Этика наука о нравственной жизни человека.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Образовательные:

- познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;

- сформировать умение применять их;

- научить сопоставлять добро и зло.

Воспитательные:

-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_14.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Этика наука о нравственной жизни человека.

Цели урока.

Образовательные:

- познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;

- сформировать умение применять их;

- научить сопоставлять добро и зло.

Воспитательные:

-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
                                                                          Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Игра «Угадай слово».

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа в группах.

- Как нужно было поступить в этой ситуации?

- В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить. Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

2. Ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков.

Ситуация № 1. 

Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

Ситуация № 2. 

Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

3. Проблемное задание.

- Как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.

Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

- Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

4. Работа с учебником.

- Найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки?

5. Игра.

- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх).

•Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).

Перебивать старших…(невежливо).

Уступить место пожилому человеку… (вежливо).

•Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо).

6. Притча о доброте и вежливости.

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

—Зачем тебе это?— спросил мастер.

—Хочу стать сильным и непобедимым.

—Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

—Почему?

—Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

—Что тебе нужно?— спросил старый мастер.

—Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

ВОПРОСЫ.

- Какой совет мастер дал юноше?

- Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.

- Какой главный урок усвоил юноша?

-  Какова мораль этой притчи?

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Какое поведение вы не одобряете?

VI. Рефлексия. Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

VII. Итог урока.

- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия этика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»

Авторская работа эссе "Самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" для конкурса "Учитель...

"Нравственные качества человека" - урок ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе

Данный урок способствует  расширению  знаний учащихся о нравственных качествах человека;раскрывает значимость основных нравственных качеств  для самого ребенка и   общества в ...

Этика - наука о нравственности

Презентация к уроку ОРКСЭ...

Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая -  познакомить с поня...

Этика - наука о нравственной жизни человека

ОРКСЭ "Светская этика" 4 класс...

Презентация к уроку ОРКСЭ «Этика - наука о нравственной жизни человека»(модуль "Основы светской этики")

Презентация составлена к вводному уроку курса ОРКСЭ  в 4 классе , модуль "Основы светской этики".  Автор учебника А.И. Шемшурина....

Нравственная жизнь человека

Презентация к классному часу. Кто основал науку Этику, т. е. нравственную жизнь человека, нравственные нормы, кто такой культурный человек. Проверка ребят об усвоении материала....