РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО "ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Светлана Петровна Островская

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО «ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(МОДУЛЬ СВЕТСКАЯ ЭТИКА)»

ДЛЯ 4   класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 19 ИМЕНИ Н.З. ПОПОВИЧЕВОЙ

Г. ЛИПЕЦКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО «ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(МОДУЛЬ СВЕТСКАЯ ЭТИКА)»

ДЛЯ 4   класса

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Эксперт программы:

заместитель директора

____________ /Вострикова Л.И./

1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

Личностные:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные:

  • развитие самостоятельности в определении и формулировке самых простых, общих для всех людей правил поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • формирование умения опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
  • умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
  • умение совместно с учителем составлять план решения задачи;
  • формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
  • умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
  • способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • готовность доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • готовность доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
  • умение слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся        

Вид контроля

Раздел 1. Введение в предмет.

   1

Россия  - наша Родина!

 Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности.

Высказывать свое мнение; работа с учебником; давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы.

  2

Россия  - наша Родина!

Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

Сравнивать; выделять главное; приводить примеры.

Ответы на вопросы, обсуждение проблемы.

 

 

  3

Мудрость, собранная веками.

Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источники мудрости. Басни Эзопа.

Давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы.

 4

Этика. Мораль. Нравственность.

Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Бескорыстная помощь, нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.

Объяснять роль потребностей в жизни человека; выделять основные потребности и приводить примеры.

 5

Этика в древности. Мифы. Сказки. Легенды.

Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источники первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.

Знать, как воспитывали детей в Древней Греции.

6

Этика Древней Руси.

Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.

Знать, как представляли себе древнерусские  мыслители идеал человека.

Раздел 2. Человек и мир.

7

Добро и зло.

 Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и в душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.

Определять влияние социальной среды на человека; анализировать и отвечать на поставленные вопросы.

Ответы на вопросы, обсуждение проблемы.

8

Добродетели и пороки.

Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.

 Знать, какие качества человека считаются добродетелями, а какие – пороками, как они связаны с понятиями добра и зла.

9

Добродетели благородства и справедливости.

Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».

Знать, понятия благородство,

справедливость, как добродетели и пороки влияют на жизнь человека, приводить примеры; анализировать ситуации.

10

Смысл и ценность жизни.

Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.

Знать что такое ценность с точки зрения этики. Уметь высказывать мнение; доказывать свое мнение.

11

Ценности человеческой жизни.

Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.

Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.

Понимать, что считается ценностями для человека. Различать истинные и ложные ценности.

12

Человеческая жизнь как высшая ценность.

Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.

Знать чему учит религиозная  этика буддизма, во что верят буддисты.

Ответы на вопросы, обсуждение проблемы.

13

Для чего живёт человек.

Ради чего живёт человек? Счастье и смысл жизни.

Понимать смысл жизни.

14

Совесть.

Чувство вины, чувство стыда, честь и достоинство.

Понимать, что значит «жить по совести».

Выполнение    проекта.

Раздел 3. Человек в мире людей.

15

Толерантность.

Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни.

Понимать, что в мире надо жить в согласии друг с другом.

16

Человек в семье.                                                                                                                                                                                       

 Понятия «дом», «семья», «родители», «дети». Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви.

Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

17

О дружбе.

Действия – форма для поступков. Как надо дружить, что значит уметь дружить

Воспринимать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

18

Этикет.

Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.

Усваивать конкретные правила поведения, основанные на уважении к правам и свободам других.

19

Милосердие и благотворительность.

Бескорыстные поступки, в основе которых лежит внимание, забота, сострадание.

Объяснять и воспринимать понятие «милосердие».

20

Януш Корчак – врач, писатель, педагог.

Нравственный поступок на примере Я.Корчака.

Воспринимать понятие «нравственный идеал».

21

В жизни всегда есть место подвигу.

Подвиг. Подвиги в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.

Знать наших предков  и современников,  достойных уважения, гордости, памяти, внимания.

22

Свобода и ответственность.

Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.

Имитировать проблемные ситуации и искать пути их разрешения.

23

Заповеди – нравственные законы.

Древнейший нравственный закон, «золотое правило нравственности». Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл десяти заповедей. Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.  

Знать, что такое заповеди, что запрещают и к чему обязывают  Десять заповедей.

24

Заповеди любви.

Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.

Понимать правила морали разных религий.

25

Ещё о законах человеческого общежития.

Общее и этическое учение ислама.  Пророк Мухаммад.

Раздел 4. Твой нравственный выбор.

26

Духовные ценности.

Духовные ценности и их значение в жизни людей.

Знать, какие ценности называются духовными и что они значат в жизни людей.

27

О самосовершенствовании.

Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.

Знать, что такое «самосовершенствование» и что значит «работать над собой».

28

Этика для себя.

Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.

Знать, что служит причиной наших действий, - о мотивах.

29

Твои права, или Конвенция о правах ребёнка.

Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности.

Знать права и обязанности  как обязательное условие жизни человека в современном мире.

30

Что должны знать дети о правах и законе.

Действия – форма для поступков. Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила.

Анализировать, делать выводы; отвечать на вопросы.

31

Твой багаж в дорогу жизни.

Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.

Объяснить, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы жизнь его складывалась удачно.

32

Промежуточная аттестация.

Представление проектов.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.                                                                                  

Выполнение проектов.

33-34

Презентация проектов.

Представление проектов по теме.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

1

Россия  - наша Родина!

1

2

Россия  - наша Родина!

1

3

Мудрость, собранная веками.

1

4

Этика. Мораль. Нравственность.

1

5

Этика в древности. Мифы. Сказки. Легенды.

1

6

Этика Древней Руси.

1

7

Добро и зло.

1

8

Добродетели и пороки.

1

9

Добродетели благородства и справедливости.

1

10

Смысл и ценность жизни.

1

11

Ценности человеческой жизни.

1

12

Человеческая жизнь как высшая ценность.

1

13

Для чего живёт человек.

1

14

Совесть.

1

15

Толерантность.

1

16

Человек в семье.                                                                                                                                                                                           

1

17

О дружбе.

1

18

Этикет.

1

19

Милосердие и благотворительность.

1

20

Януш Корчак – врач, писатель, педагог.

1

21

В жизни всегда есть место подвигу.

1

22

Свобода и ответственность.

1

23

Заповеди – нравственные законы.

1

24

Заповеди любви.

1

25

Ещё о законах человеческого общежития.

1

26

Духовные ценности.

1

27

О самосовершенствовании.

1

28

Этика для себя.

1

29

Твои права, или Конвенция о правах ребёнка.

1

30

Что должны знать дети о правах и законе.

1

31

Твой багаж в дорогу жизни.

1

32

Промежуточная аттестация.

1

33-34

Презентация проектов.

2

 

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1 триместр:

11 учебных недель (11 часов)

1

Россия  - наша Родина!

1

05.09

05.09

2

Россия  - наша Родина!

1

12.09

12.09

3

Мудрость, собранная веками.

1

19.09

19.09

4

Этика. Мораль. Нравственность.

1

26.09

26.09

5

Этика в древности. Мифы. Сказки. Легенды.

1

03.10

03.10

6

Этика Древней Руси.

1

17.10

17.10

7

Добро и зло.

1

24.10

24.10

8

Добродетели и пороки.

1

31.10

31.10

9

Добродетели благородства и справедливости.

1

07.11

07.11

10

Смысл и ценность жизни.

1

14.11

14.11

11

Ценности человеческой жизни.

1

21.11

21.11

2 триместр:

11 учебных недель (11 часов)

12

Человеческая жизнь как высшая ценность.

1

28.11

13

Для чего живёт человек.

1

05.12

14

Совесть.

1

12.12

15

Толерантность.

1

19.12

16

Человек в семье.                                                                                                                                                                                           

1

26.12

17

О дружбе.

1

09.10

18

Этикет.

1

16.01

19

Милосердие и благотворительность.

1

23.01

20

Януш Корчак – врач, писатель, педагог.

1

30.01

21

В жизни всегда есть место подвигу.

1

06.02

22

Свобода и ответственность.

1

13.02

3 триместр:

12 учебных недель (12 часов)

23

Заповеди – нравственные законы.

1

27.02

24

Заповеди любви.

1

06.03

25

Ещё о законах человеческого общежития.

1

13.03

26

Духовные ценности.

1

20.03

27

О самосовершенствовании.

1

27.03

28

Этика для себя.

1

03.04

29

Твои права, или Конвенция о правах ребёнка.

1

17.04

30

Что должны знать дети о правах и законе.

1

24.04

31

Твой багаж в дорогу жизни.

1

01.05

32

Промежуточная аттестация.

1

08.05

33

Презентация проектов.

1

15.05

34

Презентация проектов.

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы,  примерной (авторской) программы по Основам ре...

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс

Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа  "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным  резуль...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...