Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему: «Христианин в труде»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Гайнова Татьяна Владимировна

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему:  «Христианин в труде» к уроку №29, учебник «Основы религиозных культур и светской этики Основы Православной культуры», А. В. Кураев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему:

 «Христианин в труде»

(Учебник «Основы религиозных культур и светской этики.

Основы Православной культуры», А. В. Кураев, урок 29)

Цель: формирование понятия «труд христианина» как одной из ценностей православной культуры.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий):

- проверить знания учащихся по ранее изученному материалу;

- познакомить учащихся с понятием и значением христианского труда;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий):

- способствовать развитию у детей желания честно трудиться, в соответствии со своим возрастом и возможностями;  доброжелательности, понимания самостоятельности суждений;

- формировать коммуникативные навыки: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;

- научить применять полученные знания в личном жизненном опыте.

развивающие (формирование регулятивных универсальных учебных действий):

- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока с помощью учителя и самостоятельно;

- развивать умение обрабатывать информацию по указанным параметрам;

- производить рефлексию своей деятельности;

- оценивать степень успешности своей работы на уроке.

Оборудование урока:

  • мультимедийное оборудование;
  • мультимедийная презентация;
  • раздаточный материал – карточки с заданиями;
  •  учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, самостоятельная работа с учебником.

Основные понятие урока: труд, христианские заповеди, пост.

Ход урока

  1. Организационный момент – дети рассаживаются за столы по группам.

Учитель:

- Сегодня вам предстоит работать всем классом и в группах. Вспомним правила работы в группах.

- Чтобы определить тему нашего урока вам необходимо выполнить задание – составить известные пословицы из частей.

  1. Актуализация знаний.

Групповая работа: составление пословиц из частей (Приложение 1). Представители от групп зачитывают получившиеся пословицы. Члены групп объясняют значение пословиц.

Учитель: 

- Что общего у всех пословиц, которые вы составили? (Все пословицы о труде.) Сегодня мы узнаем о труде христианина. (На слайде тема урока.)

        

3. Мотивационно-целевой этап.

Учитель. 

- Как вы считаете, почему так много пословиц посвящено труду? (Ученики предлагают свои варианты ответа)

Далее учитель раздает карточки, на которых написана притча о труде. Ученики, прочитав текст, должны сформулировать проблему урока.

Детская сказка - притча о труде (Приложение 2):

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор украли, а не помогло. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

(www.lohmatik.ru)

- Выскажите свои предположения: что нам предстоит узнать на этом уроке?

Ученики предлагают свои варианты проблемы урока:

- Как в христианской вере понимается труд?

- Какое значение в христианстве имеет труд?

- Какой труд является (не является) полезным? (И др.)

4. Работа по теме урока.

Учитель:

- Вспомним, что о труде говорится в Библии. Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир, а потом - о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей, и где не было смерти. Заповедь труда была дана среди четырех заповедей: умножение жизни («плодись и размножайся»); возделывание сада; познание мира («нареки имена животных»).

(Работа с текстом учебника. Урок 29.)

Четвертую заповедь найдите в тексте учебника и подумайте, о каком ограничении для христиан она может говорить?

Четвертая заповедь: «Не вкушай плодов древа познания добра и зла». 

 Ученики:

- Четвёртая заповедь говорит о «посте».

Учитель:

-  Ребята, как вы понимаете, что такое пост? (Ученики предлагают свои ответы.)

Проверка и подтверждение высказываний детей с помощью слайда презентации.

«Пост - это традиция временного воздержания от питья и пищи (полностью или частично). В христианстве пост – это наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения».

Учитель:

- Можно ли сказать, что пост – это труд? (Труд души человека.)

Учитель выслушивает варианты ответов учеников, подводит детей к определениям:

1) Пост – это духовный труд человека, который связан с его внутренними ограничениями, с борьбой самим собой и который в итоге может излечить душу.

2) Пост и труд понятия близкие, так как они приводят человека к равновесию, дают возможность совершенствовать свой внутренний мир.

Учитель:

-  Ребята, давайте вспомним рассказ о райском саде и о том, как первые люди были изгнаны из него? Что вы об этом знаете?

Учащиеся высказывают свои предположения:

«Бог создал первых людей: сначала Адама, а потом из его ребра Еву. Жили они счастливо в райском саду Эдеме. Всеми плодами этого сада могли пользоваться люди, кроме плодов древа познания. Человек должен был вкусить эти плоды, но не сразу. Однако люди не послушали Бога и попробовали плоды этого древа, и Бог изгнал их на землю».

Учитель.

- Уже первые люди должны были трудиться. Как вы думаете, в чем заключался их труд? (Ученикам предлагается ответить на данный вопрос, используя текст учебника.)

Ученики:

- Труд первых людей заключался в служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В самом древе познания не было никакого зла. Более того – оно было святыней.

Учитель:

-  Как вы думаете, какими были первые грехи человека?

Ученики:

-  Первыми грехами человека в истории и Библии были лень и гордыня. Ведь вместо того, чтобы пойти путем труда, люди решили без всяких усилий сразу стать богами. Они просто съели плоды дерева познания и тем самым подумали, что станут мудрыми. Однако мудрость никогда не дается без труда.

Учитель:

-  Что этот рассказ нам говорит о христианском труде?

Ученики:

- Христианский труд - это труд, который делает верующего человека ближе к Богу через его стремление изменить себя в лучшую сторону, а потом и мир вокруг себя, стать мудрее.

Учитель:

-  После того как люди совершили свой первый грех, Бог их все равно не оставил. Он пообещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда «в поте лица своего».

- Однако, подумаем: всякий ли труд хорош? Ребята, используя текст учебника и свои знания, ответьте на вопрос, какой труд напрасен с точки зрения христианства?

Возможные версии учеников:

1) Если человек работает только для своего обогащения, такой труд не приближает человека к Богу;

2) Вредной оказывается и такая работа, которая приводит к горю других людей;

3) Если цель человека дурна, то и труд по достижению такой цели не будет добрым.

 Учитель:

- Распределите виды труда на 3 колонки (Приложение 3.): Труд на радость себе, Труд на радость людям, Труд на горе людям.

(Работа в группах. У детей на столах таблица, состоящая  из 3 колонок и карточки с вариантами ответов. Детям нужно вклеить варианты ответов в соответствующие столбики таблицы. Далее представитель от каждой группы представляет у доски выполненное группой задание.)

Учитель.

- Попробуем сформулировать вывод: если человек трудится в первую очередь не для себя, а для других, и если он своим трудом не наносит вред окружающим, тогда такой труд можно назвать христианским. Тем самым он приносит пользу, и тогда его труд радует Бога.

- Дополните высказывание:

«Если человек работает, принося пользу людям, его труд… (радует Бога)».

Мы с вами изучали житие Сергия Радонежского. Вспомните, чем занимались все мужчины в семье преподобного Сергия? (Строили дома для погорельцев.) Как вы считаете, этот труд можно назвать христианским? Почему?

Во время I Мировой войны жена и дочери русского царя Николая II работали сёстрами милосердия в госпитале. Этот труд можно считать христианским? Почему?

- Прочитайте текст в рубрике «Это интересно» и попробуйте ответить на вопрос: Как должен быть вознагражден труд любого человека?

«Кто пашет, должен пахать с надеждою… Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиёт, и вопли жнецов дошли до слуха Господа».

(Из Библии)

Учитель:

- Во многих  сказках показан труд человека. Вспомните русские народные сказки. Как трудились сказочные герои, и как был вознаграждён их труд? (На слайдах презентации дети рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам. Учащиеся называют сказку, имя героя, его труд, и чем герой был награждён за свой труд.)

- Ребята, что человек приобретает в процессе труда? (Пропитание, опыт, знания, в процессе труда укрепляется дух человека.)

- Составьте последовательность 1,2,3 из определений христианского труда, начиная от самого важного, по вашему мнению, пункта. Обоснуйте свой выбор. (Определения демонстрируются на слайде презентации.)

Христианский труд

- это различные запреты, которые укрепляют и обогащают душу человека;

- это честный труд;

- это труд, который приносит пользу всем людям и радует Бога.

5. Рефлексия.

Учитель:

- Так, что же такое труд с христианской точки зрения?

Возможные ответы учеников (Начало каждой фразы может  демонстрироваться на слайде.):

1) Христианский труд – это не просто средство пропитания, это еще и лекарство, которое прописано человеку Богом.

2) Христианский труд – это источник опыта, знаний, который закаляет характер человека.

Индивидуальная работа по вопроснику.

- Оцените свою работу на уроке, ответьте на следующие вопросы:

1) Что я уже знал о христианском труде?

2) Что нового я узнал о христианском труде?

3) Что я хотел бы еще узнать о христианском труде, а может быть о понимании труда в мировых религиях?

Учащиеся выборочно озвучивают свои ответы на вопросы.

Учитель:

- Судя по вашим ответам, сегодня вы приобрели и новые знания и новый учебный опыт. Как вы считаете, этот ваш труд был полезным?

Вашими ответами мы наметили, что ещё интересно будет узнать на наших уроках.

6. Домашнее задание:

Устно ответить на вопросы после урока 29.

Список литературы

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

3. . Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 20124.

4. Добрые детские сказки-притчи. – 2010 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.02.2015. – URL: http//www.lohmatik.ru/index.php (дата обращения: 28.02.2015).

Приложение 1.

Терпение и труд

не вытащишь рыбку из пруда

Кто не работает

гуляй смело

Дело мастера

все перетрут

Делу – время

тот не ест

Без труда

боится

Кончил дело

потехе – час

Приложение 2.

Детская сказка - притча о труде:

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор украли, а не помогло. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Приложение 3.

Труд на радость себе

Труд на радость людям

Труд на горе людям

Разрезные карточки для вклеивания в  колонки таблицы

Продажа наркотиков

Качественное выполнение уроков

Организация праздника в детском доме

Создание рекламы опасных для жизни развлечений

Пришивание пуговиц на своей рубашке

Постройка крепкого моста через реку между двумя деревнями

Приготовление ужина для всей семьи

Украшение  окон в классе к Новому году

Приложение 4.

Слайды презентации:

1 слайд

C:\Users\user\Desktop\ОРКСЭ Православие-поожения конкурсов\Урок Христианский труд - на конкурс\Христианский труд - слайды к уроку 29\Слайд1.JPG

2 слайд

C:\Users\user\Desktop\ОРКСЭ Православие-поожения конкурсов\Урок Христианский труд - на конкурс\Христианский труд - слайды к уроку 29\Слайд2.JPG

3 слайд

C:\Users\user\Desktop\ОРКСЭ Православие-поожения конкурсов\Урок Христианский труд - на конкурс\Христианский труд - слайды к уроку 29\Слайд3.JPG

4 слайд

C:\Users\user\Desktop\ОРКСЭ Православие-поожения конкурсов\Урок Христианский труд - на конкурс\Христианский труд - слайды к уроку 29\Слайд4.JPG

5 слайд

C:\Users\user\Desktop\ОРКСЭ Православие-поожения конкурсов\Урок Христианский труд - на конкурс\Христианский труд - слайды к уроку 29\Слайд5.JPG

6 слайд

C:\Users\user\Desktop\ОРКСЭ Православие-поожения конкурсов\Урок Христианский труд - на конкурс\Христианский труд - слайды к уроку 29\Слайд6.JPG

7 слайд

C:\Users\user\Desktop\ОРКСЭ Православие-поожения конкурсов\Урок Христианский труд - на конкурс\Христианский труд - слайды к уроку 29\Слайд7.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословицы Терпение и труд всё перетрут. *** Кто не работает, тот не ест. *** Дело мастера боится. *** Делу – время, потехе – час. *** Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. *** Кончил дело, - гуляй смело.

Слайд 2

«Христианин в труде»

Слайд 3

Пост - это традиция временного воздержания от питья и пищи (полностью или частично). В христианстве пост – это наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения .

Слайд 4

М. Нестеров. Труды Сергия Радонежского. Августейшие сёстры милосердия

Слайд 5

Труд в народных сказках

Слайд 6

Христианский труд - это различные запреты, которые укрепляют и обогащают душу человека ; - это честный труд ; - это труд, который приносит пользу всем людям и радует Бога.

Слайд 7

Труд с христианской точки зрения Христианский труд – это не просто средство ____________, это еще и _____________, которое прописано ___________ Богом . Христианский труд – это источник ________ и ___________, который закаляет ____________ человека. пропитания лекарство человеку опыта знаний характер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"

Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....