Методический семинар к конкурсу Учитель года
статья по орксэ (4 класс) на тему

Демиденко Анна Ивановна

Современный учитель переживает период взросления сродни подростковому возрасту: появляется потребность самостоятельных методических решений,  интерактивного формата урочной деятельности, командной эффективной работы учащихся. Урок – это учительский проект деятельности учащихся по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов в условиях программного содержания. «Знаниевый» эффект заменяется эффектом «умений» - общеучебных, универсальных, надпредметных, которые характеризуют способность учиться. У Василия Васильевича Давыдова есть замечательное выражение: «В современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею – значит, не знаю».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sosh_107.docx59.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методические ресурсы обновления содержания

учебного предмета

Учитель начальных классов МБОУ

«Школа № 107» Демиденко А.И.

Современный учитель переживает период взросления сродни подростковому возрасту: появляется потребность самостоятельных методических решений,  интерактивного формата урочной деятельности, командной эффективной работы учащихся. Урок – это учительский проект деятельности учащихся по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов в условиях программного содержания. «Знаниевый» эффект заменяется эффектом «умений» - общеучебных, универсальных, надпредметных, которые характеризуют способность учиться. У Василия Васильевича Давыдова есть замечательное выражение: «В современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею – значит, не знаю».

Проблемы системно-деятельностного подхода в обучении побуждают учителя находить новые формы организации освоения содержания: поиск информации, смысловая работа с текстом, анализ и интерпретация данных, критическая оценка и аргументация своего мнения в контексте решения учебных и социальных задач. В ситуации деятельностного урока учитель меняет статус носителя информации, предъявителя истины на статус модератора дискуссий,  тьютора и консультанта, участника процессов сотворчества, сотрудничества, соавторства.

Отбор содержания образования, способы организации учебной деятельности учащихся и формы сотрудничества – основные компоненты проектирования урока. Принципы дифференциации и междисциплинарной интеграции лежат в основе учебного материала, тематического планирования, технологической карты урока. Наиболее продуктивные виды деятельности на уроке – поисковая, познавательно-аналитическая, диалоговая,  проектно-исследовательская. Активная зона мыслительной деятельности и мотивационной потребности проявляются в освоении новых способов познания окружающего мира – это уроки-экскурсии, музейные уроки, виртуальные сюжеты, познавательные игры, библиотечные часы, мини-исследования, творческие мастерские. Сочетание индивидуальной и коллективной работы, самостоятельной и фронтальной позволяет создать разные условия для самореализации учащихся, для выстраивания способов сотрудничества, взаимопомощи, партнерства в целях достижения результата.

Последние программные документы развития школьного образования и общества в целом обращают наше внимание на духовные ценности и национальные идеалы, которые сложились исторически в России. Методологическая основа федерального государственного образовательного стандарта – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Приоритетными результатами образования являются личностное становление школьника, его позитивное социальное поведение, активная деятельность на благо себе и другим.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что «школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками; в этом деле школа и Церковь-воспитательница призваны к сотрудничеству; образование, особенно адресованное детям и подросткам, обязано не только передавать информацию; возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства любви к ближним, своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а, может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний».

Такую миссию выполняет учебный предмет «Основы православной культуры». Константин Дмитриевич Ушинский считал, что главной целью образования является интеграция личности в пространство духовных ценностей, вовлечение ребенка в духовно ориентированную деятельность. Вхождение в систему ценностей – это духовный и нравственный труд педагога и учащихся. В мире человеческой культуры определены сферы духовного развития: наука, образование, искусство, религия, этика.

Незыблемые духовные ценности лежат в основе религиозных культур. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», – эта мысль высказана Патриархом Русской Православной Церкви Кириллом. Она выражает общую обеспокоенность общества в вопросах сохранения нравственных устоев и духовных ценностей. Изучение основ православной культуры – это уникальная возможность реализации становления духовно-нравственной личности, это проживание с детьми минуты радости вхождения в культуру и историю своего народа.

Перспективы развития школьного образования на современном этапе сосредоточены на обновлении содержания учебных предметов. В педагогическом сообществе обсуждаются концепции преподавания учебных предметов с позиции содержания и технологий обучения, механизмов достижения планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. Актуальность отбора содержания на основе духовно-нравственного развития общества, гражданского становления личности, морально-этического поведения детей и взрослых касается непосредственно моего предмета - «Основы православной культуры».

Содержание программы по предмету сопряжено по горизонтали с литературным чтением, русским языком и окружающим миром, и этот междисциплинарный формат необходимо предусмотреть в тематическом планировании. Интеграция предметного содержания хорошо выстраивается по вертикали в сочетании с историей, обществознанием, литературой, русским языком, искусством, мировой художественной культурой. Несмотря на малый объем – 1 час в 4 классе – учебного предмета «Основы православной культуры», ответственность за создание базовой платформы начального понимания духовного становления личности велика. Поэтому для учителя важно определить ключевой – самый важный и глубокий - содержательный материал для достижения результатов, обозначенных в Основной образовательной программе нашей школы:

Планируемые результаты. Основы православной культуры

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в  семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения православного христианства;
  • понимать значение религиозных культур в жизни общества, семей, народов;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. 

Межпредметные связи можно увидеть в ходе проведения Масленичной недели в начальной школе:

  • Окружающий мир – история праздника из далёких языческих времён, Масленица – это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.
  • Русский язык – этимология названия праздника «Масленица»; Масленица «честная», «сударыня», «весёлая».
  • Технология – коллективное изготовление куклы Масленицы; традиция выпекания блинов, производить различные действия, связанные с кругом; замена мясных блюд постной пищей.
  • Литературное чтение – стихотворения и рассказы о русской тройке; потешки, дразнилки, небылицы; рассматривание энциклопедий «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».
  • Изобразительное искусство – работа с картинами Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица», Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка»; ознакомление с игрушками народных мастеров, палехскими шкатулками; рисование лошади, выполнение аппликации «Украшение колокольчиков орнаментом»; изготовление поздравительных открыток, рисование матрёшки, работа с сюжетами «Масленицы»;
  • Музыка – слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского; разучивание хороводов «Веснянка», «Маслёна», «Ясна –красна», песен «Наша Масленица», «Блины».
  • Физическая культура – русские игры-забавы «Тачка», «Три ночи», «Русская метла», перетягивание каната, штурм снежного городка.

Тему программы по основам православной культуры «Отношение христианина к природе» расширяю историей о перерождении языческого праздника «Масленица»: церковь внесла Масленицу в свой календарь православных праздников, многовековое влияние христианства сделало праздник ярким периодом перед Великим постом. «Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия», - такой вывод делается на страницах православного журнала «Фома» - https://foma.ru.

Проблема отбора содержания для рабочей программы, моделирование тематического плана, вплетение в содержательные линии реальных жизненных ситуаций, событий религиозно-культурной деятельности Ростовской-на-Дону епархии – это важный аспект методической работы учителя. Механизмы обновления содержания учебных предметов сфокусированы на главных позициях:

  • базовым элементом построения образовательных программ становятся не дидактические содержательные единицы, а результаты образования;
  • новая методология организации мониторингов – построение их на основе результатов, а не дидактических единиц.

В связи с данными положениями особенно важной становится задача определения таких содержательных тем, которые обеспечивали бы личностное развитие младшего школьника, служили бы надежным средством достижения планируемых результатов. Вариативное содержание придает личностный смысл образованию, поэтому каждую тему программы учебного курса стараюсь обогатить материалами краеведческого характера:

Тема урока

Содержание

Модуль вариатива

Православное учение о человеке

Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Основные понятия: душа, внутренний мир человека.

Уклад семьи. Личные поступки. Анализ реальных ситуаций общественного характера.

Милосердие и сострадание.

Понятия «милосердие», «дружба», «сострадание», «жертвенность», «подаяние», «милостыня».

Фонды милосердия в Ростовской области. Личный опыт подаяния. Инициатива социального характера.

Храм

Значение православной культуры в жизни людей, общества, государства.

Составление энциклопедии православных храмов Ростовской области

Подвиг

Понятие подвига, подвижника. Условия, причины, цели героических поступков

Подвиги патриотические, гражданские земляков.

Защита Отечества.

Основные понятия: Отечество, любовь, уважение, патриотизм. Великая сила нравственности. Многонациональный и многоконфессиональный состав.

Личности великих людей Ростовской области

Содержание учебного предмета «Основы православной культуры» расширяется не только модулями вариативного компонента, оно трансформируется в разные формы внеурочной деятельности, воспитательные мероприятия класса и школы, социальную практику, семейный уклад жизни.

 Русский философ Василий Васильевич Зеньковский писал: «Дело идет не о внешнем соединении школы и Церкви, а о глубоком внутреннем сближении; а его нельзя творить только в школе, церковную культуру надо творить во всем объеме нашей жизни в миру». Поэтому мы стремимся расширять пространство социальной деятельности учащихся для приобретения опыта моральной этики, нравственного поведения, общественного труда, коллективных дел, хороших поступков.

Создание на занятиях курса «Основы православной культуры» атмосферы доверия, уважения, внимания, терпения способствует реализации нравственного потенциала каждой личности. Некоторые занятия, приуроченные к престольным торжествам, юбилейным датам, приобретают форму праздника. Православные праздники имеют большое воспитательное значение,   помогают решать проблему разобщенности и строить жизнь по принципу соборности, семейственности, где работают законы взаимовыручки, взаимопонимания, общей радости, единомыслия.

Содержание основ православной культуры требует от детей смысловой работы с текстом, с понятиями философской категории. Поэтому важно проектировать разные форматы сотрудничества, диалоговой среды, творческой деятельности:

Целевые ориентиры

Организационные формы

информационно-коммуникативные

беседа, дискуссия, диалог, встреча с интересными людьми, презентация

проблемно-ориентированные

«мозговой штурм», вопрос-проблема, акция, исследование

практико-познавательные

наблюдение, игра, творческая мастерская, экскурсия, акция

продуктивно-презентабельные

выставка, галерея,  фестиваль, ярмарка, детская конференция, проект

интеллектуально-результативные

олимпиада, конкурс,  фестиваль, интерактивная игра

творчески-оригинальные

уроки чувств, уроки характера, уроки социальной ответственности, уроки души, уроки внутренней красоты, уроки совести

Проведенные с учащимися мониторинговые исследования показали качественное приращение в эмоционально-волевой и духовно-нравственной сфере. По данным внутришкольных исследований  у детей наблюдается рост  мотивации к учению, и объясняется это  повышением ответственности в учебной, трудовой и творческой деятельности.  Применение компьютерной программы для оценки личностных и метапредметных результатов позволяет выстраивать индивидуальные траектории развития ребенка, наблюдать динамику личностного роста, уровень мотивации познавательной деятельности, степень освоения моральных норм и способов учебной деятельности.

Мониторинг проводится на основе  педагогических методик в формате компьютерного теста. Система «Автоматизированной оценки и анализа личностных и метапредметных результатов» содержит 25 методик, которые используются учителем, психологом, классным руководителем для анализа таких параметров, как мотивация к познавательной деятельности, коммуникативные умения, ценностные ориентации. Методический ресурс, представленный в таблице, фиксирует требования ФГОС начального общего образования к личностным результатам и методики измерения указанных результатов, которые используются в нашей школе.

Личностные результаты

Методики

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

Методика «Уровень воспитанности» 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Методика «Какой Я?»,

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Анкета-опросник «Настоящий друг»,  

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Методика «Оценка общительности»,

Методика «Оценка общительности» включает следующие характеристики коммуникативных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, устойчивость интереса к темам сферы коммуникативного взаимодействия.

Уровень социальной зрелости ученического коллектива выявляю с помощью  метода оценочного шкалирования по «Схеме экспертной оценки уровня воспитанности (методика  Н. П. Капустиной)»: «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха».

В работе профессора Л.Л. Любимова «О будущем школы» даются ориентиры обучения современных детей и ставятся акценты на смысловом чтении в начальной школе, на формировании понятий нравственности: «Понятийное мышление у ребенка возникает само, понятие не транслируется. Такова наука. Но взрослые должны создать для этого условия». Важным условием в освоении программы «Основы православной культуры» является обновление содержания на основе расширения тематических разделов и разнообразия форм организации детской деятельности. Этот методический ресурс требует взвешенного подхода к отбору содержания учебного материала и созданию условий «проживания» ситуаций нравственного выбора, духовного самоопределения младшего школьника.

В феврале будущего года состоится конференция по вопросам развития содержания предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  На повестке дня стоят вопросы укрепления в российском обществе национальных духовных ценностей. Учителя основ православной культуры ждут новые задачи в самой важной сфере образования – формирования внутреннего духовного мира человека.  

Литература

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: пособие для учителей / А. В. Бородина. - изд. 3-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2007. - 261 с. - (История религиозной культуры).
  2. Екименкова В. М. Вера исцеляет сердца: из опыта преподавания православной этики учащимся 1 - 10 классов / В.М. Екименкова. - М.: Ковчег, 2001. - 159 с.: ил. - (Православие в школе).
  3. Любимов Л.Л. О будущем школы. Http://swww.nevsko.ru/articles/nk-4067693.html
  4. Духовно-нравственные основы семьи : хрестоматия для учителя / сост. Т. Г. Кислицына. - 2-е изд., испр. - М. : Школа-Пресс. - («Воспитание школьников». Библиотека журнала; Вып. 15. Ч. 3).
  5. Поговорим о нравственности / [cост. О. А. Хаткевич , О. А. Минич]. - М.: Красико-Принт, 2004. - 124 с. - (Деятельность классного руководителя).
  6. Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / [авт.-сост. Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко]. - М.: 5 за знания, 2005/ - 188 с. - (Методическая библиотека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

"Методический семинар" к конкурсу Учитель года 2015

презентация с описанием  педагогических методик и технологий, направленных на реализацию ФГОС...

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

В данном материале отражены: тема, актуальность , цели и задачи  .  Также положительные и отрицательные стороны данной формы работы.Показаны наиболее используемые формы урока в начальной шко...

Конкурсное задание "Методический семинар" на конкурс "Учитель года -2017"

Презентация знакомит с работой по теме "Формирование у учащихся УУД через системно - деятельностный подход"...

"Методический семинар" к конкурсу "Учитель года"

Данная презентация представляет опыт работы....