Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Магдашаускене Елена Анатольевна

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль основы православной культуры, для 4 класса к учебнику Кураева А.В. Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическон планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_opk.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры  учителей

 Протокол № 1  

от «29» августа 2017 г.                                                                                    

Утверждена

Приказом  № 244 - ОД  

от «29 » августа 2017 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

4 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОДИН ГОД

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

ОРКСЭ, автор  А.Я. Данилюк

Магдашаускене Е.А., учителем начальных классов

г. Оха

2017 г.

I РАЗДЕЛ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

 • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

 • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

 Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  •  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование национальной и гражданской само идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции  многонационального народа России;
  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
  • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
  • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
  • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

II РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс «ОРКСЭ» в 4 классе  рассчитан на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

В связи с особенностями климата в рабочей программе по основам православной культуры предусмотрено сокращение на 3 часа (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям и иным непредусмотренным потерям рабочего времени).

В итоге по плану:

  • 4 класс 31 ч.

1. ВВЕДЕНИЕ

 1.1   Россия – наша Родина.

2. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

   2.1 – 2.27   Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило  этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов праздничного проекта. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божьем суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде.

3. ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ

    3.1 – 3.3 Любовь и уважение к Отечеству. Презентация творческих проектов.

4. РЕЗЕРВ 3 часа

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

По организации обучения: очная

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения: школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

III РАЗДЕЛ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в разделе

Содержание

(раздел, тема урока)

Сроки проведения

Примечание

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

1.1

Россия – наша Родина

04-08.09

08.09

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (27 часов)

2

2.1

Культура и религия

11-15.09

15.09

3

2.2

Человек и Бог в православии

18-22.09

22.09

4

2.3

Православная молитва

25-29.09

29.09

5

2.4

Библия и Евангелие

02-06.10

06.10

6

2.5

Проповедь Христа

09-13.10

13.10

7

2.6

Христос и Его крест

16-20.10

20.10

8

2.7

Пасха

23-27.10

27.10

9

2.8

Православное учение о человеке

07-10.11

10.11

2 четверть

10

2.9

Совесть и раскаяние

13-17.11

17.11

11

2.10

Заповеди

20-24.11

24.11

12

2.11

Милосердие и сострадание

27.11-01.12

01.12

13

2.12

Золотое правило этики

04-08.12

08.12

14

2.13

Храм

11-15.12

15

2.14

Икона

18-22.12

16

2.15

Творческие работы учащихся. Подведение итогов

25-27.12

17

2.16

Как христианство пришло на Русь

10-12.01

18

2.17

Подвиг

15-19.01

19

2.18

Заповеди блаженств

22-26.01

20

2.19

Зачем творить добро?

29.01-02.02

21

2.20

Чудо в жизни христианина

05-09.02

22

2.21

Православие о Божием суде

12-16.02

23

2.22

Таинство причастия

19-22.02

24

2.23

Монастырь

26.02-02.03

25

2.24

Отношение христианина к природе

05-07.03

26

2.25

Христианская семья

12-16.03

27

2.26

Защита Отечества        

19-23.03

28

2.27

Христианин в труде

02-06.04

ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ (3 часа)

29

3.1

Любовь и уважение к Отечеству

09-13.04

30

3.2

Презентация творческих проектов

16-20.04

31

3.3

Презентация творческих проектов

23-28.04

РЕЗЕРВ (3 часа)

32-

34

4.1-

4.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...