Основы исламской культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Азиханова Голлия Зуфяровна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_4_kl._osnovy_islamskoy_kultury_azihanova_g.z._1.docx321.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\room035\Desktop\рабочие программы 4 кл 16-17\титульники 4А СКАНЫ\основы исламской культуры.jpg


Учебный предмет  «Основы исламской культуры»

(для четырехлетней начальной школы)

Программа по основам мировых религиозныхкультур составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и обеспечена УМК «Начальная школа ХХI века»: 4 класс: «Основы мировых религиозных культур» – учебник для 4 класса, в 2ч. Автор: Н.В. Виноградова.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Обучение детей по программе курса «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия - страна, объединившая народы. Россия -многонациональная держава. Родина - место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия - наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Конституция РФ - основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык - государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества - долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война - пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной.страны. Подвиги воинов - представителей разных на родов.

   Многообразие кулътур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства - представители разных народов.

Кулътура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения Пророка, Навруз; Шаббат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, спра ведливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость - бщечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от
национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи.

Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

Ислам - мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Где возник ислам. Ислам в современном мире. Мекка - религиозная столица ислама.

Ислам в России. История распространения ислама в России. Мероприятия Екатерины II по встраиванию мусульманского сообщества в систему государственного устройства империи. Положение ислама в современной России. Места проживания мусульман в нашей стране.

«Нет Бога, кроме Аллаха ... ~ Аллах - единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он создал мир, землю и всё, что есть на ней. Аллах - первоначало всего, высший судья (судия).

Пророки - избранники Аллаха. Про рок Ибрахим и Кааба. Мухаммад - последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада. Нравственная ценность его высказываний и назиданий.

Основы ислама. Пять основных предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва, соблюдение поста, благотворительный налог. Паломничество (хадж) - показатель искренней преданности верующего, одно из наилучших деяний для мусульманина, очищающее его от грехов. Дозволенное и запретное в исламе.

Коран и Сунна. Коран (собрание боговдохновенных изречений пророка Мухаммада) - Священное Писание, главная книга ислама. Сунна (собрание рассказов (хадисов), содержащих в себе описания поступков и высказываний пророка Мухаммада) - Священное Предание ислама.

Чему учит ислам. Мусульманин - пример добродетели. Главные добродетели ислама: миролюбие, добро, трудолюбие. Нравственные нормы и правила ислама. Примеры добродетелей у мусульман.

«Место, где совершаются земные поклоны ... » Особенности внешнего вида и внутреннего убранства мечети (минареты, растительный орнамент храма, отсутствие изображений человека и животных). Лучшие образцы мечетей в мире и России. Правила поведения в мечети.

«Искусство ислама». Каллиграфия. Арабеска. Искусство изготовления ковров. Художественное ремесло.

Мусульманская семья. Заповеди ислама о семье и семейной жизни. Быт исламской семьи. Культура питания мусульман. Традиционная одежда мусульманок

Праздники в исламе. Роль, значение, функции, особенности основных исламских правдников. Праздник разговения - Ураза-байрам, Праздник жертвоприношения Курбан-байрам. День рождения пророка. Праздник в память о чудесном вознесении пророка Мухаммада к престолу Аллаха - Раджаб-байрам. Особенности исламского календаря.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

Раздел                                                                                            количество часов

Россия - страна, объединившая народы

Как всё начиналось

Когда люди объединяются

Многообразие кулътур народов России

Кулътура народа, рожденная религией

Народные и религиозные праздники народов России

Что объединяет разные народы

Ислам - мировая религия

Ислам в России

«Нет Бога, кроме Аллаха ...

Пророки - избранники Аллаха.

Основы ислама.

Коран и Сунна

Чему учит ислам.

«Место, где совершаются земные поклоны ... »

«Искусство ислама».

Мусульманская семья.

Праздники в исламе.

Итого

34ч

                                                                                                                                                   у

Приложение

к тематическому разделу


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОСНОВАМ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Дата

по плану

Дата

факт.

Россия – многонациональное государство

7.09

Как все начиналось. Народы Севера. Народы Поволжья

14.09

Народы Северного Кавказа. Народы Сибири

21.09

Путешествие в Биробиджан

28.09

Когда люди объединяются

5.10

Что нам стоит дом построить

12.10

Культурные традиции народов

19.10

Культурные традиции народов

26.10

Традиционные религии России

2.11

Войдем в православный храм

16.11

Буддийский храм. Синагога.

23.11

Войдем в мечеть

30.11

Народные и религиозные праздники

7.12

Народные и религиозные праздники

14.12

Какие ценности есть у человечества?

21.12

Выступление учащихся со своими творческими работами:«Значение религии в жизни человека и общества», «Памятникирелигиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

28.12

Ислам – мировая религия

18.01

Ислам в России

25.01

Нет Бога, кроме Аллаха…

1.02

Пророки – избранники Аллаха

8.02

Пророки – избранники Аллаха

15.02

Основы ислама

22.02

Основы ислама

1.03

Коран и Сунна

8.03

Бин

15.03

Коран и Сунна

15.03

Чему учит ислам

22.03

Чему учит ислам

5.04

Мечеть – место молитвы

12.04

Искусство ислама

19.04

Искусство ислама

26.04

Мусульманская семья. Традиционная одежда мусульманок

3.05

Мусульманская семья.

10.05

Праздники в исламе

17.05

Презентация творческих проектов по изученным темам

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы исламской культуры"

Обучающиеся получат возможность  научиться:- Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.- Сформируются  умения...

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ МОДУЛЬ – ОСНОВЫ исламской культуры

ull;Модуль ОИК знакомит учащихся с основами исламской культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей, способствует формированию личности ребенка, его отношения к миру и людям, поведения в пов...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ

Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...