Урок по теме "Россия - наша Родина" , модуль "Основы православной культуры"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Данный урок является первым уроком в модуле "Основы православной культуры " для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_rssiya_-_nasha_rodina.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Россия – наша Родина»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Создать условия для формирования у учащихся представлений о Российской Федерации, Отечестве, материальном и духовном мире и культурных традициях нашей многонациональной страны;
  • Развивать  чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы через понимание особой роли России в мировой истории;
  • Развивать познавательный интерес, эмоциональное восприятия мира, общеучебные и коммуникативные умений.

Планируемые результаты по формированию УУД:

Личностные:

осознают ответственное отношение  и чувство гордости за свою Родину- Россию; овладеют навыками сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослыми; проявляют интерес к выполняемой работе; соблюдают правила поведения на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: учатся формулировать учебную задачу; определять последовательность деятельности, ориентируясь в предложенной информации; контролировать собственную деятельность и деятельность партнёра; при необходимости вносить коррективы.

Познавательные УУД: учатся выделять  и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Коммуникативные УУД: учатся достаточно полно и точно выражать свои мысли, правильно вести диалог, уважать в общении и сотрудничестве, как партнера, так и самого себя, контролировать деятельность друг друга.

Предметные: у обучающихся сформулируется представление о России, как о многонациональной стране со своими культурными традициями, своими государственными символами и семейными ценностями.

Этапы урока, цели.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД.

1 этап.  Мотивация познавательной деятельности.  

(2 минуты)              Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность.

Дети будут работать на уроке в паре, в группе, для этого можно провести  игру – приветствие «Привет, сосед»!

Поворачиваются друг к другу лицом, глядя в глаза произносят следующие слова: «Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил»

Личностные УУД:  учатся уважать в общении и сотрудничестве, как партнера, так и самого себя,  выражают позитивное отношение  и интерес к предстоящей деятельности на уроке.

2 этап Актуализация необходимых знаний.  

                     

 Цель: повторение опорных понятий и раннее усвоенных учебных действий.

Планирование предстоящей деятельности.           Цель: составление плана действий.

Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.

- От какого корня образовалось данное слово?

Предлагаю прочитать стихотворение

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)

- О чем это стихотворение? Как об этом сказал поэт?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?  Учитель обращается к слайду:

«Человек без родины, что соловей без песни.» «На чужой сторонушке рад своей воронушке» «Родина – мать, умей за неё постоять.» « Всякому мила своя сторона.» «Родная сторона – мать, чужая – мачеха

Предлагаю проверить свои предположения по теме урока.

Предлагаю определить границы знания и незнания, используя таблицу З-Х-У

Знаю

Хочу

узнать

Умею

Предлагаю составить план для достижения учебной задачи. Задаю вопросы: Что может помочь в достижении нашей учебной задачи? Каким образом мы построим пути нахождения решений учебной задачи? Какие  ступеньки мы можем обозначить? Какими знаками?

Детям предлагается объяснить, как они понимают понятие Родина. Подобрать однокоренные слова. Работа выполняется в парах.

Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.

Читают стихотворение.

 рассуждают, делают выводы о чём, предполагают какая тема урока.

Высказывают свое мнение правильно ли предположили. Соглашаются с тем, что правы. Определяют учебную задачу.

Определяют границы знания и незнания, работая по таблице З-Х-У индивидуально. Делают вывод, что они по этой теме уже знают и предлагают  поделиться этими знаниями. (слайд 3) Рассказывают что они знают о президенте, о государственных символах России (Флаге, гербе, гимне).

Составляют  план, действуют по плану, отвечают, участвуют в диалоге.

Познавательные УУД: вспоминают необходимую информацию, высказывают свои знания, структурируют свои знания.

Регулятивные УУД:

принимают учебно –познавательную задачу, ставят цели и задачи.

Коммуникативные УУД

взаимодействуют с одноклассниками, участвуют в диалоге.

Регулятивные УУД: планируют учебную деятельность.

3 этап .Организация познавательной деятельности.    Реализация плана. Цель: выявление затруднений и построение нового знания.

Знакомство с символами России

Предлагаю прослушать начало гимна.

Предлагаю вспомнить, что означает каждый цвет флага. Для этого предлагаю расположить цветные полоски из бумаги в порядке флага России, объяснить , что обозначает каждый цвет.            

Предлагаю проверить свои предположения. (слайд )

Предлагаю для просмотра(слайд )

Что мы Родиной зовём?

 Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

 Как эта информация связана с темой урока?

Предлагаю обратиться к учебнику.

Прочитайте слово МИР на слайде. Что означает это слово? Как вы думаете, есть ли еще, какие либо значения этого слова?

Предлагаю на слайде  прочитать четверостишие.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском

 Наши праздники и песни,

 Тёплый вечер за окном

 Как вы понимаете это понятие? Рассмотрите фотографии и сделайте выводы?

Говорю о том, что ещё бывают культурные традиции. Предлагаю подумать и обсудить в паре, как они это понимают.

Что нам может помочь в реализации нашего плана?          (Слайд )

Предлагаю рассмотреть иллюстрации на стр. 5 в учебнике и ответить на вопрос:  Есть в России люди других национальностей?

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймёшь тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна.

Дети получают задание: перечислить символы России (гимн, флаг , герб)

Слушают первый куплет и припев, высказываются о том, что услышали, вспоминают, в каких случаях исполняется гимн России.

Заполняют  выполняя работу в группах. Представляют свой результат.

Рассматривают слайд, читают, рассуждают, делают выводы.

Рассматривают. Работают в парах (обсуждают, делают вывод). Предлагают использовать другие источники информации для решения  проблемной ситуации.

Находят в учебнике 2 абзац, читают информацию и связывают её с информацией на слайде. Делают вывод о том, почему нашу страну уважительно называют Отечеством.

Читают слово мир. Отвечают, предполагают, оценивают свои знания, сравнивают свои предположения с результатами на слайде ( с эталоном).

Читают словосочетание Культурные ценности, рассматривают фото и делают выводы.

Работают в парах, обсуждают, высказывают мнение.

Предполагают, что информацию можно  найти в учебнике.

Поделиться своим опытом, рассказать о народных традициях, которые используются с их семьях.

Рассматривают, рассуждают.

Итоговое чтение в группе.

Коммуникативные УУД  планируют действия, представляют  результаты, взаимодействуют с одноклассниками, участвуют в диалоге.

Регулятивные УУД: принимают проблемную ситуацию и находят  её решение, планируют свою деятельность.

Познавательные УУД: находят необходимую информацию, смысловое чтение.

Познавательные УУД: формулируют выводы, высказываются.

Познавательные УУД: структурируют знания, высказываются.

Коммуникативные УУД

сотрудничают.

Познавательные УУД:

Осуществляют поиск, выделяют необходимую информацию, читают и рассуждают.

Познавательные УУД: находят отличительные признаки на иллюстрациях.

4 этап. Контроль  за процессом и результатом учебной деятельности.

Цель: обучение способам контроля и самооценки учебной деятельности.

Предлагаю ответить на вопросы  на странице рабочей тетради.

Осуществляют контроль, выполняют задание на странице рабочей тетради.

Регулятивные УУД: осуществляют контроль, проверка знаний.

5этап.  Рефлексия деятельности.              Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.

Слова стихотворения на слайде, предлагаю выполнить следующее задание на  листах. Нарисовать  образа России и  написать понравившиеся строки из стихотворения, а потом объяснить, почему  выбрали эти строки.

Предлагаю вспомнить учебные задачи, поставленные в начале урока и оценить свои результаты с помощью  линеечек.

После чтения стихотворения , дети выполняют коллективный рисунок, готовят защиту своего рисунка. (можно использовать стихи)

Проговаривают учебные задачи, на своих  линеечках ставят  знак.

Личностные УУД: выражают свое отношение к прослушанному, чувство гордости за свою Родину.

Регулятивные УУД: оценивают результаты своей учебной деятельности.

6 этап. Домашнее задание.                        Цель: развитие творческих способностей.

Побеседовать  с родителями  и рассказать о семейных традициях, подготовить презентацию.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Родословие моей семьи", по предмету "Православная культура"

Этот урок позволяет дать учащимся представление о семье в её христианском понимании, у детей просыпается интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, воспитывается чувство г...

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности

Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности"....

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...