Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики»
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Петрова Лилия Владимировна

Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Пояснительная записка

        Рабочая программа по Основам  религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)  в  4- а  классе составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, (Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 2015 г.); планируемыми результатами начального общего образования,  примерной программой по ОРКиСЭ  начального общего образования,  авторской  программой  к учебнику  «Основы  духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс / авт.-сост. М.Т.Студеникин.-2-e изд., испр. и доп. –М.: ООО «Русское слово- учебник», 2015 -(ФГОС.  Начальная инновационная школа), в соответствии с  ООП  НОО  МКОУ Манушкинской СОШ.

              Учащимися изучается один из модулей с их согласия  и по выбору  родителей (законных представителей). По результатам анкетирования, с согласия и по выбору  родителей (законных представителей) четвероклассников, был выбран модуль «Основы светской этики».

Учебный курс ОРКиСЭ (модуль «Основы светской этики»)  в 4 классе  рассчитан на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), что соответствует учебному плану МКОУ Манушкинской СОШ на 2017 -2018 учебный год.

Содержание и последовательность  изучения  тем соответствует  авторской программе в полном объеме.  Количество часов увеличено, что соответствует учебному плану МКОУ Манушкинской СОШ на 2017 -2018 учебный год.

Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования   следующих личностных УУД:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование семейных ценностей;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • определять алгоритм составления простого плана, схемы;
  • усвоение правил работы с учебником;
  • определение правил отработки терминов и понятий;
  • определять нравственные принципы собственного развития;
  • определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики;

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • анализировать по плану иллюстрации учебника;
  • осуществлять словарную и графическую работу;
  • работать с карточками, схемами, таблицами;
  • анализировать, сравнивать, группировать объекты;
  • выполнение заданий тестового характера;

Коммуникативные УУД  

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных  УУД:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • знать правила коллективной работы;
  • научатся соблюдать правила культурного и вежливого общения в коллективе;
  • применять правила разговорной речи;
  • работать в парах, определять правила соревнования команд;
  • знать основы анкетирования;
  • развитие культуры поведения на праздниках;

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Россия – Родина моя.

Обучающийся научится:

- формулировать вопросы к тексту и отвечать на них;

- показывать границы Российской Федерации на карте;

-объяснять значение однокоренных слов, происхождения названия Русь;

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять культуру своего поведения, дружелюбие по отношению к окружающим;

-пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов;

Этика и этикет.

 Обучающийся научится:

- следовать правилам хорошего тона;

- объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни;

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять стремление к добрым делам и поступкам;

Вежливость.

Обучающийся научится:

- осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях;

- соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома;

Обучающийся получит возможность научиться:

- подбирать к термину новое значение;

- говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

Добро и зло.

Обучающийся научится:

-  выявлять элементы общечеловеческих ценностей;

- объяснять смысл пословиц и поговорок;

- определять значения слов;

- соотносить понятия с определениями; текст с рисунком;

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила разговорной речи;

- проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях;

Дружба и порядочность.

Обучающийся научится:

- выявлять элементы общечеловеческих ценностей;

- соблюдать правила дружбы;

- проявлять доброжелательность в коллективе, уважение друг к другу, избегать конфликтов;

Обучающийся получит возможность научиться:

- дружески общаться в коллективе;

-находить выход из спорных ситуаций;

-объяснять смысл пословиц и поговорок;

Честность и искренность.

Обучающийся научится:

-   сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки;

-  оценивать позитивные качества личности;

- проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома;

Обучающийся получит возможность научиться:

- решать практические задачи и рассматривать часто возникающие ситуации;

- соотносить иллюстрацию с текстом;

Гордость и гордыня.

Обучающийся научится:

- проявлять порядочность и скромность; гордость за поступки героев России;

Обучающийся получит возможность научиться:

- раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня;

Обычаи и обряды русского народа.

Обучающийся научится:

-  подбирать нужные поговорки  и пословицы по теме урока;

- соотносить рисунок с текстом;

- пользоваться словарем в конце учебника;

 Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять план для сообщения;

- работать с разнообразными источниками информации;

Терпение и труд.

Обучающийся научится:

-  заниматься самообслуживающим трудом;

- выполнять порученное дело;

- бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

Обучающийся получит возможность научиться:

- давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды;

Семья.

Обучающийся научится:

- проявлять взаимопомощь; стремиться совершать добрые дела;

- соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи;

- изготавливать аппликацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

- отвечать на вопросы анкеты;

- писать эссе;

- составлять фотогазету;

Семейные традиции.

Обучающийся научится:

-   поддерживать дружеские взаимоотношения в семье;

- обосновывать свой ответ, формулировать собственные выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- выявлять различия понятий, давать их определение;

- соотносить части пословиц, писать мини-сочинение;

Сердце матери.

Обучающийся научится:

-  проявлять  внимательное  и уважительное отношение к своим близким, к маме;

- анализировать рассказы для детей;

Обучающийся получит возможность научиться:

- участвовать в классных играх;

- структурировать учебный материал по предложенному плану;

Правила твоей жизни.

Обучающийся научится:

- выполнять требования соблюдения дисциплины;

- заниматься самообслуживанием;

- поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня;

- выполнять правила личной безопасности;

Обучающийся получит возможность научиться:

-  определять свое поведение или свою позицию; обосновывать поступок;

Праздники народов России.

Обучающийся научится:

- выполнять правила поведения на праздниках;

- проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии;

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать праздничный застольный этикет;

- пользоваться справочниками и словарями;

Защитники Отечества.

Обучающийся научится:

- уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

- готовить сообщения о патриотах России;

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять значение красных дат календаря;

- планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность;

Основное содержание

Тема

Количество часов (авторская программа)

Количество часов (рабочая программа)

1.

Введение в предмет.

1

1

2.

Россия – Родина моя.

1

2

3.

Этика и этикет.

1

2

4.

Вежливость.

1

2

5.

Добро и зло.

1

2

6.

Дружба и порядочность.

1

2

7.

Честность и искренность.

1

2

8.

Гордость и гордыня.

1

2

9.

Обычаи и обряды русского народа.

1

3

10.

Терпение и труд.

1

2

11.

Семья.

1

2

12.

Семейные традиции.

1

2

13.

Сердце матери.

1

2

14.

Правила твоей жизни.

1

2

15.

Праздники народов России.

1

3

16.

Защитники Отечества.

1

2

17.

Итоговое повторение.

1

1

Итого

17

34

Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики»

Дата по плану

Дата фактическая

Тема урока

                Характеристика деятельности учащихся

1.

Вводный инструктаж. Введение в предмет.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; знакомство  с учебником и  учебными пособиями;  работа с иллюстрациями учебника; словарная и графическая работа; чтение по ролям сказки; анализ мультфильма; слушание музыки;

2.

Россия — Родина моя.

Работа в картой, атласом, текстами и иллюстрациями учебника, плакатами, загадками;

3.

Россия — Родина моя.  Устный журнал «Белая березка-символ Родины моей».

Развитие дикции и речи: исполнение частушек, хороводов; чтение стихов; участие в играх;

4.

Этика и этикет.

Работа с учебником: чтение текстов, ответы на вопросы, выполнение заданий. Работа с карточками, схемами, словарем.

5.

Этика и этикет. Ролевая игра «Ох,  уж этот этикет!»

Работа с учебником: чтение текстов, ответы на вопросы, выполнение заданий. Работа с карточками, схемами, словарем. Работа в группах.

6.

Вежливость.

Работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки.

7.

Вежливость. Урок – игра «Ежели вы вежливы!»

Работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки.

8.

Добро и зло.

Работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки; работа в парах.

9.

Добро и зло. Притчи о добре и зле.

Работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа в парах; художественное чтение стихов.

10.

Дружба и порядочность.

Работа с карточками по определению терминов и понятий; ответы на вопросы  и задания к текстам; работа в парах; выполнение практического задания.

11.

Дружба и порядочность. Урок – соревнование « Дружная семейка».

Работа в парах; выполнение практического задания; соревнование команд.

12

Честность и искренность.

 Работа в группах и парах; составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; художественное чтение стихов; этическая беседа по картине; работа с пословицами и поговорками.

13.

Честность и искренность. Урок-диспут.

Работа в группах и парах; составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; художественное чтение стихов; этическая беседа по картине; работа с пословицами и поговорками.

14.

Гордость и гордыня.

Соревнование команд; отработка терминов и понятий; работа по составлению схем; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника.

15.

Гордость и гордыня. Устный журнал «Мы гордимся!»

Заполнение плаката; составление кроссворда; чтение стихов; работа с пословицами; работа в парах.

16.

Обычаи и обряды русского народа.

Работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр фрагмента видеофильма.

17.

Обычаи и обряды русского народа. Конкурс рисунков.

Изучение схем; участие в беседе; лепка из соленого теста; рисование; прослушивание музыки;

18.

Обычаи и обряды русского народа. Игровая программа.

Работа в группах и парах. Участие в играх. Выступление учащихся с сообщениями.

19.

Терпение и труд.

Работа по пунктам анкеты; работа на карточках, заполнение схем и таблиц; чтение текстов по ролям; сообщения учащихся.

20.

Терпение и труд. Урок-презентация «Кем быть?»

Работа по пунктам анкеты; работа на карточках, заполнение схем и таблиц; чтение текстов по ролям; сообщения учащихся.

21.

Семья.

Подготовка фотовыставки; работа над родословной своей семьи; ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребусов; составление схем; подбор к иллюстрациям соответствующих предложений из текста.

22.

Семья. Урок-праздник «Нашему роду нет переводу».

Подготовка фотовыставки; работа над родословной своей семьи; ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребусов; составление схем; подбор к иллюстрациям соответствующих предложений из текста. Художественное чтение.

23.

Семейные традиции.

Работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки.

24.

Семейные традиции.  Конкурс рисунков «Моя семья».

Работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки. Выступления с сообщениями. Рисование.

25.

Сердце матери.

Выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой, со схемами.

26.

Сердце матери. Творческая мастерская «Подарок для мамы».

Просмотр фрагмента видеофильма; работа с пословицами; участие в играх; изготовление своими руками подарка для мамы.

27.

Правила твоей жизни.

Работа в командах; выполнение практических заданий; работа с текстом учебника; беседа по теме иллюстрации; участие в игре; отработка логических операций.

28.

Правила твоей жизни.

Урок - практикум.

Работа в командах; выполнение практических заданий; работа с текстом учебника; беседа по теме иллюстрации; участие в игре; отработка логических операций.

29.

Праздники народов России. Государственные (светские) праздники.

Работа в группах и парах; составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; художественное чтение стихов; этическая беседа по картине; работа с пословицами и поговорками.

30.

Праздники народов России. Религиозные праздники.

Работа в группах и парах; составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; художественное чтение стихов; этическая беседа по картине; работа с пословицами и поговорками.

31.

Праздники народов России. Урок-праздник «Христианские праздники».

Работа в группах и парах; составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; художественное чтение стихов; этическая беседа по картине; работа с пословицами и поговорками.

32.

Защитники Отечества.

Работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукциями картин; чтение стихов и былин; слушание музыки; рисование.

33.

Защитники Отечества. Устный журнал «Жить - Родине служить!»

Работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукциями картин; чтение стихов и былин; слушание музыки; рисование. Выступление с сообщениями.

34.

Итоговый урок. Презентация творческих проектов.

Выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; работа с анкетой, со схемами. Выступление с проектными работами.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

  «____» _____________________ 2017 г.

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

___________________ Богачева И.Н.

«_____» ___________________ 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная рабочая программа по курсу "Основы светской этики". 4 класс

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики» для 4 класса

Данное планирование предсталенно в таблице с указанием характиристики деятельности учащихся...