Урок ОПК. Христианская семья.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сабирова Татьяна Александровна

ОПК. Урок 27. Христианская семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.27.5 КБ
Файл Приложение 1659.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Урок №27

Тема: Христианская семья.

                                                 

            Цель: формирование у учащихся общесемейных и нравственных ценностей; осознание предназначения семьи, ее традиций, связи времен и преемственности поколений.

Задачи урока:

  - актуализация  знаний  учащихся  об их  семье,   а также  ценности  семейных   отношений;

  - воспитание  уважения  и  любови  к родным  людям;

  - воспитание  уважения и  любви к семейным традициям.;  

   -развитие внимания,  речи, умения  анализировать  и  делать  выводы;

  -развитие творческой активности.

Оборудование: презентация урока, мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Виды деятельности: работа в группах, в парах, работа с текстом, иллюстративным материалом, беседа.

Основные термины и понятия: семья, венчание, крещение,  родословная, традиции.

Ход урока.

1.Организационный момент.

 - Сегодня на уроке мы будем говорить о самом важном в жизни каждого из нас.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. Пожалуйста, посмотрите на экран. (Слайд № 2 коллаж из семейных фотографий учеников этого класса)

Дети формулируют тему урока. После этого сравниваем их предположения с названием темы. (Слайд № 3 тема урока). 

3.Актуализация.  

- Сегодня   мы поговорим о  христианской семье. Узнаем с новые понятия, обсудим, а для чего нужна семья каждому из нас.

-Что такое семья? (ответы детей).

-Давайте обобщим ваши ответы. (Слайд № 4 определение понятия). 

4.Постановка проблемы.

 - Кто-нибудь из вас хоть раз задумывался над  вопросом: « Зачем человеку семья?»

(Учащиеся работают в группах,   пишут ответы на лепестках ромашки ).

На доску прикрепляются ромашки с ответами:

- для рождения и воспитания детей, продолжения рода.

-для совместной деятельности, досуга, отдыха;

- для взаимопомощи,  взаимовыручки, защиты.

Учитель помогает детям сделать  вывод о необходимости семьи в жизни каждого человека.

Работа с учебником.

-Давайте прочитаем, а  что об этом говориться в учебнике, посмотрим, правы мы были или нет, когда  рассуждали о необходимости семьи для нас. (стр.86-87).

5. Работа по теме урока.

Еще в давние времена человек стал задумываться о создание надежной и дружной семьи. В своем устном творчестве русский народ придумал множество пословиц о семье.  

Работа в парах. (Восстановить пословицы)

Семья сильна,                                                       так идёт дело прекрасно.

Семейное согласие                                               так и душа на месте.

Дерево держится корнями ,                                  когда над ней крыша одна.

В семье согласно                                                   всего дороже.

Вся семья вместе,                                                   а человек семьёй.                                                                                        

После восстановления пословиц учащиеся объясняют их смысл.

Венчание

-В православии вступление в брак (создание семьи) называется венчанием. 

Рассмотрите фотографии. Какие вопросы возникают. (Слайд №5). (Учитель записывает на доске вопросы учащихся).

-что возлагают на головы жениха и невесты?

-что означает обручальное кольцо?

-Ответить на эти вопросы вам поможет учебник стр.86 (Самостоятельная работа с текстом учебника, ответ на вопросы).

Крещение  (Слайд  №6).

Появление в семье ребёнка наполняет   жизнь светом, радостью, смыслом.

В Православии таинство крещения совершается над человеком в любом возрасте, начиная с рождения.

Крещение (греч. — «погружение в воду») — первое и важнейшее христианское таинство. Через прохождение таинства крещения человек становится членом Церкви. Таинство крещения состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв. При совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение.

Крещение является духовным рождением — после крещения и миропомазания можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви.

Работа над понятием «родословная».

-У вас много родственников, до какого поколения вы знаете свою родню?

- У кого из вас в семье есть изображение родословного дерева?

-Посмотрите родословную, которую составила моя сестра.  (Слайд №  7 ).

-Как вы думаете, все семьи одинаковые?

-А в чем между ними отличие?

- Да, все семьи живут по-разному, у них разные привычки, правила, порядки, традиции.   Традициями, которые передаются из поколения в поколение, новыми традициями, которые появляются у каждой семьи.

(Слайд № 8,9,10, 11)

«Семейные праздники»

 «Совместное занятие спортом»

«Совместный досуг»

«Наша семья бережно хранит память о своих предках»

(После каждого слайда учитель спрашивает  у учащихся о традициях в их семье).

-А задумались ли вы о том, почему я предложила выполнить задание в группах на лепестках ромашки? (Выслушать предположения детей).

Чтение учащимися легенды о Петре и Февронии. (Приложение 1)

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности.  (Слайд №12)

-У Дня семьи, любви и верности  есть символ. Это ромашка.

-Как вы поняли из этой повести, какие главные ценности настоящей  счастливой семьи? (Любовь, прощение, терпение, понимание).

6. Рефлексия.

-А давайте на доске появилась ещё одна ромашка, на ее лепестках вы напишите слова, характеризующие вашу семью. (Учащиеся пишут и складывают ромашку на доске).

Закончить наш урок я хочу замечательным стихотворением Ирины Яровской

      А СЕМЬЯ – ЭТО ВСЁ 

                  И. Яворовская

 

А семья – это дом,

Это двое и третий,

И, быть может, четвёртый,

И пятый потом.

Это тёплые строки

В желанном конверте,

Если машет разлука

Печальным крылом.

 

А семья – это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Это – творчество,

Где ни последних, ни первых,

Где и радость, и горе –

Всегда пополам.

 

А семья – это всё.

Без неё холодеет

Одинокая мысль,

Одинокая жизнь.

Ничего не бывает

На свете роднее,

Ничего, как ни думай

И как ни храбрись…

7. Домашнее задание.  (По выбору).

-составить свою родословную  

-подготовить рассказ о традициях вашей семьи  

Приложение – 1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; 2. презентация, которая составлена  из фотографий семейных альбомов учащихся  и моего семейного альбома.



Предварительный просмотр:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

В городе Муроме правил князь Павел. По наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всём поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча».

Прознав об этом, князь Пётр тотчас решился убить насильника, но не знал, где взять указанный меч. Однажды в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал Петру Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Выследив змея, Пётр его сразил мечом. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности

8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности

После этого Пётр тяжело заболел и никто не мог его исцелить. Один из юношей, посланных на поиски лекаря в Рязанскую землю, случайно зашёл в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза (охотника за мёдом), имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала юноше:

«Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, – большую награду.

«Я хочу его вылечить, – без обиняков ответила Феврония, – но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово моё: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его».

Пётр пообещал жениться в случае исцеления, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на неё и велела князю вымыться в бане и смазать все язвы, кроме одной.

Пётр, желая испытать её мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что также невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился её мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял её в жены.

8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности

Павел умер, и Пётр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за её недостойного князя происхождения и много наговаривали на неё Петру.

Вскоре бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но пожелала забрать «самое дорогое». Вельможи обрадовались, а Феврония сказала, что у неё самое дорогое – князь Пётр…

Князь не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Пётр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился ещё один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене…

8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности

Недалеко уехали Пётр и Феврония: пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом, потому что у них, мягко говоря, не получается.

Пётр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо много лет.

8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности

Святая княжеская чета, чувствуя ослабление физических сил, решила принять монашество. Пётр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку.

По легенде они оба умерли 25 июня (8 июля), в один день и час.

8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОПК "Христианская семья" с презентацией.

Урок по новому курсу ОПК по учебнику А. Кураева с презентацией....

Урок ОПК "Христианская семья"

Технологическая карта по ОПК "Христианская семья"...

Урок ОРКСЭ "Христианская семья"

Урок с использованием технологии развития критического мышления....

технологическая карта урока ОПК "Христианская семья"

Технологическая карта урока ОПК  для 4 - 5  класса по теме "Христианская семья"...

Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.

Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....

Урок №27 Христианская семья. ОРКСЭ 4 класс. Модуль Основы православной культуры

Урок №27 Христианская семья. ОРКСЭ 4 класс. Модуль Основы православной культуры...

Методическая разработка урока «Ценности христианской семьи»

Представленная разработка урока и составленный к ней лэпбук "Ценности христианской семьи" раскрывает ценности понятия "семья", знакомит с основными традициями христианской семьи, п...