РП ОРКСЭ (Светская этика)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_orks_svetskaya_etika.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

         Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе: Федерального   государственного образовательного стандарта  начального общего образования, согласно учебного плана    ГБОУ на 2017 -2018 учебный год.

        Для реализации рабочей программы используется  учебно-методический  комплект:  учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение»,2016г.

В соответствии с учебным планом   на 2017 - 2018 учебный год  на предмет «Основы религиозных культур и светской этики »   в 4  классе     отведено 34 часа в год (1 час  в  неделю).                                                          

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

       Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;        

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль «Светская этика»

 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

     

Основное содержание курса (34 часа)

Первое полугодие (17 часов)

Введение (1 час)

Этика – наука о нравственной жизни человека

Раздел 1. Этика общения (4 часа)

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен.

Раздел 2. Этикет (4 часа)

Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.

Раздел 3.Этика человеческих отношений (4 часа)

В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3 часа)

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья.

 Второе полугодие (17 часов)

Введение ( 1 час)

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Раздел 1. Простые нравственные истины (4 часа)

Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим.

Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа)

Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.

Раздел 3. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)

Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует  терпение. Действия с приставкой «со» — вместе.

Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 часа)

С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века.

Повторение (1 час)

Слово, обращённое к себе


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые

предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Введение ( 1 час)

1

Россия  - наша Родина .

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Урок изучения нового

материала.

Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла

Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

Раздел 1 Этика общения ( 4 часа)

2

Добрым жить на свете веселей.

Урок изучения нового

материала.

Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

3

Правила общения для всех.

Урок изучения нового

материала.

Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию

Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

4

От добрых правил – добрые слова и поступки.

Урок изучения нового

материала.

Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

5

Каждый интересен.

Урок изучения нового

материала.

Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Раздел 2 Этикет ( 4 часа)

6

Премудрости этикета.

Урок изучения нового

материала.

Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение. Обосновывать свою точку зрения

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

7

Красота этикета.

Урок изучения нового

материала.

Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл

Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Групповая работа «Работа со словарями»

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

8

Простые школьные и домашние правила этикета.

Урок изучения нового

материала.

Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

9

Чистый ручеёк нашей речи.

Урок изучения нового

материала.

Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства

Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

Раздел 3 Этика человеческих отношений (4 часа)

10

В развитие добрых  чувств – творение души.

Урок изучения нового

материала.

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность»

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

11

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Урок изучения нового

материала.

Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

12

Чувство Родины.

Урок изучения нового

материала.

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Работа в группах над содержанием сказок.

13

Жизнь протекает среди людей.

Урок изучения нового

материала.

Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Раздел 4 Этика отношений в коллективе ( 4 часа)

14

Чтобы быть коллективом.

Урок изучения нового

материала.

Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы. Творческая деятельность учащихся

15

Коллектив начинается с меня.

Урок изучения нового

материала.

Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Самостоятельная

16

Мой класс – мои друзья.

Урок изучения нового

материала.

Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Ответы на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

17

Скажи себе сам

Урок закрепления

Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения

Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие и т.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Введение ( 1 час) Второе полугодие

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Урок изучения нового

материала.

Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Самостоятельная работа: выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка

Раздел 1. Простые нравственные истины ( 4 часа)

19

Жизнь священна.

Урок изучения нового

материала.

Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь» Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу). Учатся толерантному отношению друг к другу. Беседа по произведению Ф.Решетникова «Опять двойка»

20

Человек рождён для добра.

Урок изучения нового

материала.

Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках.

21

Милосердие – закон жизни.

Урок изучения нового

материала.

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Ролевая игра.

Самостоятельная работа: составить план статьи

22

Жить во благо себе и другим.

Урок изучения нового

материала.

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Работа в группах.

Раздел 2. Душа обязана трудиться ( 4 часа)

23

Следовать нравственной установке.

Урок изучения нового

материала.

Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Ролевая игра : Рыцари, джентльмены, леди.

24

Достойно жить среди людей.

Урок изучения нового

материала.

Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах.

Совершенствуют умения в области коммуникации

25

Уметь понять и простить.

Урок изучения нового

материала.

Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

26

Простая этика поступков.

Урок изучения нового

материала.

Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими

Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Работа в группах. Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.

Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа)

27

Общение и источники преодоления обид.

Урок изучения нового

материала.

Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения

Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому общению

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

28

Ростки нравственного опыта поведения.

Урок изучения нового

материала.

Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения

Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

29

Доброте сопутствует терпение.

Урок изучения нового

материала.

Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания

Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.\

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы

30

Действия с приставкой «СО».

Урок изучения нового

материала.

Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом

Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.\

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы

Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 часа)

31

С чего начинается Родина.

Урок изучения нового

материала.

Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на моральноэтические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения

Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

Урок изучения нового

материала.

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

33

Человек – чело века.

Урок изучения нового

материала.

Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Подведение итогов. ( 1 час)

34

Слово, обращённое к тебе.

Урок закрепления материала

Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию

Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ "СВЕТСКАЯ ЭТИКА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ДОБРО И ЗЛО"...

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

ОРКСЭ (светская этика)

Урок  № 14 модуля «Основы светской этики»       Тема: «Дружба»...

ОРКСЭ (светская этика)

разработки уроков по курсу ОРКСЭ (светская этика)...