урок по ОРКиСЭ модуль ОПК "Зачем творить добро"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

разработка к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zachem_tvorit_dobro.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №38» г. Чебоксары

Автор материала (ФИО)

Соловьева Ровенна Васильевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов и учитель ОРКиСЭ

Номинация

«Лучший урок по Основам православной культуры для образовательного учреждения»

Название материала

Методическая разработка к уроку «Зачем творить добро» (Урок 21)

«Современный Дон Кихот»

Цель и

Задачи  урока

Цель:  сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

  •    1.   Формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения учащимися, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

   2.   Донести до учащихся понимание важности добрых поступков.

  •    3.   На примере описания хрестоматийного героя разъяснить понятия добра, добрых

поступков и дел.

  1. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
  2. Развивать творческие способности учащихся.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Учебник, рабочая тетрадь, листы с заданиями, фломастер, иллюстрация с изображением Дон Кихота, мультимедийный проектор

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ, презентация

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Данная работа предлагается на этапе  изучения и первичного закрепления знаний .

Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа;

работа с учебником.

Список использованной литературы.

 В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошникова «ОРКиСЭ» книга для учителя, методическое пособие «Основы православной культуры», интернет ресурсы

План урока с хронометражем

       I. Самоопределение к деятельности.     (1-2 мин)

      II. Актуализация  знаний.     (1-2мин)

  • Работа с иллюстрацией (изображение Дон Кихота)  

      III. Постановка  учебной задачи.           ( 10 мин)

  • Притча о добре и зле (чтение)  
  • Обсуждение (работа в группах)    

        IV. Решение учебной задачи.       (10 мин)          

  • Работа с текстом учебника  
  • Работа с понятийным аппаратом                

         V. Динамическая пауза  (2 мин)

        VI. Первичное закрепление изученного     (10 мин)

  • Работа с кластером  
  • Десять заповедей Моисея ( тренировочный тест)        
  1. Рефлексия    ( 5 мин)
  2. Домашнее задание   ( 1-2 мин)

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности.

--- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями .
-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение с помощью карточек.

Регулятивные  УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные  УУД:  самоопределение.

II.Актуализация  

знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы беседовали с вами о Заповедях блаженства. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?
Дети.  ( Не отвечай злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе. Не судите, да не судимы будете.
Золотое правило этики:  « во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».)

Учитель . Итак, живя с Богом в душе, живя по Его заветам, христианин обретает счастье. 
А сейчас я предлагаю вам  рассмотреть иллюстрацию. (Слайды 2-3)

---Кто это?

---Кто читал рассказ, смотрел фильм или слышал о нем?

---В чем его доброта?

---Можно ли встретить такого человека в наше время?

Рассматривают иллюстрацию

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные  УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные  УУД: умение высказывать своё мнение.

III.Постановка  учебной

задачи.        

Учитель. Я вам предлагаю прочесть одну притчу.

(Слайды 4-6)

----Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо.»

      В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

      Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил в ворота ни одного гвоздя. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

      Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения»

     Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

      Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они не будут такими, как раньше»

Учитель. Я вам предлагаю обсудить эту притчу.  Поработаем в группах.  (Слайды 7-8)

--Почему наступил тот день, когда юноша не забил в ворота ни одного гвоздя?

---Почему так много дырочек осталось на воротах?

--О чём эта Притча?

Дети. О добре.

Вывод:

---Когда ты с кем-то ругаешься или говоришь ему плохие вещи, то оставляешь раны как те, что на воротах.

Учитель. Итак,  какова тема нашего урока?

Дети. Зачем творить добро?

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Правила работы в группе

1.Будь вежлив с товарищем в группе                      

 2.Умей выслушать мнение каждого.                  

3.Доказывай своё мнение.   4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.   6.Задай вопрос на понимание

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

IV.Решение учебной задачи.

1.Беседа. Подготовка к восприятию 
Учитель.
Почему люди творят добро? Что заставляло вас совершать добрые дела?
– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
– А как на этот вопрос отвечают христиане? 
Прочитаем об этом в тексте учебника (стр. 68 до слова самоотверженность)

2. Анализ текста. 
Учитель. Сформулируйте «золотое правило этики»
- Это правило принимают все люди, однако в чем разница в понимании этого правила разными людьми?
Дети. ( все люди, живущие по этому правилу, добрые, но не все среди них христиане. )
Учитель. Какие взгляды христиан убеждают соблюдать это правило? 
Дети. (почитают Христа своим Богом и Спасителем, подражают Христу».)
Учитель. Чем пожертвовал Иисус Христос для человечества?

Дети. Жизнью.
Учитель.  Объясните слова Христа «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» 
-Почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал? 
(страх перед возможностью снова совершить предательство);
-Почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит 
Дети. (нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);

3.  Чтение 2-й части статьи учебника. Обмен информацией
Учитель. Назовите вторую причину, по которой христиане стремятся творить добро.
Дети. Переживание духовной радости. 
Учитель. Жизнь святых может служить ярким примером доброделания.
Они делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость.

Учитель. Назовите этих святых

Дети. Например, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие

Работа с учебником


Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

V.Динамическая пауза

VI.Первичное закрепление.

1. Словарная работа
Учитель. Как вы поняли слово «самоотверженность». Зачитайте из текста
Дети. Подражая жертве Христа ,Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность

2.Работа с кластером ( в группе)  (Слайд 9)

Учитель. А теперь попробуйте сами дать определение слову «Самоотверженность»

--- Выберите из слов подходящие слова: Самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность

3. Десять заповедей Моисея

( тренировочный тест)      (Слайд 10)  

Учитель. Допишите  пропущенные слова

  • Да не будет у …(тебя) других богов
  • Не сотвори …(себе) кумира
  • Не произноси имени Господа ..(Бога) напрасно
  • Помни день ..(покоя), чтобы проводить его свято
  • Почитай отца твоего …(и мать твою)
  • ... (Не убий)
  • Не прелюбодействуй
  • …(Не кради)
  • Не произноси …(ложного) свидетельства
  • Не желай …(зла) ближнему

Ответы детей.

Познавательные УУД: общеучебные умения:

 умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

VII.Рефлексия.

Учитель. Актуальны ли эти заповеди в наше время? Как же выглядит современный Дон Кихот?   (Слайд 11)

Дети.

--Человек, который знает что такое «добро» и «зло»

--Совершает добродетельные поступки, избегая порочных

--Старается поступать так, чтобы рано или поздно люди сказали о нем: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться»

Учитель.  Спасибо за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.

---Выразите ваши впечатления: было трудно – красная карточка; справился – зелёная карточка

Ответы детей.

Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:  самооценка.

VIII.Домашнее задание

(Слайд 12)

По выбору найти:

  • Пословицы о добре
  • Стихи о добре
  • Песни о добре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"

Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?"  для 4 класса....

Проект "Россия - Родина моя" к уроку по ОРКиСЭ (модуль "Светская этика")

Данную презентацию можно использовать  на вводном уроке  по ОРКиСЭ (модуль "Светская этика")...

Урок по ОРКиСЭ Модуль « Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Санкт Петербурга.

данный материал предназначен для урока ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")...

Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость....

Конспект урока по ОРКиСЭ Модуль Светская этика Тема "Совесть"

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль «Основы светской этики»Тема: «Совесть» 1.ФИО: Иванова Галина Викторовна2. Место работы: ГБОУ Гимназия ...

Урок по православной культуре " Зачем творить добро"

dash; формировать осмысленный взгляд на взаимоотношения  между людьми, между человеком и природой, осознание особой роли  человека в мире и обществе;– воспитывать осознанную общеграж...