ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Православная молитва»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Прохорова Татьяна Васильевна

План - конспект, технологическая карта урока с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_otchet_po_orkse.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Православная молитва»

ФИО :Прохорова Татьяна Васильевна 

Место работы: МБОУ «СОШ с. Стригай» Базарно Карабулакского района Саратовской области

Должность: учитель начальных классов

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

Тема и номер урока в теме «Православная молитва» №4

Базовый учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» Издательство «Просвещение»

              Цель  урока: Формирование  духовно-нравственных качеств личности у учащихся 4  класса  средствами  курса ОРКСЭ  по теме      «Православная молитва»  Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом. Формирование понятий «православие», «мольба», «молитва».

          Задачи: 1.Сформировать представление о православной молитве.

        2.Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.

       3.Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • - личностные:  Смыслоопределение, самоопределение, целеполагание. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах 

-метапредметные 

  • Овладение навыками смыслового чтения неадаптированного текста. Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.

Познавательные УУД:

получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;

делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы;

ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

Регулятивные УУД:

получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД:

участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;

умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание.

  • -предметные : осознание причины и значения понятий.
  1. Тип урока:  Объяснение нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

          12.Необходимое техническое оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Основы православной культуры

Класс: 4

Тема урока: «Православная молитва»

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1 мин

Вхождение в атмосферу; создание позитивного

настроя на работу.

Приветствует учащихся. Предлагает эмоциональную разминку «Доброе утро», обмен чувствами.

-Сегодня мы с вами продолжим духовно обогащаться и узнаем много нового и интересного.

Приветствуют друг друга, обмен чувствами

Формирование умения выстраивать речевые конструкции. Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

1 мин

Самоопределение к деятельности

- Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

- Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?

Новых знаний

Мы должны внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, если это необходимо.

Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова Святого Филарета, митрополита Московского Молитва без любви не бывает услышана. (Слайд1 )

                                                                                                       

3 мин

Целеполагание и мотивация

Во время просмотра фото православного храма и прослушивания звона колоколов происходит эмоциональное погружение в тему

Слайд 2-й фото православного храма

- Ребята, что вы видите на экране?

- Что вы знаете о православном храме?

- Приходилось ли вам слышать колокольный звон?

Звучит звон колоколов)

- Когда и зачем звонят колокола

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса?

 - Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

- храм, церковь,

-Храм – это сооружение православных христиан. Там люди молятся.

-Да

- В старину звонили в случае опасности и возвещая о радостной вести, например о победе в сражении, колокола призывают к молитве верующих,

О молитве

-О православной молитве.

-Какие бывают молитвы, зачем и как надо молиться.

Познавательные УУД:

получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;

Регулятивные УУД:

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.

5 мин

Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания Открытие новых знаний

1.Работа с новой терминологией.

Разбираем слово «молиться  Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно.

А к кому мы обращаемся смиренно с просьбой. К тому, кто может нам помочь, потому что имеет больше возможностей, больше власти. К тому, кто более могущественен  - к господину.

Человек оказывался в трудном положении. Сам справиться с проблемой или бедой было не в его силах, и он обращался с просьбой о помощи к другому человеку – властелину, господину, который наделен большими возможностями и полномочиями. Приходил с поклоном, что означало его смирение и умаление себя, как не могущего справиться с данной проблемой. Приносил дары, чтобы умилостивить и отблагодарить за помощь. Восхвалял за милосердие, т.е. славил. Значит, слово «молиться» включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Именно поэтому наши предки для обращения к Богу выбрали такое емкое слово «молиться».

- Как же  вы понимаете значение слова «молиться»?

-Мы разобрались, что молиться - это значит просить, благодарить и славить. Поэтому и молитвы у православных трех видов. Найдите и прочитайте об этом в учебнике.

-Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.  

-Как вы думаете, что такое молитва?

- А что значит православная молитва? (Слайд 3 )

-А как вы думаете, что мы приносим в дар Господу за его благодеяния?

-«просить», и «благодарить», и «славить».

«просить», и «благодарить», и «славить».

Мольба ,обращение к Богу, просьба,благодарность, разговор, беседа

-Умение правильно славить Бога,

-Мольба ,обращение к Богу, просьба,благодарность, разговор, беседа

-Умение правильно славить бога

-Наше чистое сердце и наши добрые дела

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы;

ориентироваться на развороте учебника, умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные УУД:

умение получать первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;

умение выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока;

 умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

15 мин

Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Сейчас мы поработаем по учебнику.на странице 12. Внимательно читайте и найдите ответы на вопросы: что такое молитва? Чем она отличается от магии? Какие бывают молитвы?(Вопросы на слайде)

1. Ответы на вопросы после чтения учебника.

-Чем молитва отличается от магии? (Слайд 5)

- Какие бывают молитвы?

- Что значит «молитва-просьба»? (Слайд 6)

- За что можно благодарить Бога?

- Что значит «молитва-благодарение»? (Слайд 7)

- Как вы поняли, что такое молитва-славословие? (Слайд 8)

-Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите. Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

- О чём бы вы молили Господа?

- Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?  Один человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего!

Другой молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость…

- Что вы можете сказать об этих людях?

-- Про себя (это будет только ваш секрет) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

- Оглянитесь вокруг, посмотрите  хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

К сожалению, учебник не рассказал нам еще об одной важной и необходимой для человека молитве- покаянной. Что значит покаянная молитва? —Содержащая в себе покаяние Очень часто в жизни мы слышим: «Покайся и Бог простит». Но не все знают истинное значение слова «ПОКАЯНИЯ» - «ПОКА Я НИ Я». Мы привыкли каяться за свершаемые грехи и поступки. Но продолжаем совершать их снова и снова. Настоящий же момент раскаяния происходит тогда, когда мы перестаем совершать плохое и скверное, разворачиваем свою жизнь на 180 градусов. И начинаем жить любовью и творчеством. Когда мы обретаем себя – свое истинное Я

Видео 42 сек

Какая молитва называется покаянной?

Читают статью учебника

(с. 12)

-Молитва противоположна магии. Магия – это колдовство и оно осуждается мировыми религиями.

Дети отвечают, опираясь на слайды.

- Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…-

-За исцелении от болезни.

- за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

- за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

- благодарность по получении просимого.

Молитва – благодарение - за всякое благодеяние Божие.

-Молитва – славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

-О здоровье своём и родителей, о хорошей учёбе и т.д.)

-Да

-Первый думает больше о себе, а второй заботится о своих близких.

- За то, что мы здоровы, за обед, за ясный день,…..

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

Познавательные УУД

извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

учет разных мнений

Личностные УУД

самоопределение

7 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Знакомство с молитвой “Отче наш”.

- Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

Слушание «Отче наш»в записи показ текста молитвы на слайде

Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник

- В этой молитве вам встретятся непонятные слова, посмотрим их на слайдах.

Слайды с объяснением слов

 -У вас на столах лежит текст молитвы Отче наш. Заполним таблицу Звучит пьеса «Утренняя молитва»

Весь класс работает на индивидуальных листах (проверка осуществляется в парах – один читает слово молитвы- другой объяснение

Слушают

заполняют таблицу (раздатка)

Коммуникативные УУД

сотрудничать в паре

Познавательные УУД

преобразовывать информацию

5 мин

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

-Итак, мы пополнили свои знания, а теперь давайте попробуем применить полученные знания на практике.

- Установите линии соответствия. (Слайд 25)

- Дополните  предложения верными словами (на листах 1-й ряд) (Слайд 26)

- Распределите словосочетания по столбикам  (на листах 2-й ряд) (Слайд 27)

Учеными доказано, что под действием слова изменяется молекула воды.

Слайд с кристалами

- В православии признается, что и человек меняется во время молитвы. Как вы думаете почему?

- Что такое благодать? Найдите  объяснение этого слова в учебнике на стр. 14

 (Слайд).

- Какие люди являются святыми? (иллюстрация из учебника стр. 14)

 

Работают в парах

-на него снисходит благодать

Читают информацию о понятиях «благодать», «святые» в учебнике

-благодать – добрый дар

 

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в коллективном обсуждении выполненного задания;

умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

умение отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного, умение осуществлять самоконтроль.

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Познавательные УУД

(извлечение необходимой информации из текста)

Коммуникативные УУД

(учет разных мнений)

Личностные УУД

самоопределение

6 мин

Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Подведение итогов

- С какими понятиями мы сегодня познакомились? (Слайд.

- А вот теперь каждый из вас тихо-тихо посидит в тишине и каждый подумает – какой образ у него возникает при слове «молитва»: предмет, явление природы или что-то другое.

- Напишите каждый свой образ, который вы представили на листочке.

- Объединитесь в пары, какие слова у вас получились?

- Объединитесь в четвёрки, сравните свои образы. Выберите один образ для группы, который вам больше всего понравился.

- Давайте создадим образ молитвы в группах.

Запись «Господи научи меня искусству маленьких шагов»

-Вот сколько образов у нас получилось. А для чего мы их создали?

- Что даёт молитва человеку?

- Как действует молитва на душу человека?

- Кому мы можем рассказать, что такое молитва, используя наши образы?

- Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку.

- А какая молитва считается неправильной?

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Прочтем его хором.

- Так что же мы должны помнить, читая молитву?

- Молитва, православие, , благодать,

Горящая свеча, библия,  крест, икона, лампадка, храм, ангел, голубь, фонарь, дети, тишина, спокойствие,

(дети рисуют)

Чтобы лучше понять, что такое молитва

тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать – добрый дар, то человек меняется

-Человек становится добрее, милосерднее, терпимее

-родителям, друзьям, в другом классе

-если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.

Регулятивные УУД:

умение оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

умение проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД:

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной речи

Регулятивные УУД:

оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные УУД:

самостоятельно делать выводы

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

2 мин

Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания

Ребята, в карточках , которые лежат перед вами поставьте напротив каждого пункта разноцветные значки:
Что такое православие?

Что такое молитва?

Какие молитвы бывают?

Что значит слово «благодать»?

Кого мы называем святыми?

Красный - знаю, могу подробно рассказать об этом.

Синий - в общем представляю, смогу рассказать кратко.

Жёлтый - не смогу рассказать об этом (не понял).

-Ты носишь имя своего святого. Узнай, что означает твоё имя и чем прославился тот святой, в честь которого это имя вам дано. Оформи страничку для классного альбома на листе формата А-4.

-Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров,

И капли слёз твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, Ангел твой хранитель

Все слёзы эти соберёт

И их в надзвёздную обитель

К Престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог – в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.

Спасибо за работу!

Заполняют карточки

Познавательные УУД

самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД

использование критериев для обоснования своего суждения

Личностные УУД

осуществление личностного морального выбора

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

А.В. Кураев «Основы православной культуры» Издательство «Просвещение»

Дополнительная

  • раздаточный материал(карточки)

Интернет-ресурсы

http://moysosh4.ucoz.ru/load/dlja_uchitelja/nachalnaja_shkola/kurs_orkseh_modul_osnovy_pravoslavnoj_kultury_urok_4_quot_pravoslavnaja_mol


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Православная молитва"

Урок в соответствии с ФГОС....

Урок "Православная молитва"

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся....

Разработка урока Православная молитва (ОПК ОРКСЭ) 4 класс

Материал составлен с использованием учебника Основы православной культуры, автор Т. А. Костюкова, содержит конспект урока и презентацию....

учебно-методическая разработка урока «Православная молитва»

Урок «Православная молитва» разработан для обучающихся 4 классов.    Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.  В условиях современного общества проблема духовно-нр...

УРОК "Православная молитва"

Урок Православная молитва...

Урок "Православная молитва" ПК 4 кл. курс ОРКСЭ

На уроке учащиеся получат представление о том, что такое православная молитва, какую роль она играет в жизни православного человека.  Дети узнают чем отличаются друг от друга молитва - благодарен...