Щит и герб
план-конспект урока по орксэ (1 класс) на тему

Шульская  Елена Владимировна

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchit_i_gerb.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

группа / класс 1

возраст обучающихся 7-8 лет

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Щит и герб

Цель для педагога:

способствовать формированию уважения к подвигу, к истории Отечества и христианским ценностям; развитию исторической памяти, познавательной активности.

Цель для

обучающихся:

Задачи для педагога:

1) познакомить учеников младших классов  с яркой исторической личностью Георгием Победоносцем;

2)рассказать о чудесах, связанных с именем Георгия Победоносца;

 3)привлечь внимание  подрастающего поколения к истории Христианства;

4)сохранять   и развивать традиции служения Родине и Православию; 

 5)выявлять  и поддерживать художественно и литературно одарённых детей.  

Задачи для

обучающихся:

Термины, понятия

Духовный подвиг, воины Христовы, воинская доблесть, ратный подвиг, герб

Планируемые

результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Знать:

Уметь:

Владеть:

Личностные: самоопределение - принимать и осваивать социальную роль обучающегося;  смыслообразование – осознавать  значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Регулятивные: планирование - выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника.

Познавательные: общеучебные - выделять и формулировать познавательную цель; предметные - понимать, что такое духовный мир, воинская доблесть, ратный подвиг,  оценивать смысл христианских ценностей, как иерархической системы,приведение соответствующих примеров; логические - подведение под  понятие на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество -рассказывать о святом воине  с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Организация пространства

Межпредметные  связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Формы организации:

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, методы  стимулирования к обучению,  методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Наглядно-демонстрационный материал слайд-презентация, карточки с заданиями, иконы, георгиевские ленты

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

стр. книги

Формируемые УУД

I этап. Самоопределение к деятельности 

формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Учитель встречает и приветствует обучающихся и гостей

Дети под музыку входят в класс

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

I этап. Целеполагание

актуализировать знания, пробудить познавательный интерес, помочь определить направления в изучении темы.

1.Чтение стихотворения

«Россия, Русь, куда я не взгляну…,
 За все твои страдания и битвы
 Люблю твою, Россия, старину,
 Твои леса, погосты и молитвы,
 Люблю твои избушки и цветы,
 И небеса, горящие от зноя,
 И шепот ив у мутной воды,
 Люблю навек, до вечного покоя.

 Россия, Русь! Храни себя, храни!
                           
 (Николай Рубцов).

2. Вступительная беседа

- Многие из вас, ребята, уже были в храме Божием и видели там множество икон, на которых изображены Спаситель, Богородица, святые угодники. Сегодня мы поговорим с вами о святом, которого чаще всего изображают в воинском снаряжении, верхом на белом коне, с копьём, убивающим дракона.

    Верхом на коне,

    Под копытом – дракон,

    Копьё вонзается в пасть!

На помощь спешит        согрешающим он

    И тем, кто в грех может впасть!

- Может быть, кто-то из вас знает имя этого святого воина?

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

Должен ли человек знать про героев старины минувшей? Почему? У нас вопрос помощник. На какие бы вопросы вы хотели получить ответ сегодня на уроке?

Дети отвечают на поставленный вопрос (Георгий Победоносец)

Дети формулируют тему

Ответы детей

Дети формулируют вопросы по теме занятия

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести «старые» знания с «новыми».

Ребята вопросов было много, все они интересные. Кто из вас сможет ответить на поставленные вопросы? Достаточно ли у вас знаний, чтобы ответить на все вопросы? Вы хотели бы узнать больше о святом Георгии Победоносце?

1.Просмотр мультфильма из цикла Православный мульткалендарь https://www.youtube.com/watch?v=MaHVjDuAQz8

2.Инсценировка событий, посвященных подвигу Георгия Победоносца.

Дети:

1-й ученик:

Георгий Победоносец происходил из знатного рода. За свою веру он был заточён в темницу на 30 лет. Но произошло чудо – богатырь освободился и поехал выручать своих сестёр, которые находились в неволе, пасли диких зверей, волков. Сами девушки были грязные, нечёсаные.

2-й ученик:

Но брызнул на них Георгий чудесной  водой, и они стали здоровые и красивые.

3-й ученик:

Волки признали его своим хозяином. Все животные, увидев, какой силой обладает богатырь, признали его своим повелителем.

4-й ученик:

Змей не хотел с этим мириться и стал бороться с богатырем, и был убит Георгием Победоносцем.

Учитель:

Змей в народных сказаниях – это злые силы, которые мучают, обманывают людей. Сейчас мы покажем эту легенду.

Входят девочки в русских костюмах, водят хоровод, поют:

Пойдем девочки во луга-лужочки,
Завивать веночки
На годы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На гречиху черную,
На капусту белую.

(В конце хоровода выбегает взрослый (родитель или учитель-помощник),  держа в руках змея, и набрасывает на девочек прозрачную белую ткань, девочки приседают.Звучит  музыка И.Ф. Стравинского из балета «Жар-птица», «Пляс поганого царства»)

Змий:

Будете пасти волков лютых,  да ухаживать за гадами ползучими.

(Змий «улетает». На белом коне появляется ученик,  изображающий Георгия Победоносца, «брызгает»  на девочек водой, покрывало спадает, девочки кланяются своему спасителю и убегают, заслышав музыку змия. Появляется змий, «борется» с богатырём,  затем берёт зонт, к  которому пришиты из поролона маленькие змеи,  олицетворяющие змеиное царство, кружит им вокруг себя. На заднем фоне два ученика, изображая пламя,  выполняют упражнения с красными  лентами).

Учитель:

Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал храбро на стадо змеиное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змеиное.

(Змий становится на колено, богатырь взмахивает мечом и «убивает» его.)

Учитель:

И победил Георгий злую силу в виде змия,  и народ стал считать его покровителем зверей, хранителем домашнего скота.

Кто - нибудь из детей сможет ответить на некоторые вопросы

Ответы детей

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные:  умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные  общеучебные:  умение анализировать информацию, моделировать символ мира, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем. 

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

III этап. Основной этап

1. Беседа о гербе и щите

Святой Георгий почитается на Руси как покровитель русского воинства. Его изображали на княжеских печатях и монетах.

 - А сейчас, заглянем в чудесный мешочек, что же там лежит?

- Что это?

- Рассмотрите изображение копейки, что на ней изображено?

- Почему она называется копейка?

Где вы еще могли видеть изображения Георгия Победоносца?

- С 19 века изображение святого Георгия на белом коне стало гербом Москвы, а позже появилось на государственном гербе Российской империи. На современном гербе изображён молодой всадник , пронзающий копьем змия, а не христианский святой – с нимбом, в сияющих одеждах и на белом коне. В 1731 году при царице Анне Иоанновне была установлена воинская награда в честь святого – крест Георгия Победоносца. Во время войны в армии служились молебны пред иконами святого о даровании победы. Иконки святого Георгия распространялись среди солдат для поддержания духа в борьбе «за веру, царя и отечество». Отличившимся рядовым раздавали георгиевские кресты. Имена и фамилии Георгиевских кавалеров увековечены занесением их на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца в Москве. Россия помнит своих героев по именам, хранит о них память веками.  

- 6 мая - Русская Православная Церковь совершает память святого великомученика Георгия, покровителю Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства и столицы России – Москвы.

Мы празднуем 9 мая Победу, а война закончилась раньше, 6 мая, на Георгия Победоносца. Господь избрал командующего армией - победительницей маршала Георгия Константиновича Жукова, хотя были не менее заслуженные. Но Георгий Жуков отличался тем, что он имел глубокое религиозное чувство, был благоговейным человеком и всю войну провоевал с иконой – благословением от матери, и Господь избрал его из множества. И то, что время нашей победы в Великой Отечественной войне пришлось на майские дни памяти св. Георгия Победоносца, а командующий – победитель, маршал Жуков, носил имя, полученное им во Святом крещении - Георгий, говорит о Промысле Божьем. За победу заплачена цена большой крови миллионов советских людей, но свершилась она явно с помощью Божьей.

В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим древним символом. Молодежь, в преддверии праздника День Победы, повязывает георгиевскую ленту  на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы.

2.Раскрашивание георгиевских ленточек.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

помочь самостоятельно обобщить изученный материал, определить направления изученного материала.

- Итогом наших знаний будет тест знаний.

Вопросы:

С именем Святого Георгия связаны слова:

а)  Победоносец;

б) Великомученик;

в) Святой воин.

2. Сюжет предания рассказывает о победе  Георгия   Победоносца  над:

а) змеем;

б) львом;

в) медведем.

3. Изображения Святого Георгия можно встретить на:

а) монетах;

б) ордене;

в) гербе.

4. Изображение  Георгия   Победоносца  можно встретить на гербе города:

а) Белгорода;

б) Нижневартовска;

в) Москвы.

Рефлексия.

Самым интересным на занятии было…

Мне понравилось…

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Я научился…

Я был бы рад…

закрасьте смайлик: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий — печальный; было трудно работать – грустный.

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные:  умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные  общеучебные:  умение анализировать информацию, моделировать символ мира, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем. 

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

Используемая литература:

При наличии в приложениях оформляются дополнительные материалы (схемы, рисунки, слайды и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб»

Цель. Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением в прошлом и современной жизни.Материал. Иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных гербов....

Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»

Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...

Флаг и герб Московской области и Подольского района

Флаг и герб Московской области и Подольского района...

Овеянные славою флаг наш и герб

Сценарий классного часа "Флаг России"....

Конкурс "Овеянные славой флаг наш и герб"

В этой папке история флага и герба Росси...

О чём рассказывает герб. Герб нашего класса.

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии во 2 классе. Знакомство с составляющими герба, правилами его составления, технологией создания герба класса....