Конспект урока курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») "Милосердие и сострадание"
материал для подготовки к егэ (гиа) по орксэ (4 класс) на тему

Витязева Наталья Анатольевна

Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie._konspekt_uroka._vityazeva_n.a.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»

Конспект урока

По курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Милосердие и сострадание»

Автор: учитель начальных классов

 Витязева Наталья Анатольевна

2016 г.

Тема : Милосердие и сострадание.

Цель: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Задачи:

Обучающая: формировать у учащихся нравственные ценностные ориентиры; создать условия для формирования понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»; научить понимать христианское значение слова «ближний» и каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Развивающая: развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формированию нравственного суждения.

Воспитывающая: дать понять, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Планируемые результаты:                      

Предметные: осознание ценности понятий: «милосердие», «ближний», «ближний», «милостыня».

Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям.

Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Тип урока: объяснение нового материала.

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня, , долг, ответственность, любовь к врагам.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Словарик к уроку:

  • Самаряне, упоминаемые в Новом Завете, в Евангелии от Матфея, — языческий народ, отличный от еврейского народа. Они поклонялись и служили многим своим богам. Страна их называлась Самария. Самаряне ожесточённо враждовали с иудеями, а те в свою очередь слово «самарянин» считали бранным и презрительным. Самаряне, как и евреи, ожидали Мессию, и многие из них последовали за Христом.
  • Милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Различен милования образ и широка заповедь сия, - говорит св. Иоанн Златоуст. Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела милости суть следующие: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. V, 20), неведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды. Господь обещает милостивым то, что они помилованы будут, помилованы от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.
  • Милостыня - дела любви христианской, дела милости телесной. Раздаяние милостыни составляет важную христианскую обязанность, предписываемую нам в Свящ. Писании (Деян. X, 2-4). Постановления закона Моисеева касательно бедных конечно хорошо известны каждому внимательному читателю Библии, - так они были подробно обдуманы и гуманны. Во времена земной жизни Господа Иисуса, вследствие упадка народного благосостояния, прошение милостыни, особенно на улицах Иерусалима, вошло почти во всеобщее употребление между еврейскими бедными и раздаяние милостыни сделалось почти необходимой обязанностью.

Ресурсы:  

Учебник  А.В. Кураева «Основы  православной культуры» 4-5  класс, издательство «Просвещение»;

Рабочая тетрадь    к учебнику А.В. Кураева   http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/12 

Основы Православной культуры (Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева)

Библия для детей. Составители: Борислав Арапович и Вера Маттелмяки. Институт перевода Библии, Москва, 2002.

http://rutube.ru/video/c8b2383e4536d4598bd9c29178e1cbbe/ 

http://experiment-opk.pravolimp.ru/assets/attaches/108/original/_____XIV__.jpg?1269327451 

Основные  вопросы урока:

  • Чем милосердие отличается от дружбы?
  • Кого называют ближним?
  • Как христианин должен относиться к людям?

Ход урока.

  1. Организационный момент

Настал новый урок и мы с вами снова встретились. Я рада встрече. Давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю вам хорошего урока.

  1. Проверка домашнего задания.

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? (Соблюдение заповедей)

- Зачем нужно  преодолевать зависть? (Она мешает радости. Зависть не знает границ, от неё черствеет душа)

  1. Актуализация знаний.

- Сколько заповедей дал Бог людям? (10)

- Какие заповеди вы запомнили?

  1. Постановка целей урока.

- Сегодня мы остановимся на одной из десяти заповедей. Определить тему нашего урока вы сможете посмотрев видеоролик «Окно». (показ видеоролика к песне С. Копыловой «Окно»)

- Итак, тема сегодняшнего урока … (Милосердие).

- Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. Я приглашаю вас к разговору о милосердии, долге, ответственности.

  1. Формирование новых знаний.

  1. Беседа.

Найдите корень в слове «милосердие». (мил, серд). Слово состоит из двух корней, оно образовано от слов «милое сердце». Милый означает услада, удовольствие,  радость.      

      - Подберите словосочетания к слову «милый, милая». (милая мамочка…)

      - Подберите родственные слова к слову «милый». (милочка, миловать, милостыня)

      - Как вы понимаете слово «миловать»?  (Миловать – дарить приятное для души.

      - Посмотрите на эту иллюстрацию. (Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева; слайд-шоу «Учись милосердию», 6 кадр)

      - Какое чувство вызывает у вас увиденное?  (Человеку жалко маленькую обезьянку, а животное у него на руках доверяет ему, пьёт из бутылочки молоко.)

      - Что чувствует ваше сердце по отношению к зверьку, оставшемуся,  по-видимому,  без матери? (Сочувствие, сострадание, участие. При этом наше сердце испытывает радость.)

      - Вспомните удивительное свойство души: чем больше мы отдаём добра другим… (тем больше получаем его).

      - Итак, что для христианина значит понятие «милосердие»?

(Милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных.

Милосердие – это сердце, которое милует, любит, жалеет.)

 

       - А что такое «любовь»? (Любовь – это чувство, которое способно творить чудеса, изменять сердце человека и делать его счастливым)

       - Любовь бывает разной. Она бывает радостной.  При встрече с любимыми родными людьми лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь и с заплаканным лицом. Такой любовь бывает при встрече с чужим горем. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Ещё минуту назад этот человек был тебе даже не знаком. Но ты узнал о его горе  и ты не смог остаться равнодушным. Андрей прочитает нам стихотворение, послушайте его.

  1. Устные сообщения детей с последующим обсуждением.

Я в храм пришёл – не жаловаться, нет,

А чтобы к Богу… встать немного ближе.

Я бомж…и, ясно,  не во фрак одет…

Но ведь не богом – я людьми унижен!

Я всё своё теперь ношу с собой:

Мой быт тяжёл, но так легка дорога!

Хоть потолок дырявый надо мной,

А мне и места надо-то немного…

Я деньги дал на толстую свечу,

Спросил послушника, куда её поставить…

Что мне ответил он – я лучше промолчу…

Не он ведь в храме службу будет править!

Священник с дьяконом запели «Отче наш…»

И люд вокруг поспешно закрестился.

Меня же служка «взял на карандаш»

И под дождём я снова очутился…

Сижу на улице у храмовых ворот,

Со мной такой же рядом бедолага…

А дождь, как из пожарных шлангов льёт,

Так жалко стало мне его беднягу!

Накрыл его своим я пиджаком,

Пожаловался: «Что ж это такое …

Из храма гонят нищего пинком…

Скажи, где их сознание святое?!»

Он тихо слушал, опустив глаза,

Но  в них мелькнуло что-то неземное …

А по щеке то ль капля, то ль слеза…

Он до меня дотронулся рукою.

«Прости, что не ответил на вопрос,

Заслушался, как звонница рыдает…

Мне тоже в храме места не нашлось,

Хотя  Меня там… Богом называют…»

       - Кто такой бомж? Нашёл ли он сочувствие среди людей?

       - Как вы думаете, с кем бомж оказался у храмовых ворот? (С самим Богом.) Почему вы так решили? (Я читал рассказы для детей, где узнал, что Бог всегда приходит к людям в образе нищего. Помня об этом, надо помогать любому, кто просит у тебя  помощи.)

       - Правильно, если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – хороший он или плохой. Накормить голодного надо потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

       - Ребята, а вы знаете кто такой ближний? (Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, тёти, дяди - семья). Ярослав желает рассказать нам притчу, рассказанную самим Иисусом Христом. Но прежде ответьте, а кто такой самарянин? (словарная работа)

 Самаряне, упоминаемые в Новом Завете, в Евангелии от Матфея, — языческий народ, отличный от еврейского народа. Они поклонялись и служили многим своим богам. Страна их называлась Самария. Самаряне ожесточённо враждовали с иудеями, а те в свою очередь слово «самарянин» считали бранным и презрительным. Самаряне, как и евреи, ожидали Мессию, и многие из них последовали за Христом.

Сообщение 1 ученика. Притча о милосердном самарянине. (Библия для детей, с. 352)

- Послушав притчу и стихотворение, мы можем сказать, кто является нашим ближним?

Ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

- Правильно, ближний это не только родные, друзья, соседи, а все те, кто нуждается в нашей помощи. Если человеку больно становится неважно, какая у него вера или цвет кожи.

Подведение микроитога. Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, мы помогаем себе, потому, что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным значит жить в радости.

  1. Физминутка.

  1. Устные сообщения детей с последующим обсуждением.

- С каждым из нас, наверное, было такое, что мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом. На душе стало скверно, сердце разрывается от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (мы хотим, чтобы нас простили. Мир лечит душу.)

- Если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и мы должны учиться прощать, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения. Добро надо помнить , а зло забывать.

 Сообщение 2 ученика.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, всё равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя  поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящее несчастье. Кто-то однажды поставил тебе подножку – вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время, и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой кожуре. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь, ему, позвать врача? Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые  обиды. Но это самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А я говорю вам: любите врагов ваших»

  1. Работа с тетрадью. Групповая работа.

А)  -Прочитайте отрывок древней баллады «Вейнсбергские жёны»

Б) Беседа по тексту стихотворения

       - Обратите внимание на выделенное четверостишие. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте своё мнение. (Готовит ответ 1 группа)

- Кто проявил милосердие в данной истории? (Враг Кайзер Конрад)  Каким образом? (Готовит ответ 3 группа)

- Как вы, думаете, поступили те женщины, у которых не было родных? (Готовит ответ 3 группа)

Подведение микроитога. Надо помогать всем нуждающимся, даже врагам. Когда мы проявляем милосердие к другим людям, весь мир становится добрее.

6) Работа с учебником.

- Как вы думаете, легко ли быть милосердным?  (Человек может научиться быть милосердным, если он будет совершать дела милосердия, например: ухаживать за младшими, больными, за животными, бескорыстно предлагать свою помощь).

- Эти дела со временем изменят ваше сердце, сделают его более человечным, милосердным. Одно из дел милосердия – милостыня.

Самостоятельное чтение статьи «Милостыня», с. 44 -45.

- Что такое милостыня? (благотворение)

- Что говорил Иисус Христос о милостыне? («Всякому просящему у тебя – дай»)

- Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или подающий милостыню? Как об этом сказал великий русский историк В.О. Ключевский? (Не просто решить, какая из этих  рук несёт больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться.)  Как об этом говорили в старину? («Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается»).

- В нашем селе у  храма мы   не видим просящих милостыню, значит ли это что у нас нет нуждающихся? Какие акты милосердия мы с вами могли бы совершить   в ближайшее время? (Мы можем собрать игрушки и книжки для детского отделения больницы, помочь пожилым людям по хозяйству.  Родители - пожертвовать на ремонт нашего храма, положив денежки в церковные кружки в магазинах, помогать беженцам из Украины)

       - Перед вами Дерево Добра. Сделайте милость напишите на листочках Дерева Добра, какое доброе  дело вы смогли бы уже сделать сегодня.

     

 Подведение микроитога. - Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю, что вы справитесь и всё обязательно выполните.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Работа  с тренажёром  на «Электронном приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Урок 12)
  2. Контрольные вопросы к уроку на «Электронном приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Урок 12)
  1. Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодня урок?

- Оцените свою работу на уроке. (урок понравился, мне было интересно; мало узнал на уроке, только время потерял; много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме; урок не понравился, мне было скучно)

     

  1. Подведение итогов урока.

- Вопросы, рассмотренные на уроке, к какой заповеди вы бы отнесли?  (Возлюби ближнего, как самого себя)

      - Наш  урок мне хочется закончить словами :Спешите делать добро! Я  дарю вам эти календарики, чтобы, глядя на них вы каждый день совершали хотя бы по одному доброму поступку. Вы только в начале  своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра.

     

  1. Домашнее задание.

1 группа - написать сочинение-рассуждение на тему «Легко ли быть милосердным?»

               2 группа -  подобрать пословицы о добре и милосердии

               3 группа -  поделитесь своими впечатлениями об уроке со своими родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"

Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....

План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики».

План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики». ...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры». Тема: "Заповеди"

Учащиеся на уроке знакомятся с тем, что такое «заповедь», «скрижали», какие заповеди были даны людям через пророка Моисея, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея», что общего у воровства и уби...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы Православной культуры."Милосердие и сострадание"

Данная презентация  может быть использована при проведении урока№12 ОРКСЭ, Модуль "Основы православной культуры"...