Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему: «Христианин в труде»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему: «Христианин в труде» к уроку №29, учебник «Основы религиозных культур и светской этики Основы Православной культуры», А. В. Кураев
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему:
«Христианин в труде»
(Учебник «Основы религиозных культур и светской этики.
Основы Православной культуры», А. В. Кураев, урок 29)
Цель: формирование понятия «труд христианина» как одной из ценностей православной культуры.
Задачи:
образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий):
- проверить знания учащихся по ранее изученному материалу;
- познакомить учащихся с понятием и значением христианского труда;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий):
- способствовать развитию у детей желания честно трудиться, в соответствии со своим возрастом и возможностями; доброжелательности, понимания самостоятельности суждений;
- формировать коммуникативные навыки: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
- научить применять полученные знания в личном жизненном опыте.
развивающие (формирование регулятивных универсальных учебных действий):
- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока с помощью учителя и самостоятельно;
- развивать умение обрабатывать информацию по указанным параметрам;
- производить рефлексию своей деятельности;
- оценивать степень успешности своей работы на уроке.
Оборудование урока:
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация;
- раздаточный материал – карточки с заданиями;
- учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, самостоятельная работа с учебником.
Основные понятие урока: труд, христианские заповеди, пост.
Ход урока
- Организационный момент – дети рассаживаются за столы по группам.
Учитель:
- Сегодня вам предстоит работать всем классом и в группах. Вспомним правила работы в группах.
- Чтобы определить тему нашего урока вам необходимо выполнить задание – составить известные пословицы из частей.
- Актуализация знаний.
Групповая работа: составление пословиц из частей (Приложение 1). Представители от групп зачитывают получившиеся пословицы. Члены групп объясняют значение пословиц.
Учитель:
- Что общего у всех пословиц, которые вы составили? (Все пословицы о труде.) Сегодня мы узнаем о труде христианина. (На слайде тема урока.)
3. Мотивационно-целевой этап.
Учитель.
- Как вы считаете, почему так много пословиц посвящено труду? (Ученики предлагают свои варианты ответа)
Далее учитель раздает карточки, на которых написана притча о труде. Ученики, прочитав текст, должны сформулировать проблему урока.
Детская сказка - притча о труде (Приложение 2):
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами.
Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор украли, а не помогло. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.
(www.lohmatik.ru)
- Выскажите свои предположения: что нам предстоит узнать на этом уроке?
Ученики предлагают свои варианты проблемы урока:
- Как в христианской вере понимается труд?
- Какое значение в христианстве имеет труд?
- Какой труд является (не является) полезным? (И др.)
4. Работа по теме урока.
Учитель:
- Вспомним, что о труде говорится в Библии. Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир, а потом - о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей, и где не было смерти. Заповедь труда была дана среди четырех заповедей: умножение жизни («плодись и размножайся»); возделывание сада; познание мира («нареки имена животных»).
(Работа с текстом учебника. Урок 29.)
Четвертую заповедь найдите в тексте учебника и подумайте, о каком ограничении для христиан она может говорить?
Четвертая заповедь: «Не вкушай плодов древа познания добра и зла».
Ученики:
- Четвёртая заповедь говорит о «посте».
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете, что такое пост? (Ученики предлагают свои ответы.)
Проверка и подтверждение высказываний детей с помощью слайда презентации.
«Пост - это традиция временного воздержания от питья и пищи (полностью или частично). В христианстве пост – это наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения».
Учитель:
- Можно ли сказать, что пост – это труд? (Труд души человека.)
Учитель выслушивает варианты ответов учеников, подводит детей к определениям:
1) Пост – это духовный труд человека, который связан с его внутренними ограничениями, с борьбой самим собой и который в итоге может излечить душу.
2) Пост и труд понятия близкие, так как они приводят человека к равновесию, дают возможность совершенствовать свой внутренний мир.
Учитель:
- Ребята, давайте вспомним рассказ о райском саде и о том, как первые люди были изгнаны из него? Что вы об этом знаете?
Учащиеся высказывают свои предположения:
«Бог создал первых людей: сначала Адама, а потом из его ребра Еву. Жили они счастливо в райском саду Эдеме. Всеми плодами этого сада могли пользоваться люди, кроме плодов древа познания. Человек должен был вкусить эти плоды, но не сразу. Однако люди не послушали Бога и попробовали плоды этого древа, и Бог изгнал их на землю».
Учитель.
- Уже первые люди должны были трудиться. Как вы думаете, в чем заключался их труд? (Ученикам предлагается ответить на данный вопрос, используя текст учебника.)
Ученики:
- Труд первых людей заключался в служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В самом древе познания не было никакого зла. Более того – оно было святыней.
Учитель:
- Как вы думаете, какими были первые грехи человека?
Ученики:
- Первыми грехами человека в истории и Библии были лень и гордыня. Ведь вместо того, чтобы пойти путем труда, люди решили без всяких усилий сразу стать богами. Они просто съели плоды дерева познания и тем самым подумали, что станут мудрыми. Однако мудрость никогда не дается без труда.
Учитель:
- Что этот рассказ нам говорит о христианском труде?
Ученики:
- Христианский труд - это труд, который делает верующего человека ближе к Богу через его стремление изменить себя в лучшую сторону, а потом и мир вокруг себя, стать мудрее.
Учитель:
- После того как люди совершили свой первый грех, Бог их все равно не оставил. Он пообещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда «в поте лица своего».
- Однако, подумаем: всякий ли труд хорош? Ребята, используя текст учебника и свои знания, ответьте на вопрос, какой труд напрасен с точки зрения христианства?
Возможные версии учеников:
1) Если человек работает только для своего обогащения, такой труд не приближает человека к Богу;
2) Вредной оказывается и такая работа, которая приводит к горю других людей;
3) Если цель человека дурна, то и труд по достижению такой цели не будет добрым.
Учитель:
- Распределите виды труда на 3 колонки (Приложение 3.): Труд на радость себе, Труд на радость людям, Труд на горе людям.
(Работа в группах. У детей на столах таблица, состоящая из 3 колонок и карточки с вариантами ответов. Детям нужно вклеить варианты ответов в соответствующие столбики таблицы. Далее представитель от каждой группы представляет у доски выполненное группой задание.)
Учитель.
- Попробуем сформулировать вывод: если человек трудится в первую очередь не для себя, а для других, и если он своим трудом не наносит вред окружающим, тогда такой труд можно назвать христианским. Тем самым он приносит пользу, и тогда его труд радует Бога.
- Дополните высказывание:
«Если человек работает, принося пользу людям, его труд… (радует Бога)».
Мы с вами изучали житие Сергия Радонежского. Вспомните, чем занимались все мужчины в семье преподобного Сергия? (Строили дома для погорельцев.) Как вы считаете, этот труд можно назвать христианским? Почему?
Во время I Мировой войны жена и дочери русского царя Николая II работали сёстрами милосердия в госпитале. Этот труд можно считать христианским? Почему?
- Прочитайте текст в рубрике «Это интересно» и попробуйте ответить на вопрос: Как должен быть вознагражден труд любого человека?
«Кто пашет, должен пахать с надеждою… Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиёт, и вопли жнецов дошли до слуха Господа».
(Из Библии)
Учитель:
- Во многих сказках показан труд человека. Вспомните русские народные сказки. Как трудились сказочные герои, и как был вознаграждён их труд? (На слайдах презентации дети рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам. Учащиеся называют сказку, имя героя, его труд, и чем герой был награждён за свой труд.)
- Ребята, что человек приобретает в процессе труда? (Пропитание, опыт, знания, в процессе труда укрепляется дух человека.)
- Составьте последовательность 1,2,3 из определений христианского труда, начиная от самого важного, по вашему мнению, пункта. Обоснуйте свой выбор. (Определения демонстрируются на слайде презентации.)
Христианский труд
- это различные запреты, которые укрепляют и обогащают душу человека;
- это честный труд;
- это труд, который приносит пользу всем людям и радует Бога.
5. Рефлексия.
Учитель:
- Так, что же такое труд с христианской точки зрения?
Возможные ответы учеников (Начало каждой фразы может демонстрироваться на слайде.):
1) Христианский труд – это не просто средство пропитания, это еще и лекарство, которое прописано человеку Богом.
2) Христианский труд – это источник опыта, знаний, который закаляет характер человека.
Индивидуальная работа по вопроснику.
- Оцените свою работу на уроке, ответьте на следующие вопросы:
1) Что я уже знал о христианском труде?
2) Что нового я узнал о христианском труде?
3) Что я хотел бы еще узнать о христианском труде, а может быть о понимании труда в мировых религиях?
Учащиеся выборочно озвучивают свои ответы на вопросы.
Учитель:
- Судя по вашим ответам, сегодня вы приобрели и новые знания и новый учебный опыт. Как вы считаете, этот ваш труд был полезным?
Вашими ответами мы наметили, что ещё интересно будет узнать на наших уроках.
6. Домашнее задание:
Устно ответить на вопросы после урока 29.
Список литературы
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012
3. . Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 20124.
4. Добрые детские сказки-притчи. – 2010 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.02.2015. – URL: http//www.lohmatik.ru/index.php (дата обращения: 28.02.2015).
Приложение 1.
Терпение и труд | не вытащишь рыбку из пруда |
Кто не работает | гуляй смело |
Дело мастера | все перетрут |
Делу – время | тот не ест |
Без труда | боится |
Кончил дело | потехе – час |
Приложение 2.
Детская сказка - притча о труде:
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами.
Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор украли, а не помогло. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.
Приложение 3.
Труд на радость себе | Труд на радость людям | Труд на горе людям |
Разрезные карточки для вклеивания в колонки таблицы
Продажа наркотиков | Качественное выполнение уроков | Организация праздника в детском доме |
Создание рекламы опасных для жизни развлечений | Пришивание пуговиц на своей рубашке | Постройка крепкого моста через реку между двумя деревнями |
Приготовление ужина для всей семьи | Украшение окон в классе к Новому году |
Приложение 4.
Слайды презентации:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Христианин в труде»
Пост - это традиция временного воздержания от питья и пищи (полностью или частично). В христианстве пост – это наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения .
М. Нестеров. Труды Сергия Радонежского. Августейшие сёстры милосердия
Труд в народных сказках
Христианский труд - это различные запреты, которые укрепляют и обогащают душу человека ; - это честный труд ; - это труд, который приносит пользу всем людям и радует Бога.
Труд с христианской точки зрения Христианский труд – это не просто средство ____________, это еще и _____________, которое прописано ___________ Богом . Христианский труд – это источник ________ и ___________, который закаляет ____________ человека. пропитания лекарство человеку опыта знаний характер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОРКСЭ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ» В 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» АВТОРЫ: А.Л. БЕГЛОВ, Е.В. САПЛИНА, Е.С. ТОКАРЕВА, А.А. ЯРЛЫКАПОВА
Данный урок по ОРКСЭ позволяет познакомить учащихся с тем, как в традиционных религиях России относятся к семье....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"
Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....