Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Лохманова Елена Александровна

    Курс «Основы духовно-нравственной  культуры  народов России. Светская этика» представляет собой завершённую предметную линию для начальной школы, которая реализует модуль «Основы светской этики». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4_klass.docx59.44 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1.Закон  «Об образовании» РФ ( от  29 декабря 2012 г № 273-ФЗ)

2.ФГОС начального общего образования.

(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г № 373 «Об утверждении введения в действие ФГОС начального общего образования)

3.Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 г №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г №373

4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5.Планируемые  результаты начального общего образования

6.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

7.Как проектировать универсальные учебные действия.

9.«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от

28.03.2002  г. № 199/13).

10.«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.2821-10— Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача  РФ от 29.12.2010г. № 189)

11.Программа «Школа 2100 », 2012 г

(Авторская программа – Р.Н. Бунеев «Основы  духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика»)

12. Устав школы

13.  Учебный план МБОУ ООШ №54 с. Новый Егорлык имени Е. И. Игнатенко  на 2016 – 2017 учебный год

                   

                                                                                        Пояснительная записка

   В основу рабочей программы по курсу«Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская  этика»   для учащихся 4 класса МБОУ ООШ №54 с. Новый Егорлык имени Е.И. Игнатенко,  положена авторская программа, разработанная Д.Д.Даниловым, которая обеспечена учебником (Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И.Кремлева. «Основы  духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика»:Учебник для 4 класса», – Москва: Издательство « БАЛАСС», 2012. - 80с).

    Курс «Основы духовно-нравственной  культуры  народов России. Светская этика» представляет собой завершённую предметную линию для начальной школы, которая реализует модуль «Основы светской этики». Этот модуль выбран для апробации в рамкахрегионального эксперимента «Преемственность между ступенями обучения общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному образовательному стандарту.»

    Место предмета «Основы светской этики» в учебном плане

В соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ ООШ №54 с.Новый Егорлык имени Е.И.Игнатенко продолжительность учебного года во 2-4 классах составляет 34 недели. Поэтому данная рабочая программа рассчитана  на изучение предмета в количестве  1 часа  в неделю в течение  34 учебных недель, что составляет 34 часа. В соответствии с расписанием учебных занятий и государственными праздниками рабочая программа составлена на 33 часа.

      Личностные результаты освоения курса:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2) формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) формирование духовных и эстетических потребностей;

5) воспитание доброжелательности и отзывчивости;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты:

1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

2) знакомство с основами светской и религиозной морали;

3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с  литературой,  историей, изобразительным искусством, музыкой.

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

        Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языковыми средствами:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполните- ля, критика).

В соответствии с требованиями ФГОС учебник реализует деятельностный  подход через ряд деятельностно-ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. Материал всех параграфов изучения нового в учебнике выстроен в соответствии с технологией проблемного диалога. Она предполагает, что ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока, выполняют продуктивные задания, предваряющие каждый учебный текст.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В учебниках предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. В конце изучения темы каждого параграфа для ребят сформулированы жизненные задачи (они моделируют проблемные ситуации из жизни) и предложены темы разнообразных проектов. При этом решение жизненных задач, а также выбор и осуществление проектов требуют от учеников применения приобретённых или актуализированных при изучении темы знаний и умений. Так осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным, прежде всего, на формирование универсальных учебных действий.

Этапы технологии: продуктивного чтения, технологии учебных достижений, которые введены на страницы учебника, подсказывают алгоритм работы, позволяющий учителю понимать, что идёт за чем.

Структура параграфа помогает учителю разобраться в системе заданий, которые работают, в том числе, и на универсальные учебные действия, заявленные сегодня в планируемых результатах ФГОС.

Условные обозначения, плашки с описанием видов деятельности (этапов урока) нацеливают учеников на проблемно-диалогическую работу с материалами учебника.

Сквозные персонажи реализуют  принцип  психологической  комфортности ученика на уроке и позволяют ему раскрыться не только в учебной, но и практической деятельности.

Учебный модуль «Основы светской этики»осуществляет  преемственность курса естествознания. Реализация интеграции  происходит  как через учебную деятельность, с такими предметами как: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология,  русский язык, так и различных форм внеучебной  деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Содержание учебного материала:

Учебник состоит из трех глав, каждая из которых решает свою задачу.

 Как работать с учебником. Введение «Россия – наша Родина!» (2 часа)

Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. Общее на всех языках. Ценности народов России. Чем богат духовный мир человека.

Глава 1.«КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?» (12 ч.)

   В параграфах первой главы раскрывается смысл основных этических категорий – добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие. Большинством этих слов четвероклассники активно пользуются в своем общении, однако далеко не всегда в состоянии сформулировать их смысл. Именно в этом и заключается основная задача первой главы – раскрытие общечеловеческих нравственных ценностей через осмысление основных этических понятий.

Глава 2. «КАКОВЫ ИСТОКИ ПРАВИЛ МОРАЛИ?» ( 8 ч.)

   В параграфах второй главы ставится новая проблема – откуда к нам пришли этические, нравственные правила, что является их источником. Таким образом, задача главы – осмыслить этическую ценность таких общественных институтов как семья, национальность, религия, атеистическое мировоззрение.

Глава 3.«КАКИЕ ПРАВИЛА МОРАЛИ ОСОБЕННО ВАЖНЫ В ШКОЛЕ?»( 6 ч.)

 В параграфах третьей главы  осуществляется осмысление этических правил и норм в рамках школьных коллективов. Понятно, что за 22 часа  в 4 классе нереально обучить нравственности. На воспитание должна работать вся образовательная среда школы, внеклассная работа, общие дела, общение.Данную цель выполняют проекты, которые решают поставленные задачи. На проекты выделено12 часов учебного курса.  Остальные  проекты выполняются  в рамках интеграции урочной и внеурочной  деятельности.

Представление проектов по курсу( 6 ч.)

Рекомендуемые темы для проектов:

Глава 1. «КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?»

«Граница между добром и злом»

«Жили – были добрая и злая сказка» (спектакль)

«Добрый сюрприз для доброго человека» и «Добрый сюрприз для недоброго человека» (выполнение игрушек)

«Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика»»  (сообщение – презентация)

«Зов долга и совести»

«Муки совести в судьбе известных литературных героев» (сообщение – презентация)

«Народные пословицы о совести и долге» (пластилиновая композиция)

«Долг в жизни  людей разных профессий» (игра-викторина)

«Честь и достоинство»

«Способы защиты чести и достоинства» (книжка – раскладушка)

«Вызов на дуэль для защиты чести.19 век.»(инсценировка)

«Реконструкция дуэли (известного человека, например, А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова)»

«Поиски счастья»

«Поиски смысла жизни» (маленький детективный спектакль)

«Счастливые минутки» (журнал для детей)

«Карта фантастической страны, на которой нарисован маршрут поиска счастья»

«Золотое правило нравственности»

«Справедливость и милосердие»

«Характер человека, с которым я хотел бы общаться» (книжка-комикс)

«Страшная сказка: один день без «золотого правила нравственности»(инсценировка – миниатюра)

«Случаи из моей жизни, когда кто-то проявил справедливость и милосердие» (рассказы)

Глава 2. «КАКОВЫ ИСТОКИ ПРАВИЛ МОРАЛИ?»

«Добрые традиции нашей семьи»

«Моя любимая семейная традиция» (рисунок с подписью)

«Каким добрым правилам меня научила моя семья» (сочинение-размышление)

«Добрые игры, в которые мы играем всей семьёй» (Фестиваль одноклассников)

«Добрые сказки разных народов» (сообщение-доклад)

«Добрый народный обряд» (аппликация или пластилиновый макет)

«Добрые песни разных народов» (Фестиваль одноклассников)

«Взгляд светский и религиозный»

«Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило нравственности»» (сообщение)

«Спор верующего и атеиста о добре и зле, заканчивающийся примирением»

Глава 3. «КАКИЕ ПРАВИЛА МОРАЛИ ОСОБЕННО ВАЖНЫ В ШКОЛЕ?»

«Правила поведения в школе»

«Проект конституции нашего класса» (документ)

«Новые ситуации 5-го класса» (придумать ситуации, разработать правила поведения в группах)

«Этикет-форма для содержания этики»

«Неразлучная пара: правило этики и норма этикета»

«Правила и этикета: вчера, сегодня, завтра» (мини-спектакль)

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:

  знать/понимать:

    - общие этические понятия на разных языках России;

    - общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

    - понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская;

   - «Золотое правило нравственности»;

   -  ценные качества человеческой души;

   - ценности рода и семьи;

   - правила морали разных религий, светские правила;

   - как появилась семья;

   - семейные традиции;

   - правила поведения в школе;

   - права и обязанности школьника;

   - правила дружбы;

   - понятие: этикет;

   - сокровища нравственности;

   - нематериальные ценности;

   - кодексы  мужского поведения в разные времена;

   - понятия: кодекс чести рыцаря, дворянина, светского аристократа;

   - роли в семье;

   - кодексы женского поведения в разные времена;

   - положение женщины в семье;

   - понятия: леди, джентльмен;

   - кодексы чести разных профессий;

   - понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

   - понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.

      уметь:

    - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

    - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

    - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

    - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

     - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

     - строить отношения между людьми в школе;

     - жить по законам чести;

     -  держать слово;

     - иметь силу воли;

    -   применять в жизни кодексы мужского и женского поведения;

    - строить отношения в семье;

    - быть леди и джентльменом;

    - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

    - жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;

   -  любить страну, Родину и Отечество.

  ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

             

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). С учетом этого в классах этой параллели разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».

Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.    

            В авторскую программу не были внесены изменения.

       

Учебно-методическое обеспечение

 Для учащихся:

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.- М., Баласс, 2012

Для учителя:

Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4-5 класс». - М.: Просвещение, 2010

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.- М.: Баласс, 2012

3. ЭОР. Иоффе А.Н. ОРКСЭ. Методические рекомендации.

4. Мацыяка Е. В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики», «Просвещение», 2010)

     5.  Данилюк А. Я.  Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.-М.: Просвещение, 2010

     6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ под ред.     В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова.- М.: Просвещение, 2010.

7. Компьютер

8. мультимедийная доска

9. проектор

10 видеомагнитофон, DVD.

     Наглядные пособия:

Рождество Христово и новая эра.

Города России: единство и разнообразие.

Москва-столица России.

Москва в произведениях художников.

Герб Москвы

Герб России.

Празднование Пасхи и двунадесятых праздников.

Православный храм

Образы русских монастырей.

Список дополнительной литературы

Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.

Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.

Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.

Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений.

М., 2005.

Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.

Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.

Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.

Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.

Остер Г. Вредные советы. М., 1998.

Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.

Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.

Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.

Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.

М., 1990.

Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.

Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.

Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.

Нравственный портрет воспитанного младшего школьника

Добрый, не причиняющий зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий красоту мира

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Смелый и решительный

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России)

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Предметные результаты

Универсальные Учебные Действия

(УУД)

1,2

Введение. Россия – наша Родина.

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

02.09

09.09

Знать понятия: Родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. Научится работать с дополнительной литературой

Л.: -положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

П.: -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

Р.: -умеет организовывать своѐ рабочее место и работу;

-сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.

К.: - оформляет свою мысль в устной речи;

-умеет задавать уточняющие вопросы;

- осознанно читает вслух и про себя

Глава 1.

Как отличить добро от зла?

3,4

Граница между добром и злом.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

16.09

23.09

Уметь    пользоваться  основными  и этическими понятиями : добро, и зло

Л.: - старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;

- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.

К.: - обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух

5,6

Долг и совесть.

«Составить предложение со словом долг и совесть»

30.09

07.10

Знать: понятия долг, совесть, стыд, моральный долг.

Уметь: объяснять своими словами значение выражений и различия между ними: отдать долг, исполнить долг, быть в неоплатном долгу, по долгу службы, по зову долга, есть стыд – есть и совесть, моральный долг.

Р – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – выражение своих мыслей.

7,8

Честь и достоинство.

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках.

14.10

21.10

Знать: понятия честь, достоинство, дело чести, человек чести, чувство собственного достоинства.

Уметь: объяснять, чем честь отличается от  достоинства; объяснять смысл выражений: «Честь – сосуд, покров души, под которым душа хранится живой»; «Жизнь наша принадлежит Родине, а честь – никому!»; «Незапятнанная честь».

Знать: понятия  мечты, счастье, смысл жизни.

Уметь: объяснять своими словами, что такое счастье, смысл жизни.

Р – определять самостоятельно критерии оценивания.

П – поиск и выделение необходимой информации.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – участвовать в диалоге.

Р – планировать алгоритм выполнения заданий.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – ценить и принимать ценности.

К – высказывать свою точку зрения.

9,10

Счастье и смысл жизни.

Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах.

28.10

11.11

11,

12

Справедли-вость и милосердие.

Беседа

Составление словаря терминов и понятий

18.11

25.11

Знать: понятия справедливость, милосердие, золотое правило нравственности.

Уметь: объяснять своими словами смысл пословиц и изречений о справедливости, составлять правила поведения по типу «золотого правила нравственности».

Р – оценка.

П – извлечение необходимой информации.

Л – личностное переживание.

К –         сотрудничать в совместном решении проблемы.

13,

14

Представление проектов по теме

«Как отличить добро от зла»

Драматизация

Интервью

02.12

09.12

Знать: где в жизни нам пригодится правильное понимание добра и зла.

Уметь: объяснять свой выбор поступков, своё отношение к ним.

Р – оценка.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – сотрудничать в совместном решении задачи.

Глава 2.

Каковы истоки правил морали?

15,

16

Ценность рода и семьи.

Составление галереи образов

16.12

23.12

Знать: понятия род, семья, любовь, семейные традиции.

Уметь: объяснять своими словами  смысл выражений: семья – источник нравственности, нравственная

Р – самооценка

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – выражение своих мыслей.

17,

18

Образцы культуры народов.

Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах.

13.01

20.01

Знать: чем отличаются народы друг от друга и что у них общего; общие нравственные правила разных народов России.

Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: культура народа, культура народов России, духовно-нравственная культура, духовно-нравственная культура народов России.

Р – саморегуляция.

П – смысловое чтение.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – выражение своих мыслей

Р – целеполагание.

П – смысловое чтение.

Л – уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

К – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Р – оценка.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – личностное переживание.

К – сотрудничать в совместном решении задач.

19,

20

Взгляд светский и религиозный.

Беседа

Составление словаря терминов и понятий

27.01

03.02

Знать: понятия религия, религиозная община, атеисты, светские правила.

Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: нравственность верующего человека, религиозная мораль, религиозная этика, светские правила морали, светская этика.

21,

22

Представление проектов по теме

«Каковы истоки морали?»

Интервью

Драматизация

10.02

17.02

Знать: истоки общих правил поведения в семейных ценностях, образцах народной культуры, религиозных  и светских традициях.

Уметь: использовать знания о семейных ценностях, народной культуре, традициях религий и светской этики для объяснения выбора поступков, своего отношения к ним.

Глава 3.

                                                                        Правила морали особенно важны в школе?

23,

24

Правила поведения в школе.

Ролевая игра.

Самостоятельная работа: составить план статьи

03.03

10.03

Знать: зачем в школе нужны особые правила поведения.

Уметь: объяснять правила действия в различных школьных ситуациях.

Знать: в чем сходство и различие слов этика и этикет; зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе.

Уметь: объяснять значение высказываний об этикете, соблюдать правила этикета.

Знать: в чем сходство и различие слов этика и этикет; зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе.

Уметь: объяснять значение высказываний об этикете, соблюдать правила этикета.

Р – саморегуляция.

П – понимать правила поведения в школе.

Л – личностное переживание.

К – планирование способов взаимодействия.

Р – самостоятельное создание алгоритмов действий.

П – анализ,сравнение,обобщение.

Л – нравственно-эстетическое оценивание.

К – выражение своих мыслей.

Р – оценка.

П – построение логической цепи рассуждений.

Л – личностное переживание.

К – сотрудничать в совместном решении задач.

25.

26

Этикет- форма для содержания этики.

Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах.

Совершенствуют умения в области коммуникации

17.03

24.03

27,

28

Представление проектов по теме

«Какие правила морали важны в школе?»

Беседа

Драматизация

Интервью

07.04

14.04

Представление проектов по курсу

29,

30

Представление проектов по теме

«Добрый сюрприз для недоброго человека»

Беседа

Драматизация

Интервью

21.04

28.04

Уметь создавать проекты

Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу

Л.: Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации

31,

32

Представление проектов по теме

«Муки совести в судьбе известных героев»

Беседа

Драматизация

Интервью

05.05

12.05

33

Представление проектной мастерской

«Поиски счастья»

Беседа

Драматизация

Интервью

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)

Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Основы мировых религий...

Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с  Федеральным государстве...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-2017 учебный год А. И. Шемшурина

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа ОРКСЭ, 4 класс. УМК А. Кураева «Основы православной культуры»

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры&r...