Рабочая программа. ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Паникар Ольга Александровна

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" . Учебник Студеникин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx71.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Введение

    Рабочая  программа по курсу ОРКСЭ модуль « Основы светской этики» (4 класс)  построена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации « Об Образовании»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,   Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  М.Т. Студеникина «Основы светской этики».

  1.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального  общего образования  в 2014-2015 учебном году.
  2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС
  3. Образовательная программа МАОУ Селятинской средней общеобразовательной школы №1
  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ
  5. Учебный план МАОУ Селятинской средней общеобразовательной школы №1 на 2014-2015 учебный год.

                                                                                

Общая характеристика учебного предмета

     В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

  Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Задачи:

  • знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической  многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

 

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

  В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Место предмета в базисном учебном плане

    Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.

         Данная рабочая программа строиться с учетом  таких подходов, как:

  • целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное  исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
  • активизация познавательной активности школьников;
  • создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

           В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в рабочей программе  выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого  школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Освоение школьниками учебного содержания модуля  «Основы светской этики», входящего в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
  • формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Работа  по программе модуля «Основы светской этики»  направлено на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания предмета.

Результаты освоения курса «Основы светской этики»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

  • формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование семейных ценностей;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,

религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

           духовным ценностям;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие навыков сотрудничества.

Предметные результаты

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
  • понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
  • умение осуществлять информационный поиск.

    К концу обучения  по данному курсу школьник должен:

  • приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • получить опыт самостоятельного общественного действия.

Содержание курса

     На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

    Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

    На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

    В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

 

                                                  Структура комплексного учебного курса

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

4.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Итого

34


  Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям  и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков  можно проводить  для всего класса.

  На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины.  У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

 В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока  завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

  В 3 блоке продолжается знакомство с  основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном  контекстах.

  Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других  модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка  и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

Формы контроля и оценки планируемых результатов

          В процессе  изучения  курса, учащихся должны выполнить  проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности  при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

         Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

  • текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
  • составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
  • защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;
  • выставки работ учащихся.

         При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые  в системе без отметочного обучения:

  •  стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
  • пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
  • рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

 Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду   критериев:

  • понимание изучаемого материала;
  • степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
  • самостоятельность суждений;
  • умение поддержать и выстроить диалог;

Текущий и итоговый контроль учебного курса «ОРКСЭ. Основы светской этики» оценивается по трёхбалльной системе: «3», «4», «5».

Критерии выставления текущих оценок:

Оценка «5» (отлично) – уровень знаний и умений по данному учебному курсу соответствует установленным требованиям;

Оценка «4» (хорошо) – уровень знаний и умений ниже установленных требований, но обучающийся периодически или редко использует дополнительный материал, полно и логично раскрывает вопрос; самостоятельно рассуждает, отражает своё отношение к предмету обсуждения;

Оценка «3» (удовлетворительно) – выставляется в случае пассивного участия обучающегося в учебном процессе: прослушал тему (раздел), а также в случае достаточного минимального уровня выполнения обучающимся требований, предъявляемых в конкретной работе.

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

ученик должен:

знать /понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных  содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

-готовить сообщения по выбранным темам.

Учебно-методический комплект по ОРКСЭ

         1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студиникин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2012г.

         2. Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2012г.

3. Рабочая тетрадь

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

план

факт

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Блок №1  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)

1.

Введение в предмет

Россия -  Родина моя

с. 6-16

Что означает слово Родина?

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные

Традиции.

Узнавать государственную символику РФ;  проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре.

Регулятивные:

осознавать этапы организации учебной работы.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Блок №2 Основы православной культуры - часть 1 (16 часов)

2.

Этика и этикет

с. 17-22

Что такое этика и этикет?

Этика, этикет, мораль. Религиозная и светская этика.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.

Регулятивные:

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Познавательные:

формулировать вопросы к тексту и отвечать на них; осуществлять информационный поиск.

Коммуникативные:

проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

3.

Этика и мораль

с. 22-26

Что такое мораль?

Этика, мораль (нравственность).

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.

Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные:

формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.

4.

Вежливость

С. 27- 34

Что значит быть вежливым?

Вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома;

Регулятивные:

Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить  средства её осуществления.

Познавательные:

 подбирать к термину новое значение; уметь осуществлять информационный поиск.

Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5.

Этикет приветствия

С.35 - 38

Как правильно приветствовать друг друга?

Здравствуйте, привет.

Осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома;

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка;

умение соотнести выполненное задание с образцом.

Познавательные: подбирать к термину новое значение; соотносить текст с рисунком.

Коммуникативные: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. 

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.

Добро и зло

С. 39 - 45

Что такое добро, а что такое зло?

Добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка;

умение соотнести выполненное задание с образцом.

 Познавательные: соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком.

Коммуникативные: применять правила разговорной речи; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.

Благожелательность

С. 45- 49

Что такое благожелательность?

Благожелательность, бездушие.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка;

умение соотнести выполненное задание с образцом.

 Познавательные: соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком.

Коммуникативные: применять правила разговорной речи.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

8.

Дружба и порядочность

с.50 - 56

Что такое дружба?

Дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы.

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

Познавательные: проводить аналогию и на её основе строить выводы; ориентироваться в учебнике; объяснять смысл пословиц и поговорок.

Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; готовность слушать и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.

Отношения в классном коллективе

с.56 - 60

Как дружески общаться в коллективе?

Друг, приятель, товарищ.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей.

Регулятивные: самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке;

Познавательные:

проводить аналогию и на её основе строить выводы.

Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; готовность слушать и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10.

Честность и искренность

с.61 - 69

Что значит быть честным и искренним?

Честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов;

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой

Познавательные: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; соотносить иллюстрацию с текстом.

Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

11.

Гордость и гордыня

с.70 -78

Чем отличается гордость от гордыни?

гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

Познавательные:

соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком.

Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

12.

Обычаи и обряды русского народа

с.79 - 84

Что такое обычаи и обряды?

Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Получат возможность научиться отличать обряды от обычаев, приводить примеры некоторых обрядов и обычаев русского народа.

Регулятивные: составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

Познавательные: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника.

Коммуникативные:

использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; корректно формулировать свою точку зрения.

Личностные:

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

13.

 Этикет царского обеда.

с.85 -86

Как в старину проходили царские обеды?

Этикет, рукомойник.

Иметь представление о правилах этикета за  столом.

Регулятивные: составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

Познавательные: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника.

Коммуникативные:

использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; корректно формулировать свою точку зрения.

Личностные:

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

14.

Терпение и труд

с. 87 -96

Что такое труд и терпение?

Терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень

Заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий.

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Познавательные:

соотносить рисунок с текстом; проводить аналогию и на её основе строить выводы.

Коммуникативные:

использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; корректно формулировать свою точку зрения.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

15.

Моё любимое дело

Что такое проект?

Проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные: 

находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе.

Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат.

16.

Моё любимое дело

Чего я достиг?

Проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект.

Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат.

17.

Моё любимое дело

Чего я достиг?

Проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект.

Коммуникативные:  уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат.

Блок №3 Основы православной культуры - часть 2 (13 часов)

18.

Семья

с. 97 - 101

Что такое семья?

Род, родословие, семья, фамилия.

Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Регулятивные:

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Познавательные:

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

формирование семейных ценностей.

19.

Родословная семьи.

с. 102-104

Что такое родословная?

Род, родословие, семья, фамилия.

Составлять родословную своей семьи.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные:

умение осуществлять информационный поиск.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

формирование семейных ценностей.

20.

Семейные традиции

с.105-109

Какие семейные традиции я знаю?

Традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные: выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц.

Коммуникативные: сформулировать собственные выводы.

Личностные:

формирование семейных ценностей.

21.

Традиции моей семьи

с.110-112

Каковы традиции моей семьи?

Традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Составлять рассказ о традициях своей семьи.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные:

умение осуществлять информационный поиск.

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные:

формирование семейных ценностей.

22.

Сердце матери

с. 113 - 118

Почему нужно беречь маму?

Семья, счастье, забота, терпение.

Проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме.

Регулятивные: структурировать учебный материал по предложенному плану.

Познавательные: анализировать рассказы для детей.

Коммуникативные: участвовать в классных играх.

Личностные:

формирование семейных ценностей.

23.

Бережное отношение к родителям

с. 118 - 121

Почему нужно беречь родителей?

Семья, счастье, забота, терпение.

Проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные:

соотносить рисунок с текстом; проводить аналогию и на её основе строить выводы.

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

Личностные:

формирование семейных ценностей.

24.

Правила твоей жизни

с. 123 - 127

Какие правила мы соблюдаем в жизни?

Правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; составление практических

заданий по решению

жизненных ситуаций.

Познавательные:

выполнение практических заданий на доске;

работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»;

Коммуникативные: определить свою позицию, обосновать поступок

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

25.

Культура общения со сверстниками и взрослыми

с. 128 - 131

Как общаться со своими сверстниками, а как – со взрослыми?

Правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.

Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

26.

Праздники народов России

с. 132 - 136

Какие праздники отмечаются в нашей стране?

Праздник, религия, христианство, крещение.

Выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет.

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами.

Познавательные: пользоваться справочниками и словарями.

Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках.

Личностные:

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

27.

Праздники народов России

с. 136 - 142

Какие праздники отмечаются в нашей стране?

Праздник, религия,  мусульманство, буддизм, свобода совести.

Выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет.

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами.

Познавательные:

анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах.

Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках

Личностные:

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

28.

Защитники Отечества

с. 143 - 148

Кто такие Защитники отечества?

Отечество, защитник, патриот, воин.

Уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; определять значение красных дат календаря.

Регулятивные: планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Познавательные:

работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата,

памятника Г.К. Жукову;

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе.

Личностные:

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

29.

Защитники Отечества

с. 149 - 153

Каких Защитников Отечества я знаю?

Отечество, защитник, патриот, воин.

Уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; определять значение красных дат календаря.

Регулятивные: планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Познавательные:

работа с учебником, с иллюстрациями, с изображением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование.

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе.

Личностные:

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

30.

Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

Отечество, защитник, герой, патриот, воин.

Уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; определять значение красных дат календаря.

Регулятивные: планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Познавательные:

выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы,

соотнесение соотнесение пословицы с темой.

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе.

Личностные:

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)

31.

Итоговое повторение

Что я для себя отметил в изучении этики?

Все понятия модуля

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации. Обобщение и систематизация

знаний по курсу этики и этикета.

Регулятивные: понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности

Познавательные:

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат.

32.

Подготовка к обобщающему уроку

Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации. Обобщение и систематизация

знаний по курсу этики и этикета.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект.

Коммуникативные:  уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат.

33.

Подготовка к обобщающему уроку

Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации. Обобщение и систематизация

знаний по курсу этики и этикета.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект.

Коммуникативные:  уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат.

34.

Обобщающий урок по курсу

Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации. Обобщение и систематизация

знаний по курсу этики и этикета.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект.

Коммуникативные:  уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОРКСЭ Православие

Рабочая программа ОРКСЭ Православие...

рабочая программа ОРКСЭ.docx

рабочая программа ОРКСЭ.docx...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)

Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....

Рабочая программа ОРКСЭ

Рабочая программа ОРКСЭ для 4 класса...

Рабочая программа ОРКСЭ

Включает в себя основные разделы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Основы мировых религий...