Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Этика наука о нравственной жизни человека.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Образовательные:

    - познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;

    - сформировать умение применять их;

    - научить сопоставлять добро и зло.

    Воспитательные:

    -воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

    - воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

    Развивающие:

    - развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения

    -  развивать память;

    -  развивать умения преодолевать трудности;

    -  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_14.docx15.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Этика наука о нравственной жизни человека.

    Цели урока.

    Образовательные:

    - познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;

    - сформировать умение применять их;

    - научить сопоставлять добро и зло.

    Воспитательные:

    -воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

    - воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

    Развивающие:

    - развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения

    -  развивать память;

    -  развивать умения преодолевать трудности;

    -  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

    Задачи: 

    - воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

    - формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

    - развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

    - совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

    - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
                                                                              Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    II. Игра «Угадай слово».

    III. Сообщение темы и целей урока.

    - Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Работа в группах.

    - Как нужно было поступить в этой ситуации?

    - В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить. Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

    2. Ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков.

    Ситуация № 1. 

    Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

    Ситуация № 2. 

    Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

    3. Проблемное задание.

    - Как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.

    Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

    - Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

    4. Работа с учебником.

    - Найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки?

    5. Игра.

    - Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх).

    •Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).

    Перебивать старших…(невежливо).

    Уступить место пожилому человеку… (вежливо).

    •Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо).

    6. Притча о доброте и вежливости.

    Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

    —Зачем тебе это?— спросил мастер.

    —Хочу стать сильным и непобедимым.

    —Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

    —Почему?

    —Потому что тебе не с кем будет сражаться.

    Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

    —Что тебе нужно?— спросил старый мастер.

    —Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

    И тогда Учитель взял его в ученики.

    ВОПРОСЫ.

    - Какой совет мастер дал юноше?

    - Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.

    - Какой главный урок усвоил юноша?

    -  Какова мораль этой притчи?

    V. Закрепление изученного материала.

    1. Работа в группах.

    Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

    Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

    Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

    Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

    «А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

    После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

    Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

    - В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

    - Какое поведение вы не одобряете?

    VI. Рефлексия. Закончи предложение.

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я выполнял задания…

    Я понял, что…

    Я почувствовал, что…

    Я приобрел…

    Я научился…

    У меня получилось …

    Я смог…

    Я попробую…

    Меня удивило…

    Урок дал мне для жизни…

    Мне захотелось…

    VII. Итог урока.

    - С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

    - Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия этика?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

    В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...

    Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"

    Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Счастье и смысл жизни .4 класс

    Урок по модулю "Основы светской этики" раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни". Знакомит с новыми понятиями, создаёт условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счаст...

    Конспект урока на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

    Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.Задачи:Дать понятие:  ценность,  высшая ценность, воспитывать толе...

    Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

    Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

    урок ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

    Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценностиЗадачи:личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах...

    Эссе«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»

    Авторская работа эссе "Самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" для конкурса "Учитель...