникативные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. 
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий 
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

2. Актуализация знаний по теме урока, повторение изученного материала, проблемная ситуация

 1) Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке. 

2) После проверки домашнего задания:

- Вы сочинили интересные сказки. Каждая сказка – это маленькое чудо. А в каких сказках совершались чудеса?

3)  Почему же люди любят сказки с чудесами?

Давай поговорим о чудесах.

Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю!

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

1) Вспоминают тему прошлого урока, выходят к доске: а) ответ на 1 вопрос-рисунки крестов.

б)сказка «Гуляла доброта по свету»

2) дети вспоминают сказки (золушка превращается в принцессу и едет на бал, Емеля ездил на печи в лес за дровами)

3) Отвечают на вопросы,

подводящие к теме.

Дети формулируют тему урока.

Развитие коммуникативных навыков, умение слушать и высказываться.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 

Регулятивные: 
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 

3. Объяснение темы, целей, постановка учебно-познавательных задач урока

1) Наша тема: Чудо в жизни христианина. Слайд 4

Христиане верят, что чудеса есть не только в сказках, но и в жизни.

На уроке поговорим о том, что такое чудо(крепит карточку с понятием на доску)? Какие бывают чудеса? Кто творит чудеса?

2) А что вы понимаете под словом чудо?

3)Найдите определение слова в толковом словаре.

1) Проговаривание темы урока.

Записывают в тетрадь.

2) Побуждающий к открытию новых знаний диалог.

3) Работа со словарём. Чтение вслух определения.

Познавательные (общеучебные): самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; 
Логические: формулирование проблемы 

3. «Открытие «нового знания

1)Какую книгу называют книгой книг?

 Библия рассказывает о чудесахХриста.

Слайд 5

(Учитель читает отрывки из Детской Библии, сопровождая чтение показом слайдов презентации - сотворение мира: небо и землю, сушу и воду, растения и животных, первых людей).

2)Только Бог мог творить чудеса, а совершались они с теми людьми, кто верил в Бога.

Библия рассказывает о чудесах Христа: исцеление парализованного, слепого; воскрешение мёртвого; хождением по воде; насыщение хлебами  и др..(Слайд 6)

2)Может ли один равняться трём? (нет) Понятно, что в математике 1 не равняется 3, но христиане убеждены, что это закон не для Бога. Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который есть Святая Троица. Святую Троицу изобразил иконописец Андрей Рублёв. (Слайд 7)

  • Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его – дом. Таким приёмом подчёркивается Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета.
  • Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его - Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитымклавом - земное одеяние Иисуса Христа.
  • Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога.

3) - Эта же икона у вас в учебнике на с. 70.

Названные чудеса невозможно объяснить. Простой человек совершить их не может. В них нужно только верить.

4) Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни. Например, мироточение икон, образ Богородицы в небе и др. (Слайд 8)

1) Ведут беседу с учителем, смотрят слайды презентации.

3) Работа  с иллюстративным рядом учебника.

4) Просмотр слайда

Познавательные: поиски способов решения проблемы 
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу 
Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью 

Физкультурная минутка

А сейчас давайте улыбнёмся и отдохнём вместе с солнышком.

4. «Открытие» нового знания

Слайд 9.

1) Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?

Разве это не чудо!? Среди камней пробивается маленький росток. А разве не чудо на небе радуга!? А первые цветы из-под снега!? Сколько таких чудес рядом с нами! Только внимательный человек может это заметить, удивиться, порадоваться и назвать чудом!

Слайд 10

2) - Отгадайте загадку:

Красный маленький комочек.

На спине немного точек.

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт.

Слайд 11

Давайте посмотрим инсценировку притчи «Божья коровка»

2) - Назовите героев притчи.

(дети называют, а учитель крепит к доске карточки с их именами: СЛ - солнечный лучик, БК – божья коровка, ЗЛ – зелёные листочки. СчЛ – счастливые люди)

3) – Какие чудеса произошли с БК и почему?

4)- А сейчас попробуйте составить модель - цепочку счастья героев притчи.

Слайд 12

5) – Так и для верующих людей чудом может стать встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации. Может быть вы знаете тому примеры из нашей жизни?

- А вот ещё примеры чудес, которые совершают добрые люди. Многие берут в свои семьи детей из детских домов. Такие семьи есть и в нашей школе.

- Когда в 2013 году пришла беда на Дальний Восток, оставив людей без крова, то откликнулись люди, и на их пожертвования построили новые посёлки. Уже через год у людей появилось жильё. Дети пошли в садики и в школы. И таких примеров очень и очень много. (примеры приводятся по усмотрению учителя)

6) - Как понимаете слова: НЕТ ЧУДА БЕЗ ДОБРА!

- Как вы считаете, для чего человек совершает чудо, добрый поступок: чтобы его заметили и похвалили, или….ваше мнение.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?

7) –Сейчас поработаем с учебником на с. 71, читаем 4 последних абзаца.

1 ряд составляет 2 вопроса по прочитанному тексту.

2 ряд составляет схему «Христианские добродетели»

  1. Подготовленный  ученик выходит к доске и читает стихотворение Романа Сефа «Чудо».

2) Дети отгадывают загадку.

С инсценировкой выступает группа подготовленных детей, остальные – зрители.

(Последние слова притчи Автор крепит на доскена карточке - Каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!)

2) Ученики отвечают на вопросы учителя.

3) Анализируют, делают вывод –   коровка стала красивой, стала счастливой, ей захотелось совершить чудо – принести радость ближнему.

4) Работая в парах, составляют модель – цепочку счастья героев притчи

СчЛ-------БК--------- СЛ

                    /

               ЗЛ

5) Дети приводят примеры из своей жизни, из жизни своих знакомых, вспоминают случаи из телепередач.

6) Рассуждения детей

7) Чтение статьи учебника, работа в соответствии с заданием.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников. 
Регулятивные: удерживать учебную задачу в процессе работы. 
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы 

Первичное закрепление

1) Проверяем работу 1 группы.

2) Проверяем работу 2 группы:

1) Ребята первой группы задают свои вопросы, остальные на них отвечают.

2) Ребята второй группы предлагают свои варианты схем.

Познавательные: поиски способов решения проблемы 
Регулятивные: умение договариваться. Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью 

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение

1) - Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)

2) - Посмотрите на доску и выберите среди карточек христианские добродетели (справедливость, рассудительность, любовь, мужество, великодушие, благотворительность, терпение, помощь странникам и переселенцам, вера, зависть, щедрость, равнодушие, надежда, сострадание, готовность помочь в любую минуту, трудолюбие, милосердие, добродетель).

3) – Почему не все карточки взяли? Какие добродетели главные?

1)Рассуждения детей.

2) Дети поочереди выбегают к доске и выбирают нужные карточки.

Ученики называют главные христианские добродетели: вера. надежда, любовь.

Регулятивные - оценивать правильность выполнения задания; 
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; 
Коммуникативные – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра 

7. Рефлексия,

домашнее задание

1) - Над чем заставил задуматься этот урок?

- Как мы сможем сотворить чудо?

- Захотелось ли вам сделать добрые дела?

2) - Ребята, перед вами сердце из ваших ладошек – символ доброты (из бумаги красного цвета). Напишите на них дома слова - напутствия, обращения к окружающим с призывом к добру. С ваших обращений мы начнём следующий урок. А также прочитаете рубрику «Это интересно» и попробуете ответить на вопросы вместе с родителями.

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Личностные: 
следование в поведении моральным и этическим требованиям; 
самооценка на основе критерия успешности; самоопределение 
Познавательные: обобщение, 
построение логической цепи рассуждений, доказательство 
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 

8. Итог урока

- Подведем итог. Слайд 13

Продолжите предложение ЧУДО в жизни – это …

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

Спешите делать добро! (слайд)

Итоги урока

Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. 

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд 
- Что вы видите? (солнышко) 
Я вам желаю, чтобы солнышко сегодня вас согревало и освещало ваш путь к знаниям. Улыбнитесь друг другу, пожелайте себе удачи, и начнём наш урок!

Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:

II.  Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке. 

- О каких заповедях вы узнали?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Давайте вспомним одну из них

II. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

Почитай отца своего и матерь твою - одна из заповедей. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей,в том числе душевным вниманием и участием.Послушайте такую притчу:

Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.

Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.

Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского  дома, один из них сказал:

– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!

После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.

        

Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.

Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.

-Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?

(Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость).

-Что захотелось сделать?

- Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих. 

Хотелось бы вам, чтобы все люди вокруг соблюдали христианские заповеди? 
- Какие люди жили бы в вашем селе? (Добрые, отзывчивые, терпимые, радостные, милосердные, сострадательные, почитающие старших, любящие всех людей.) – эти слова вывешиваются на доске 
(Приложение) 

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)

Наша тема: милосердие и сострадание.

-Что значит сострадание? (Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие).

Попробуем разобраться,как получилось слово милосердие? Какие два корня? Корень «мил» произошёл от какого слова? (милый, приятный, привлекательный)А какой второй корень?

• Что значит милосердный человек?

(это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, любит людей).

А какая бывает любовь? Прочитаем об этом в учебнике на с.42(3 абзаца)

Какая же бывает любовь?(не быть равнодушными)

• Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе)

• Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? Как к ним надо относиться?

(С состраданием, с сочуствием)

- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? (Линдгрен Крошка Нильс Карлсон,былина Болезнь и исцеление Ильи Муромца

Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истинное милосердие? 
(Милосердие – это добрый поступок, готовность помочь кому-нибудь из сострадания бескорыстно) 

. Чтение притчи сильными учениками и проверка первоначального восприятия 
- Кто является главным героем? Кто из них самарянин? 
3. Словарная работа 
Самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока. 
4. Анализ притчи 
А) Почему у другого героя – «некоего человека» - нет имени? (на его месте мог оказаться любой) 
Б) Как поступили прохожие? 
В) Почему самарянин не прошёл мимо, как сделали те другие? (пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин оказался добрее, милосерднее.) 
Г) Чему учит притча? Какова её главная мысль? («Люби ближнего своего»… Даже если человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде, не быть равнодушным, проявлять доброту, заботу, внимание) 
Вывод: важнее не имя и слова, а поступки 
Д) Кого можно назвать ближним? (если учащиеся затрудняются, возвратиться к тексту притчи и подвести их к мысли, что ближний – тот, кто пришёл на помощь, «оказавший милость») 
Человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие 
Отвечают на вопрос 

6.Первичное закрепление – работа в парах 
Предлагает поработать в парах - анализ рассказа В. Сухомлинского «
Пришли навестить больную» 
Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда к ней приходят подруги 
Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко. 
В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. 
В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались. 
- Наконец -то солнышко пригреет, - защебетала Оксана . – Как только потеплеет – в лес пойдем, на речку. 
- Может быть, и искупаемся, - радуется Валя. 
- И цветов нарвем, и на лодке покатаемся , - продолжала свой веселый щебет Оксана.,, 
Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились: 
- Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет… 
- Не нужно мне ни книжек, ни конфет. 
Вопросы и задания: 
- Почему Марийка заплакала? 
- Можно ли говорить о том, что девочки не проявили заботу о ближнем? (Нет, нельзя.Девочки пришли навестить больную 
подругу, попытались скрасить ее одиночество.) 
- О каких человеческих чувствах забыли девочки? (О сострадании, милосердии.Они не подумали о том, что их слова больно ранят Марийку, напомнят ей о болезни и невозможности присоединиться к ним.) 
- Как можно охарактеризовать поступок девочек? (Девочки оказались равнодушными к чужому несчастью, ведь именно несчастьем для Марийки было одиночество в больничной палате)

.- Зачитывают и отгадывают сказочных героев 
(Слайд 9) 
5 мин. Предлагает зачитать сказочные «телеграммы» 
1) «Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки». (Красная Шапочка) 
2) «Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом» (Кот в сапогах) 
3) «Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка». (Настенька) 
4) «Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку» (Дюймовочка) 
(Приложение) 

Чтение учениками с.44 «Милостыня»- 1 абзац

-Что такое милостыня?

-Что говорил об этом Иисус Христос?

-Подав милостыню вы для кого делаете добро?

Чтение с.45 (последний абзац)

-Как помогала Ульяна нищим, когда была ещё девочкой?

- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)

- Выберите  те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах.На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?

V. Проблемная ситуация.

Чтение учителем притчи

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

ПАУЗА

  • Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
  • Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
  • Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
  • Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
  • Мы никогда не смогли бы летать.

Подумай!

  • Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

V.Обсуждение и заключение по притче

(Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь.Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать)

В заключение урока я хочу рассказать вам одну интересную историю.
У монастырской пристани стояло парусное судно на якоре. Вдруг поднялась сильная буря. Каждую минуту была опасность. Что разорвётся канат якоря и судно с экипажем будет выброшено на каменные скалы.
Из окон монастыря несколько монахов наблюдали за судном. Матросы пытались перебраться через борт в лодку, чтобы спастись. Судно бросало вверх и вниз. Лодку – ещё больше. Перелезть через борт и попасть в лодку было не только трудно, но и смертельно опасно.
Глядя на эту картину, один из стоявших молодых

монахов не удержался и сказал:
– О, как болит за них моё сердце!
Стоявший там же старец положил ему на плечо руку и произнёс:
– Если болит твоё сердце за них, то они спасены.
Действительно, им всем удалось спуститься в лодку и достигнуть пристани.
Спасённые побежали в церковь служить благодарственный молебен.
Все беды, катастрофы, землетрясения наводнения и эпидемии для пробуждения наших сердец.

IV. Рефлексия

• Над чем заставил задуматься этот урок?

• Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?

• Захотелось ли вам сделать добрые дела?

• Ребята, перед вами ладошки (из бумаги красного цвета). Напишите на них слова напутствия, обращения к окружающим с призывом к милосердию. Из этих ладошек мы сделаем большое сердце – символ милосердия. (Учащиеся пишут пожелания, примеры добрых дел и поступков, прикрепляют на доску).

V. Итог урока.Синквейн

Подведем итог в виде синквейна (работа в группах на карточках). (слайд 26)

Милосердие

отзывчивый, человеколюбивый

заботиться, помогать, прощать

Доброта должна спасти мир

любовь

По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

Спешите делать добро! (слайд 27)

VI. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока "Лесная зона.Жизнь леса" 2 класс

Методическая разработка заключительного урока по окружающему миру для 2 класса на тему: "Леса умеренного пояса. Жизнь леса."  УМК "Школа 2100" А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающи...

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Приложение к уроку "Чудо в жизни христианина"

Вопросы, кроссворд, задания на карточках, стихотворение, физкультминутка...

Технологическая карта урока "Чудо в жизни христианина"

Технологическая карта урока в 4 классе "Чудо в жизни христианина"...

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему: «Христианин в труде»

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему:  «Христианин в труде» к уроку №29, учебник «Основы религиозных культур и светской этики Основы Православной культуры», А. В. К...