Урок ОРКСЭ "Отношение христианина к природе"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

 Урок содержит разнообразныйматериал для раскрытия темы. Предлагается яркая презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_orkse.pptx651.34 КБ
Файл urok_orkse.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по ОРКСЭ «Отношение христианина к природе» Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл Выполнила: учительница начальных классов первой квалификационной категории Лесникова З.Н.

Слайд 3

Отношение христианина к природе

Слайд 5

Что вложил Бог в Библию, а что в «книгу природы»? Что говорит о необходимости познания законов природы М.В.Ломоносов? С какой надеждой Бог вручил нам мир? Как люди ведут свою хозяйственную деятельность на Земле? В чем заключается ответственность человека за мир?

Слайд 8

Физкультминутка Вот мы деревце сажали, Семя в землю зарывали. Вырос тоненький росток, Он и строен, и высок. И другие распустились, Дружно так зашевелились. Налетел веселый ветер И раскачивает ветки.

Слайд 10

Можно ли молиться за животных? Отвечает священник Афанасий Гумеров , насельник Сретенского монастыря: Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем.

Слайд 11

Ответ священника Александра Ильяшенко : Домашние животные - помощники человека. От некоторых из них напрямую зависит наше благополучие. Вот почему в традиции Православной Церкви присутствует обращение к святым с молитвой о здоровье животных. Ответ священника Александра Ильяшенко : Домашние животные - помощники человека. От некоторых из них напрямую зависит наше благополучие. Вот почему в традиции Православной Церкви присутствует обращение к святым с молитвой о здоровье животных.

Слайд 12

Святой Власий , покровитель животных

Слайд 13

Задание на дом Стр.84-85, ответить на вопросы. Разноуровневые задания: 1.Подготовить рассказ о домашних животных и ваших обязанностях перед ними. 2.У кого нет домашнего питомца, подберите загадки и стихи о домашних животных .

Слайд 14

Планета Земля – наш общий дом. Давайте будем беречь её!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Петъяльская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

«Отношение христианина к природе»

Выполнила и провела Лесникова З.Н.,

 учитель начальных классов

первой квалификационной категории

д.Петъял

2015 год

Цель урока:

познакомить учащихся  с  взглядами и отношением христиан к природе  как к творению Бога.

Задачи:

-формировать у учащихся осмысленный взгляд  на связь природы и человека,  на особую    роль человека в мире;

- воспитывать уважение и чувство личной ответственности за сохранение и приумножение  природы;

-развивать у учащихся умение высказывать свое  отношение к поступкам человека в отношении природы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

-моделировать на основе текста самостоятельные высказывания;

-анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

Регулятивные:

-организовывать рабочее место;

-оценивать свою деятельность;

-осуществлять контроль выполнения действий.

Познавательные:

-ориентироваться в материале учебника;

-осуществлять поиск  и выделение информации  в разных источниках;

-выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

-развивать чувство личной ответственности за сохранение природы;

 -развивать нравственно-этические чувства.

Формы, методы,

методические

приемы:

Словесный,  наглядный, проблемный, беседа, мини-проект; парная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа.

Ресурсы, необходимое оборудование:

Мультимедийная установка, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник, тетрадь.

Межпредметные связи:

окружающий мир, литература, экология, музыка, изоискусство.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

1.Организационный момент.

-Доброе утро! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. Скажем хором «Доброе утро». Садитесь, пожалуйста.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Читает учитель: (Слайд 2)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо - светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер с листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек  и время года - это все вокруг  … (природа)

 -Что такое природа?

- Приведите примеры неживой природы.

-Приведите примеры живой природы.

Учитель: Христиане верят, что у природы есть свой Творец. И этот творец, создатель - Бог. Каким, на ваш взгляд, должен быть хороший хозяин? (заботливым, мудрым и др.)

- Всегда ли к  окружающей природе заботливо относится современный человек?

-Приведите примеры губительного воздействия человека на природу.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей)

-А для чего нужно бережно относиться к природе? (ответы детей)

-Давайте проверим вашу гипотезу. Откройте учебник на странице 84,прочитайте тему урока и запишите ее в тетрадь. (Слайд 3)

-Что мы должны узнать на уроке? (Что делает человека выше природы? Какую ответственность несёт человек за сохранение природы?)

-Для чего нужна эта тема? (ответы детей)

-Сегодня мы  поговорим о том, какое место занимает природа в жизни христиан и каково место человека в природе, какая ответственность лежит на плечах человека, чтобы этот прекрасный мир радовал многие поколения людей.   

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Мы знаем, что человек- часть живой природы, но он имеет те отличительные черты, которые делают его выше природы. Вам дается задание: на доске найти слова, которые относятся к понятию «Человек». ( На карточках написаны слова: «Сила», «Совесть», «Умение маскироваться», «Свобода», «Разум», «Быстрота реакции», «Ответственность».)

Дети  на доске выполняют задание (разум,  свобода, совесть,  ответственность)

- Как вы понимаете, что такое ответственность?

- От какого слова оно образовалось?

- Слово «ответ» изначально означало «виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. А «отвечать» - означало «говорить в защиту, защищать, защищаться

-Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ? (ответы детей)

- А вот православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.

- Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? (Ближних, животных, растения, природу и т.п.)

-Бог отдал ответственность за землю людям. Вот  и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми.

Учитель: Ребята, как вы думаете, всегда ли человек ведет себя ответственно по отнотношению к природе? Пожалуйста, прокомментируйте то, что вы видите на сласлайде. Нравится ли вам то, что сделал человек с природой? (Слайд  4)

Что такое  экологическая проблема?  Какие примеры экологической проблемы вы можете привести? (ответы детей)

    К сожалению, многие люди решили, что надо трудиться только ради выгоды и                         удоудобства для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе тот самый замзамечательный неповторимый храм природы. Труд людей привел к отравлению плапланеты. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту.  

 4.Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания.

4.1.Учитель: прочитайте самостоятельно статью на странице 84-85 и в парах подготовьте ответы на вопросы (Слайд   5)

4.2.Беседа по содержанию прочитанного материала.

На слайде:

  1. Что вложил Бог в Библию, а что в «книгу природы»?
  2. Что говорит о необходимости познания законов природы М.В.Ломоносов?
  3. С какой надеждой Бог вручил нам мир?
  4. Как люди ведут свою хозяйственную деятельность на Земле?
  5. В чем заключается ответственность человека за мир?

Учитель: Однажды мир уже пострадал из-за безответственного отношения человека к природе. О том, как Бог решил наказать людей за бессердечие, говорится в Библейской истории.    Сейчас мы прочитаем библейскую историю из рубрики «Это интересно» на странице учебника 85.(Слайд 6).  

– Скажите, пожалуйста, почему Бог принял решение наказать человечество?

 (Человек стал бессердечным, злым, жестоким).

– Подумайте, почему была выбрана такая форма наказания как потоп?

 (Стремительно текущая вода снесет все на своем пути. Никому не удастся спастись во время такого наводнения).

– Прочитайте в легенде предложение, подтверждающее ваши слова.

 «…Сорок дней сильнейшего дождя смыли всю остальную жизнь с лица земли…»

– Вот как данный фрагмент изобразил И. Айвазовский (репродукция картины «Всемирный потоп»). Всмотритесь в образы, в цветовую гамму. Какие чувства возникают? (Слайд 7)  

( Страх, ужас, боль потери)

– Обратите внимание, каким маленьким показан человек, едва различимые фигуры, зато какая огромная скала и все поглощающая вода. Почему? Природа наказывает человека за жадность и безумства. Наказывает, чтобы не разрасталась злоба, безразличие, разрушение. Человек несет ответственность за свои поступки перед природой.

 5.Физкультминутка «Вот мы деревце сажали». (слайд 8).

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. 

Вырос тоненький росток

Он и строен, и высок, 

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. 

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. 

- Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных. (Слайд 9). Приведите свои примеры, когда вы помогли беззащитным животным.    

Мы в трудные минуты обращаемся к Богу с молитвой. Как вы думаете,  можно ли молиться о животном? (Слайды  10, 11).  
Ответ священника Александра Ильяшенко: Домашние животные - помощники человека.   Вот почему в традиции Православной Церкви присутствует обращение к святым с молитвой о здоровье животных.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем.

 - Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. (Рассказывает подготовленный ученик)(Слайд12).  

СВЯТОЙ ВЛАСИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ЗВЕРЕЙ

В древней Руси покровителем домашних животных считался святой Власий. Ему молились, если вдруг заболеет лошадь или заблудится теленок. Почему же именно к нему обращались русские крестьяне за помощью? А вот почему…

В IV веке, когда император Ликиний преследовал христиан, жители города Севастии упросили своего епископа святого Власия покинуть город, чтобы скрыться от преследований и мучений. Св. Власий послушался любящих его людей и поселился на горе Аргеос, окруженной лесами, в которых было много зверей. Дикие звери часто приходили к пещере святого. Они терпеливо ждали, когда он закончит молиться. Старец выходил из пещеры и благословлял зверей, а они начинали радостно бегать, ползать, прыгать… лизали святому руки и ласкались к нему. Больных зверей Власий исцелял, возлагая на них руки.

Однажды слуги императора охотились у горы Аргеос и увидели множество играющих животных. Причем львы не обижали оленей, а медведи не трогали косуль. Святой Власий заметил охотников издалека. Он благословил зверей и тихо сказал им:

— Убегайте скорее, а то охотники убьют вас!

Когда охотники подошли ближе, они увидели, что зверей и след простыл, а перед ними стоит седой старец.

— Ты колдун! — сказали охотники. — Как ты очаровал зверей, что они слушаются тебя?

— Я не колдун, я — христианин с молодых лет. Враги веры изгнали меня из города. Мне лучше жить с дикими зверями, чем со злыми людьми, врагами Христа…

Много лет прожил в изгнании святой Власий. Все эти годы он молился за людей — и за своих обидчиков тоже. И все эти годы к нему приходили дикие звери за добротой, лаской и любовью.

  1. Первичное закрепление. Работа в группах по мини-проекту. Защита проекта.

-Сейчас я предлагаю  выполнить творческое задание  в группах. Защищать проект будете всей группой, поэтому заранее распределяйте обязанности.

Группа 1.  Составьте правила поведения человека в окружающей нас природе.

Группа 2.  Нарисуйте знаки, которые показывают, что нельзя делать в лесу.

Группа 3.  Придумайте мероприятия по озеленению территории школы летом.

7.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок 26, стр.84-85, ответить на вопросы. (Слайд13).  

Разноуровневые задания:

1.Подготовить рассказ о домашних  животных и ваших обязанностях перед ними.

2.У кого нет домашнего питомца, подберите загадки  и стихи о домашних животных

 8. Подведение итогов. Рефлексия.

 Ребята, сделайте вывод: каким должно быть отношение христианина к природе? (ответы детей)

Учитель: Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бесцельно рвать цветы и ломать ветки кустов и деревьев. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе человека создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.

Давайте подведём итоги. Продолжите предложение: Я на уроке узнал…Мне было интересно… Я теперь знаю….

-Давайте, ребята, постараемся в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божьим творением. И все вместе споём песню «Чудесный дом». Я  вашей работой на уроке очень довольна. (Слайд  14).  

Чудесный дом

Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нём.

Только кто его построил?

Кто порядок в нём устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял в нём цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

Кто всё так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!

Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нём.

Только кто его построил?

Кто порядок в нём устроил?

В реки кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, кто придумал это?

Кто всё так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К   конспекту урока прилагается презентация....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Конспект урока "Отношение христианина к природе"

Урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики"...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Урок "Отношение христианина в природе"

Цель данного урока познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему....

Презентация к уроку "Отношение христианина к природе"

Данная презентация поможет учителю  познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему....

Технологическая карта урока "Отношение христианина к природе"

    Тема урока – «Отношение христианина к природе», разработана  по  учебнику  Кураев А.В. «Основы религиозных культур  и светской этики&ra...