Урок ОПК "Христианская семья"
методическая разработка (4 класс) на тему

Технологическая карта по ОПК "Христианская семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_urok_khristianskaya_semya1.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

         Ф.И.О. учителя  СОШ № 30 ЭМР Ершова Елена Викторовна

         Предмет: ОРКиСЭ, модуль «Основы православной культуры»

         Класс: 4 класс

         Учебная тема: Христианская семья

Технологическая карта учебного занятия по теме «Христианская семья»

Тип учебного занятия

Урок открытия нового знания.

Дидактическая цель

Формирование представлений учащихся о ценностях и идеалах христианской семьи посредством ознакомления с историей Петра и Февронии, положенной в основу государственного праздника РФ («День семьи, любви и верности») и моделирования идеальных семейных отношений в процессе групповой работы учащихся на уроке.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-интерес к учебному материалу;

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

- умение ценить и принимать следующие базовые ценности:  «любовь», «верность», «семья».

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

 - умение задавать вопросы.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД: 1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 4. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 

Познавательные УУД: 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы . 5.  Строить логическую цепь рассуждений. 

Коммуникативные УУД: 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.2.Читать вслух и про себя тексты учебников,  понимать прочитанное.3.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  Предметные:

-систематизировать знания учащихся о семье;
- накапливать опыт семейных взаимоотношений;

Основные понятия

Семья, верность, любовь, венчание, тактичность.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

- Учебник «Основы православной культуры»-4 класс. автор : А.В. Кураев  Издательство: Москва «Просвещение»-2012г.

- презентация;

- карточки для работы в группах;

-тесты.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.

Ход занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

I.  Этап мотивации к учебной деятельности.

Основная цель этапа  - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Организует включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Личностные: формирование мотивации к учению.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные:  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 II.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Основная цель этапа -  подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий,  осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Выдвигает проблему и организует работу в группах:

- Чтобы определить, чем же мы будем заниматься на уроке, вы будете  работать в группах. Сначала вспомним правила работы в группах.  

( убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу; искренность и открытость, «здесь» и « теперь»; отвергая, предлагай.)

Формулирует задание и контролирует работу групп:

Учитель говорит о том, что важные события и явления в жизни народа принято отмечать праздничными датами в календаре.  Праздники бывают религиозные и государственные. Некоторые из них совпадают.( Слайд 1-таблица)

Заполните таблицу карточками.

Дата

Православные праздники

Государственные праздники

Карточки.

7 января

8 июля

4 ноября

 

Рождество

Христово

День Петра

и Февронии

   

День Казанской

иконы Божией Матери

День народного единства

 

Образец.

Дата

Православные праздники

Государственные праздники

7 января

Рождество

Христово

8 июля

День Петра

и Февронии

?

4 ноября

День Казанской

иконы Божией Матери

День народного единства

- Какой праздник у вас вызвал затруднение?(Слайд2 правильный вариант распределения)

Какой праздник вас заинтересовал?

(Затруднения у учеников вызывает вопрос о государственном празднике 8 июля.)

8 июля отмечается Всероссийский День семьи, любви и верности. Почему семье посвящён государственный праздник?( Слайд 3 Эмблема праздника)

- Так о чем сегодня на уроке у нас пойдет разговор?

( Слайд4 Тема: «Христианская семья»)

Что необходимо узнать по данной теме?

(Слайд 5-основные понятия)

Называют правила работы в группе.

Распределяют карточки в таблицу. Сопоставляют даты и праздники.

Высказывают свои предположения и приводят доказательства.

Работая в группе, определяют тему  и цели урока.

Личностные: Оценка  своего поведения при работе в группе

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Читать вслух и про себя тексты , понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы .

Регулятивные:  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные: Сравнивать  объекты  по нескольким основаниям; делать выводы.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения Основная цель этапа -  постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

 Все мы живем в семьях.

-Христианская семья начинается с таинства брака. Об этом мы уже упоминали на уроке, когда знакомились с церковными таинствами.

Учитель предлагает детям пробежать глазами текст на стр. 86 и ответить на вопрос.  Какие символы христианского брака имеют следующее значение: знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи и знак вечности и неразрывности брачного союза.
Вопросы:

  • На что похожи венцы для венчания (на корону). Почему они символизирую не богатство и власть, а терпение? (выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа) ( Слайд 6 – венчание)
  • Почему кольцо является символом вечности? (нет начала и конца)( Слайд 7 –  обручальные кольца).
  • - Кто является символами Всероссийский День семьи, любви и верности?   
  • Ученики воскресной школы заранее подготовили сообщение и рассказывают детям историю Петра и Февронии, используя для наглядности слайды презентации №8-16

    Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Будучи уже больным, он вступил на Муромский престол в 1203 году. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. Но вот в сонном видении князю было открыто, что его может исцелить благочестивая дева из деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр отправил в ту деревню своих людей. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония попросила привести к ней князя. Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и, передав слугам, велела вымыть князя в бане и смазать все струпья, кроме одного. Феврония догадалась о лукавстве и гордости Петра, потому и велела ему оставить несмазанным один струп. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князю пришлось вернуться к Февронии .Приехав во второй раз, князь увидел Февронию и так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления и сдержал своё слово. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Они прибыли в город Муром и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. И тогда город Муром постиг гнев Божий. Вскоре приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Работа по учебнику.

Осуществляют поиск цитаты из текста.

Дети высказывают свои мнения.

Дети высказывают свои мнения.

В классе есть ученики воскресных школ. Дети, зная это, могут попросить их о помощи.

Дети демонстрируют знания, полученные в воскресной школе.

Дети слушают историю о Петре и Февронии, дополняю сообщения  собственными знаниями, задают вопросы выступающим.

Личностные: -нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания).

Регулятивные:  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной ;

Регулятивные:  Определять план выполнения заданий на уроках,

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Осуществляет проведение электронной физминутки.

Выполняют разминку, отдыхают.

IV.  Этап первичного закрепления.

-  Что помогло Петру и Февронии сохранить свою семью?

- Почему этих людей помнят и почитают в наше время?

Работа по учебнику с. 87.

Вопросы:

- Что означает высказывание из Нового завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»?

Что такое тактичность?

  Л.Н. Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга...»

-Запишите на ромашке, какие основные ценности необходимы для семейного счастья.

                         Семейное

                           счастье

( вера, дети, терпение, здоровье, любовь,тактичность…)( Слайд 17)

Самостоятельное чтение текста.

Осуществляют поиск цитаты из текста.

Дети анализируют учебный материал. Выбирают основные ценности семейного счастья.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Коммуникативные:- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:  -целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
— умение сохранять заданную цель;

— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по

указанию взрослого;

— умение контролировать свою деятельность.

Познавательные: -Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; ,наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

V.    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону .

Основная цель этапа -  интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Работа в парах.

- У каждого члена семьи есть права и обязанности. В модели идеальной семьи мы отметим главное. У каждого должно быть или одно право, или одна обязанность, как вы считаете нужным. Напишите, что это за право или обязанность и объясните. Почему вы так решили.

Учитель предлагает им обсудить свою версию. Выявить в чём мнения детей и учителя совпали, в чём расхождение? Кто оказался ближе к идеалу?

Члены семьи

обязанность

право

муж (отец)

забота и ответственность
за всю семью

жена (мать)

воспитание детей

дети

Послушание, радовать своих родителей

бабушка и дедушка

быть рядом с детьми, передавать

свой опыт

Высказывают свои предположения и приводят доказательства.

Дети выполняет работу на специальном листочке. Затем ученики озвучивают и комментируют своё решение.

Проверяют  работу.

Личностные: -мотивация учения.

Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные: - контроль в

сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; способность к мобилизации сил и энергии; 

Познавательные: - построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;

VII.   Этап включения в систему знанийи повторения. Основная цель этапа -  включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

  • Организует проверку усвоения темы.
  • Тест “Выбери правильный ответ”
  1. В православии семью очень часто называют «малой церковью». Как вы думаете почему?

А) Потому что все люди в семье ходят в церковь.

Б) Если все в семье верующие, её называют  « малая церковь».

В) Потому что в христианской семье существует иерархия. Как и в Церкви, главой семьи является Бог, ему подчиняется отец семейства, отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям. И между всеми царит любовь.

2. Почему при венчании жених с невестой дают обет верности друг другу до самой смерти?

А) Потому что так положено.

Б)   Потому что так принято уже давно.

В) Потому что они становятся «одним целым» перед Богом и по заповеди Божей не могут эту целостность нарушить.

3. Почему надо слушать родителей?

А)  Потому что так заповедано Богом. Послушание – основа отношений детей к взрослым в семье.

Б) Потому что, когда слушаешься родителей, они любят тебя и балуют. Это выгодно.

В) Потому что полного повиновения хотят взрослые, если их не слушаться, они могут наказать.

4. Отношения между родителями и детьми должны быть основаны на:

 А) любви, когда дети и родители уважают и берегут друг друга;

Б) безразличии, когда нет дела друг до друга;

В) страхе, когда дети боятся родителей.

5. Родителей надо слушать потому, что:

А) они даны Богом;

Б) они могут наказать;

В) они никогда не ошибаются.

6. Когда возникает непонимание между детьми и родителями, то помочь может…

А) обида;

Б) упрёк;

В) любовь.

Выполняют тест.

Осуществляют взаимопроверку и оценивание работы одноклассников.

Личностные: -освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Коммуникативные: - осознание того, что семья важна в жизни человека. В семье воспитываются первые навыки общения и уважения.

Регулятивные:  - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные: -установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;

VIII.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Осуществляет разъяснение домашнего задания.

Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

Слушают домашнее задание. Уточняют его.

Личностные:- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Познавательные: . Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

IX.    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Основная цель этапа -  самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подводит итог урока, осуществляет рефлексию.

Продолжи моё высказывание:

-на уроке я научился…

-было интересно…

-я себя похвалю за…

Я похвалю своих одноклассников…

В конце урока звучит песня  Инь-Ян - Гимн семьи

Хрустальным голосом капели

 Звенит ребячий смех чудесный

 И мать сидит у колыбели,

 Дитя лаская тихой песней.

 И дом молитвой освященный

 Стоит открытый всем ветрам,

 И учит бабушка внучонка

 Словам: «отчизна», «мама», «храм».

 Припев:

 Друг друга храните во все времена,

 Живите в ладу и гармонии.

 И пусть будет жизнь ваша освящена

 Любовью Петра и Февронии.

 Семья – любви великой царство.

 В ней вера, праведность и сила.

 Семья – опора государства

 Страны моей, моей России.

 Семья - источник изначальный

 Небесным ангелам хранимый.

 И грусть, и радость, и печали -

 Одни на всех, неразделимы.

 Припев:

 Друг друга храните во все времена,

 Живите в ладу и гармонии.

 И пусть будет жизнь ваша освящена

 Любовью Петра и Февронии.

 Пусть повторятся в поколеньях

 Благословенной жизни дни.

 Храни Господь очаг семейный,

 Любовь любимых охрани.

 ( Все дети и гости получают ромашки)

Осуществляют рефлексию.

Личностные:- Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Коммуникативные:- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные:  - Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

Познавательные: находить нужную информацию в учебнике; . -наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной открытый урок "Родная семья" "Семьёю держится Россия"

Этот открытый урок  по окружающему миру я провела для родителей. Всем было интересно собрать информацию о своих корнях, о своей родословной. К уроку готовились все: и учитель, и дети, и их родите...

Урок 18. Семья. Буква Qq (2 класс)

Введение новой лексики по теме «Семья» и ее первичное закрепление.Ознакомление с буквой Qq....

презентация к уроку о семье.

Первый урок в новом учебном году.Важно и необходимо напоминать детям и родителям, что они одно целое....

Конспект урока «Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления»

Тема: «Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления»Урок математики 3 класс  Цели урока: составить таблицы умножения семи и на 7; рассмотреть соответствующие случаи деления. За...

Тема урока: Христианская семья и ее ценности

Тема урока: Христианская семья и ее ценности...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.

Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....