РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО "ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО «ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(МОДУЛЬ СВЕТСКАЯ ЭТИКА)»
ДЛЯ 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 19 ИМЕНИ Н.З. ПОПОВИЧЕВОЙ
Г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО «ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(МОДУЛЬ СВЕТСКАЯ ЭТИКА)»
ДЛЯ 4 класса
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Эксперт программы:
заместитель директора
____________ /Вострикова Л.И./
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
Личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
- развитие самостоятельности в определении и формулировке самых простых, общих для всех людей правил поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- формирование умения опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
- умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
- умение совместно с учителем составлять план решения задачи;
- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- готовность доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- готовность доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
- умение слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | |
Раздел 1. Введение в предмет. | |||||
1 | Россия - наша Родина! | Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. | Высказывать свое мнение; работа с учебником; давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы. | ||
2 | Россия - наша Родина! | Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека. | Сравнивать; выделять главное; приводить примеры. | Ответы на вопросы, обсуждение проблемы.
| |
3 | Мудрость, собранная веками. | Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источники мудрости. Басни Эзопа. | Давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы. | ||
4 | Этика. Мораль. Нравственность. | Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Бескорыстная помощь, нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. | Объяснять роль потребностей в жизни человека; выделять основные потребности и приводить примеры. | ||
5 | Этика в древности. Мифы. Сказки. Легенды. | Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источники первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции. | Знать, как воспитывали детей в Древней Греции. | ||
6 | Этика Древней Руси. | Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей. | Знать, как представляли себе древнерусские мыслители идеал человека. | ||
Раздел 2. Человек и мир. | |||||
7 | Добро и зло. | Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и в душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло. | Определять влияние социальной среды на человека; анализировать и отвечать на поставленные вопросы. | Ответы на вопросы, обсуждение проблемы. | |
8 | Добродетели и пороки. | Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие. | Знать, какие качества человека считаются добродетелями, а какие – пороками, как они связаны с понятиями добра и зла. | ||
9 | Добродетели благородства и справедливости. | Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек». | Знать, понятия благородство, справедливость, как добродетели и пороки влияют на жизнь человека, приводить примеры; анализировать ситуации. | ||
10 | Смысл и ценность жизни. | Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом. | Знать что такое ценность с точки зрения этики. Уметь высказывать мнение; доказывать свое мнение. | ||
11 | Ценности человеческой жизни. | Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого. Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности. | Понимать, что считается ценностями для человека. Различать истинные и ложные ценности. | ||
12 | Человеческая жизнь как высшая ценность. | Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда. | Знать чему учит религиозная этика буддизма, во что верят буддисты. | Ответы на вопросы, обсуждение проблемы. | |
13 | Для чего живёт человек. | Ради чего живёт человек? Счастье и смысл жизни. | Понимать смысл жизни. | ||
14 | Совесть. | Чувство вины, чувство стыда, честь и достоинство. | Понимать, что значит «жить по совести». | Выполнение проекта. | |
Раздел 3. Человек в мире людей. | |||||
15 | Толерантность. | Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. | Понимать, что в мире надо жить в согласии друг с другом. | ||
16 | Человек в семье. | Понятия «дом», «семья», «родители», «дети». Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. | ||
17 | О дружбе. | Действия – форма для поступков. Как надо дружить, что значит уметь дружить | Воспринимать дружеские взаимоотношения с другими людьми. | ||
18 | Этикет. | Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил. | Усваивать конкретные правила поведения, основанные на уважении к правам и свободам других. | ||
19 | Милосердие и благотворительность. | Бескорыстные поступки, в основе которых лежит внимание, забота, сострадание. | Объяснять и воспринимать понятие «милосердие». | ||
20 | Януш Корчак – врач, писатель, педагог. | Нравственный поступок на примере Я.Корчака. | Воспринимать понятие «нравственный идеал». | ||
21 | В жизни всегда есть место подвигу. | Подвиг. Подвиги в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды. | Знать наших предков и современников, достойных уважения, гордости, памяти, внимания. | ||
22 | Свобода и ответственность. | Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей. | Имитировать проблемные ситуации и искать пути их разрешения. | ||
23 | Заповеди – нравственные законы. | Древнейший нравственный закон, «золотое правило нравственности». Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл десяти заповедей. Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей. | Знать, что такое заповеди, что запрещают и к чему обязывают Десять заповедей. | ||
24 | Заповеди любви. | Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение. | Понимать правила морали разных религий. | ||
25 | Ещё о законах человеческого общежития. | Общее и этическое учение ислама. Пророк Мухаммад. | |||
Раздел 4. Твой нравственный выбор. | |||||
26 | Духовные ценности. | Духовные ценности и их значение в жизни людей. | Знать, какие ценности называются духовными и что они значат в жизни людей. | ||
27 | О самосовершенствовании. | Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека. | Знать, что такое «самосовершенствование» и что значит «работать над собой». | ||
28 | Этика для себя. | Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение. | Знать, что служит причиной наших действий, - о мотивах. | ||
29 | Твои права, или Конвенция о правах ребёнка. | Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. | Знать права и обязанности как обязательное условие жизни человека в современном мире. | ||
30 | Что должны знать дети о правах и законе. | Действия – форма для поступков. Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. | Анализировать, делать выводы; отвечать на вопросы. | ||
31 | Твой багаж в дорогу жизни. | Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках. | Объяснить, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы жизнь его складывалась удачно. | ||
32 | Промежуточная аттестация. | Представление проектов. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | Выполнение проектов. | |
33-34 | Презентация проектов. | Представление проектов по теме. |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Россия - наша Родина! | 1 |
2 | Россия - наша Родина! | 1 |
3 | Мудрость, собранная веками. | 1 |
4 | Этика. Мораль. Нравственность. | 1 |
5 | Этика в древности. Мифы. Сказки. Легенды. | 1 |
6 | Этика Древней Руси. | 1 |
7 | Добро и зло. | 1 |
8 | Добродетели и пороки. | 1 |
9 | Добродетели благородства и справедливости. | 1 |
10 | Смысл и ценность жизни. | 1 |
11 | Ценности человеческой жизни. | 1 |
12 | Человеческая жизнь как высшая ценность. | 1 |
13 | Для чего живёт человек. | 1 |
14 | Совесть. | 1 |
15 | Толерантность. | 1 |
16 | Человек в семье. | 1 |
17 | О дружбе. | 1 |
18 | Этикет. | 1 |
19 | Милосердие и благотворительность. | 1 |
20 | Януш Корчак – врач, писатель, педагог. | 1 |
21 | В жизни всегда есть место подвигу. | 1 |
22 | Свобода и ответственность. | 1 |
23 | Заповеди – нравственные законы. | 1 |
24 | Заповеди любви. | 1 |
25 | Ещё о законах человеческого общежития. | 1 |
26 | Духовные ценности. | 1 |
27 | О самосовершенствовании. | 1 |
28 | Этика для себя. | 1 |
29 | Твои права, или Конвенция о правах ребёнка. | 1 |
30 | Что должны знать дети о правах и законе. | 1 |
31 | Твой багаж в дорогу жизни. | 1 |
32 | Промежуточная аттестация. | 1 |
33-34 | Презентация проектов. | 2 |
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 триместр: 11 учебных недель (11 часов) | ||||
1 | Россия - наша Родина! | 1 | 05.09 | 05.09 |
2 | Россия - наша Родина! | 1 | 12.09 | 12.09 |
3 | Мудрость, собранная веками. | 1 | 19.09 | 19.09 |
4 | Этика. Мораль. Нравственность. | 1 | 26.09 | 26.09 |
5 | Этика в древности. Мифы. Сказки. Легенды. | 1 | 03.10 | 03.10 |
6 | Этика Древней Руси. | 1 | 17.10 | 17.10 |
7 | Добро и зло. | 1 | 24.10 | 24.10 |
8 | Добродетели и пороки. | 1 | 31.10 | 31.10 |
9 | Добродетели благородства и справедливости. | 1 | 07.11 | 07.11 |
10 | Смысл и ценность жизни. | 1 | 14.11 | 14.11 |
11 | Ценности человеческой жизни. | 1 | 21.11 | 21.11 |
2 триместр: 11 учебных недель (11 часов) | ||||
12 | Человеческая жизнь как высшая ценность. | 1 | 28.11 | |
13 | Для чего живёт человек. | 1 | 05.12 | |
14 | Совесть. | 1 | 12.12 | |
15 | Толерантность. | 1 | 19.12 | |
16 | Человек в семье. | 1 | 26.12 | |
17 | О дружбе. | 1 | 09.10 | |
18 | Этикет. | 1 | 16.01 | |
19 | Милосердие и благотворительность. | 1 | 23.01 | |
20 | Януш Корчак – врач, писатель, педагог. | 1 | 30.01 | |
21 | В жизни всегда есть место подвигу. | 1 | 06.02 | |
22 | Свобода и ответственность. | 1 | 13.02 | |
3 триместр: 12 учебных недель (12 часов) | ||||
23 | Заповеди – нравственные законы. | 1 | 27.02 | |
24 | Заповеди любви. | 1 | 06.03 | |
25 | Ещё о законах человеческого общежития. | 1 | 13.03 | |
26 | Духовные ценности. | 1 | 20.03 | |
27 | О самосовершенствовании. | 1 | 27.03 | |
28 | Этика для себя. | 1 | 03.04 | |
29 | Твои права, или Конвенция о правах ребёнка. | 1 | 17.04 | |
30 | Что должны знать дети о правах и законе. | 1 | 24.04 | |
31 | Твой багаж в дорогу жизни. | 1 | 01.05 | |
32 | Промежуточная аттестация. | 1 | 08.05 | |
33 | Презентация проектов. | 1 | 15.05 | |
34 | Презентация проектов. | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы, примерной (авторской) программы по Основам ре...
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики»....
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс
Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным резуль...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...