ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
статья по орксэ на тему

Важнейшей задачей воспитания является определение склонностей и способностей ребёнка, соотнесение их с реальными возможностями, развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и зоне его ближайшего развития.Систематическое применение этих приемов дает положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ  

Аннотация. Важнейшей задачей воспитания является определение склонностей и способностей ребёнка, соотнесение их с реальными возможностями, развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и зоне его ближайшего развития.Систематическое применение этих приемов дает положительный результат.

Ключевые слова:  приемы,  средство, содержание учебного материала.

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного мирового образования. Важнейшей задачей воспитания является определение склонностей и способностей ребёнка, соотнесение их с реальными возможностями, развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и зоне его ближайшего развития.

В соответствии с ФГОС выпускник школы должен быть готов соответствовать требованиям и запросам общества. Простое усвоение какой-то информации не является всеобщим механизмом личностного развития. Современному ученику надо научиться видеть единство мира и выступать автором собственного видения этого мира. Педагог призван организовать целенаправленное формирование запланированных отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми они сталкиваются на уроке. Воспитывать будет весь процесс обучения в целом, если педагог не просто сообщает знания учащимся, а всей своей работой, всей системой занятий учит детей умению учиться всю жизнь, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, оказываются те, когда учитель размышляет вслух, ведёт мысль учащихся, ищет вместе с ними правильный ход решения вопроса, что-то отвергает, заменяет по ходу урока, объясняя почему, задумывается, приглашает, как бы посмотреть вперёд, к чему это может привести. Научить учеников мыслить может сама мысль и время. Поэтому учителю необходимо найти время послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ, т.е. научить аргументировать ответ, высказать свою точку зрения.

Необходимо учить ребят ценить время. Самому учителю надо показывать пример рационального использования времени урока: четко указывать время выполнения каждого этапа работы, подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме. Поэтому грамотный учитель будет стремиться научить учащихся учебно-познавательной деятельности.

Важное значение имеет определение воспитательных возможностей изучаемого материала, когда в учебное занятие дополнительно включаются ситуации и информация, позволяющие акцентировать внимание учащихся на этической стороне изучаемого материала. Кроме того, учащихся нужно научить многим умениям и развивать вместе с тем не только внимание, память, мышление и речь, но и вооружить их некоторым общим приемам учебной деятельности.

Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности. Опытные учителя свидетельствуют, что при обучении приемам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться. В процессе обучения у части учащихся стихийно формируются некоторые способы организации своей учебной деятельности, отдельные частные приемы решения задач, написания сочинений и т.д. Необходимо, кроме частных приемов учебной деятельности, обучать их приемам сравнения, обобщения, конкретизации, определения понятий, работы с учебником, составления конспекта, подготовки домашнего задания, подготовки к контрольной работе и др. Обозначим некоторые общие приемы учебно-познавательной деятельности:

Общий прием организации внимания: учащимся необходимо внутренне настроиться на предстоящую работу, внешне сосредоточиться на предстоящей работе - сесть ровно за свое рабочее место, смотреть на преподавателя или того, с кем они работают, использовать все виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), заставить себя быть внимательным, не позволять себе отвлекаться от начатой работы, использовать при чтении материала приемы сохранения внимания (составления плана, постановку вопросов, пересказ прочитанного и т.д.), стараться понять то, что слушают, наблюдают, читают, использовать приемы понимания, стараться поддержать в себе интерес к работе.

Общий прием организации восприятия зрительной и слуховой информации: определить (или принять данную) цель восприятия, выделить объект наблюдения (слушания) и организовать удобные для себя условия восприятия информации, определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования (описание, конспектирование, зарисовка, запись в таблицу, специальные чертежи, графики, символика, фотографии и т.д.), получить и зафиксировать информацию выбранным способом, проанализировать и обобщить полученную информацию.

Общий прием организации памяти: учащимся важно осознать, для чего нужно запомнить изучаемый материал, определить, что нужно запомнить надолго, а что нет, и сделать себе соответствующую установку, предварительно понять и осмыслить материал, а не запоминать механически, использовать приемы, способствующие запоминанию: выделение в материале главного, сравнение с ранее изученным, расположение запоминаемого в логической последовательности, составление плана, таблицы или схемы, пересказ, конкретизация, применение, мнемонические и игровые приемы, сочетать различные виды памяти, закреплять в памяти материал (пересказывать и повторять трудные места, заучивать большой объем информации не сразу, а с перерывами).

Систематическое применение этих приемов дает положительный результат, если использовать их в классе и при выполнении домашнего задания. Если содержание учебного материала для работы в классе и дома будет подобрано с учетом развития памяти, внимания, воображения, речи, то автоматически осуществляется индивидуальный подход к ученику с учетом его потребностей и возможностей. Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая. Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и противоречий, возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. 

Список использованной литературы:

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика - М: Педагогическое общество России, 1998.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2000

4. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие. http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты

Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе....

«Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности»

«Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности»...

Об организации и проведении диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образовательных организаций города Нефтеюганска в 2017 году

Состав комиссии по проверке региональных диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образоват...