УРОК "Православная молитва"
план-конспект урока (4 класс)

Щербакова Анна Николаевна

Урок Православная молитва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл православная молитва29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Методическая разработка урока

на тему «Православная молитва»

учитель начальных классов

Щербакова Анна Николаевна

октябрь 2020

Модуль: «Основы православной культуры».

Технологическая карта «Православная молитва»

Тема урока

Православная молитва.

Класс

4 класс

Идея

Молитва как разговор человека с Богом, помогающий становиться лучше.

Цель

формирование у учащихся представления о сущности молитвы в православии.

Задачи

  1. Раскрыть понятия и связь слов «молитва», «святые», «благодать».
  2. Показать роль молитвы в жизни православного человека.
  3. Познакомить учащихся с видами молитв.
  4. Познакомить с главной православной молитвой «Отче наш», узнать ее смысл и происхождение.
  5. Помочь учащимся сделать вывод о том, что молитва есть общение с Богом, укрепляющее человека в его вере.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Правила молитвы. Познакомить учащихся с понятиями «святые» и «благодать».

Предметные умения

УУД

Объяснять и понимать значение слов «молитва», «святые», «благодать».

Понимать смысл главной православной молитвой «Отче наш». Осознание отличия материальных благ от духовных радостей.

Личностные: способствовать формированию духовной личности ребенка на основах религиозных ценностей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. Умение высказывать свое предположение на основе работы с мультипликационными фильмами, иллюстрациями и текстом учебного пособия.

Познавательные:

Перерабатывать и применять полученную информацию.

Умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема)

Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии поставленными задачами.

Умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир, литературное чтение.

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Учебник, раздаточный материал, мультимедиа.

I этап. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда-

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из Вас гений.

Но без труда талант не впрок

Высказывайте свои мнения,

И вместе проведем урок.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки – пожелание удачной работы на уроке.

II этап. Сообщение темы и целей урока.

- Какой огромный этот мир,

Как велика ты матушка – Земля!

А в этом мире разве мы одни?

Прислушайтесь, что говорит религия.

Рядом с человеком есть мир невидимый,

Разумный и духовный, его не видим мы.

Но чувства, мысли, убеждения,

Влияют на поступки и наше поведение.

И если совесть с разумом не рядом,

То получается невежество и зло,

А где добро, любовь, отрада,

Там хорошо, там людям повезло.

Кто дал такие нам дары,

Что можем верить и любить?

Кто создал этот чудный мир,

 Где так прекрасно жить?

Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

         Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д. Можно вспомнить сказки Ханс Гристиан. Андерсена "Снежная королева" и  Валентин Петрович  Катаева «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью, ради спасения других людей.

Учитель:

 Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.

А как люди могут беседовать с Богом, чтобы он их услышал? (Молиться).

Слово православие – что оно может обозначать? (Умение правильно славить Бога, то есть молиться).

Тема урока появляется на экране.

- Давайте сформулируем вопросы по теме урока. (Дети формулируют вопросы, учитель фиксирует их на доске.)

 1. Что такое молитва?

2. Какие молитвы бывают?

3. Как молятся православные люди и как надо молиться?

4. Зачем люди молятся?

- Данные вопросы и будут нашим планом урока, давайте последовательно отвечать на них.

III этап. Изучение нового материала.

- Давайте прочитаем первый вопрос. (Что такое молитва?) Ученики записывают слово «молитва» в тетрадь.

- Кто-нибудь из Вас знает, что такое молитва? (Работа с презентацией и материалом в учебнике.) Разберём  слово «молиться». Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения – умаляться, делаться меньшим. Например «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным


Ученики записывают определение в тетрадь.

- Прочитаем второй вопрос.  Какие молитвы бывают? Существуют разные виды молитв для разных случаев жизни. У православных людей есть три вида молитвы. Пожалуйста, прочитайте текст учебника на с.12-13 и заполните таблицу.

Ученики работают в группах: 1 группа « молитва – просьба», 2 группа « молитва благодарственная», 3 группа «молитва – славословие».

Виды молитв

Ключевые слова

молитва – просьба

просит помощи, защиты, житейских и духовных благ

молитва - благодарение

редкая, благодарность Богу за полученное

молитва – славословие

самая высокая молитва, человек переживает радость от встречи с Богом, ликует

 - Действительно, самым распространенным и самым простым видом молитвы является просительная. Христос обещал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» Эти слова – не пустой звук. Христиане на собственном опыте знают, как помогает Бог тем, кто обращается к Нему. Мы просим и прощения грехов, и помощи в добродетелях, и решения наших повседневных забот, ведь для Бога нет ничего невозможного. Но просить нужно с верой, не сомневаясь в том, что Бог силен исполнить просимое, иначе Господь не захочет отвечать такому двоедушному человеку. Господь не исполняет просьбы вредные и неблаговременные.

      Более совершенным видом моления является молитва благодарственная. Апостол повелевает: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».  Должно благодарить Творца и за беду, и за счастье, и за удачу, и за провал. Ведь все это посылается Всемогущей рукой для нашего блага.

     Но высочайшим видом молитвы является молитва славословие. Хвалящий прославляет Бога за Его Божественные совершенства и великие дела, сотворенные Владыкой Вселенной. Молясь этой молитвой, человек уже не думает о себе и своих нуждах, но, подобно Ангелам, стоит в изумлении перед величием славы Бога Всемогущего.

- Вы  все знаете  слово спасибо? А знаете ли вы, что произошло оно в давние времена. Тогда люди, благодаря, говорили друг другу: «Спаси  Бог». Да и теперь верующие люди друг другу так говорят. А потом выражение сократилось, и из «Спасибо Бог» образовалось «спасибо».

Физминутка:

Звучит музыка «Одинокий пастух» мелодия

Ребята, расслабьтесь, облокотитесь на спинку стула, опустите руки вдоль тела, расслабленную голову запрокиньте назад.

Закройте глаза прислушайтесь к музыке. Над вашей головой лазурное небо, медленно плывут облака. Лучи солнца нежным прикосновением согревают вас и все прекрасное на земле. Вдохните глубоко, почувствуйте простор, красоту и свежесть воздуха. Откройте глаза. Сядьте ровно.

- - Как вы думаете, а когда чаще всего человек обращается к Богу? (В минуты жизни трудные.)

Стихотворение М. Лермонтова «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

- Как вы поняли, почему стихотворение называется «Молитва»?

- - Какие признаки молитвы вы могли видеть в стихотворении?

- Когда и почему лирический герой обращается к Богу с молитвой?

- Какие переживания от испытывает после «молитвы чудной»?

- Как вы думаете почему?

- А какую молитву мог читать М. Лермонтов, такую чудную, от которой легко на сердце? (Отче наш)

Отче наш - образец  любой молитвы, с  которой  мы  должны  обращаться  к  Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва  эта  называется  Господней,  потому  что  её  дал  сам  Иисус  Христос Своим  ученикам,  когда  они  просили  его  научить,  как  им  молиться. Поэтому  эта молитва  - самая главная  из  всех. Откройте учебники на странице 14. здесь эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей Русской церкви.

Давайте же мы с вами прочтем эту молитву и попробуем разобраться, о чем же в ней идет речь?

- Что же обозначает эта молитва? Давайте с ней познакомимся?

да святится имя  Твое

помоги  нам  жить  праведно,  свято  и  своими  святыми  делами  прославлять  имя  Твоё

да  приидет  Царствие Твое

удостой  нас  и  здесь, на  земле,  Царства  Твоего  Небесного,  которое есть  правда,  любовь  и  мир

да будет  воля  Твоя,  яко  на  небеси  и  на  земли

пусть  будет  не  так  как  мы  хотим,  а  как  Тебе  угодно,  и  помоги  нам  подчиняться  этой  Твоей  воле  так  же  беспрекословно,  без  ропота,  как  её  исполняют, с  любовью  и радостью,  святые  Ангелы  на  небе.  Потому что  только  Тебе  известно,  что  нам  полезно и  нужно,  и  Ты  больше   желаешь  нам  добра,  чем   мы  сами.

хлеб  наш  насущный  даждь  нам  днесь

Под  хлебом  здесь  разумеется  всё  необходимое  для  жизни  нашей  на  земле: пища,  одежда,  жилище,  но  важнее  всего  пречистое  Тело  и  честная  Кровь  в  Таинстве  святого  причащения,  без  которого  нет  спасения,  нет  вечной  жизни

и остави  на  долги  наша,  яко же  и  мы  оставляем  должником  нашим

то  есть прости  нам  грехи  наши  так,  как  и  сами  мы  прощаем  тех,  которые   нас  оскорбили  и  обидели. В этом  прошении  грехи  наши  названы  «долгами  нашими»,  потому что Господь  дал  нам  силы  и  способности  на  добрые  дела,  а  мы  часто  это обращаем  на  грех  и становимся  «должниками»  перед  Богом. И вот  если  мы  сами  не  будем  прощать  «должников»  наших,  то  есть людей,  имеющих  грехи  против  нас,  то  и  Бог  нас  не  простит.  Об   нам  сказал  Сам  Господь  наш  Иисус  Христос.

и  не  введи  нас  во  искушение.

Просим  не  допустить  до  соблазна,  которого  мы  переносить  умеем;  помочь  нам  преодолеть  соблазны,  когда  они  бывают.

но  избави  нас  от  лукавого

избавь  нас  от  всякого  зла  в  этом  мире и  от  виновника  зла – от  диавола   (злого  духа),  который  всегда  готов  погубить  нас.  Избавь  нас  от  этой  хитрой,  лукавой  силы  и  её  обманов,  которая  перед  Тобой  есть  ничто.

- Вот мы и переходим с вами к третьему вопросу. Как молятся православные люди и как надо молиться?

- Православный  человек  может  молиться в  беде  и  радости, в  одиночестве  и  вместе  с  другими  людьми,  про  себя  и  вслух, на  любом  языке  и  в  любом  месте:  в храме,  дома,  на  природе,  в транспорте. Находясь  среди  людей,  человек  может  молиться  про  себя,  и  этот  его  разговор с  Богом  будет  никем  не  замечен. Ребята, на столе у вас лежат карточки, там записаны обращения и просьбы людей к Богу.

IV этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

- Молитва – это общение человека с Богом. Она спасает, оберегает, лечит, исцеляет и утешает верующего человека. Молитва должна идти из чистого сердца, без зависти и зла, с покаянием и терпением, с любовью к ближним.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги .

Сегодня на уроке я узнал …..

Было интересно ….

Сегодня на уроке я понял, что ….

Мое настроение ….

 

Список литературы:

1. А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012г.

2. А.В. Бородина Основы православной культуры, учебник, М., «Русское слово», 2014г.

3.  Детям о Православии. О молитве"  Священник Антоний Борисов Серия: Детям о Православии . Издательство: Никея, 2019 г.

4. С.И Ожегов «Словарь русского языка»2011г.

Интернет ресурсы:

1. https://www.dmdonskoy.ru/node/2889

2. https://nikeabooks.ru/blog/detyam-o-pravoslavii-5-voprosov-o-molitve/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Православная молитва"

Урок в соответствии с ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Православная молитва»

План - конспект, технологическая карта урока с УУД...

Урок "Православная молитва"

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся....

Разработка урока Православная молитва (ОПК ОРКСЭ) 4 класс

Материал составлен с использованием учебника Основы православной культуры, автор Т. А. Костюкова, содержит конспект урока и презентацию....

учебно-методическая разработка урока «Православная молитва»

Урок «Православная молитва» разработан для обучающихся 4 классов.    Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.  В условиях современного общества проблема духовно-нр...

Урок "Православная молитва" ПК 4 кл. курс ОРКСЭ

На уроке учащиеся получат представление о том, что такое православная молитва, какую роль она играет в жизни православного человека.  Дети узнают чем отличаются друг от друга молитва - благодарен...