Рождественские чтения
статья по орксэ (4 класс) на тему

Урбанович Вера Сергеевна

"Роль ОРКСЭ в решении вопросов духовно-нравственного воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskie_chtenia.docx18.73 КБ
Файл rol_orkse.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Рождественские чтения.

«Роль ОРКСЭ в решении вопросов духовно-нравственного воспитания»»

Добрый день. Меня зовут Вера Сергеевна. Я работаю учителем начальных классов в школе № 2 им. А.С. Пушкина. На данный момент я веду 4 класс.

В этом году мы с ребятами начали изучать курс ОРКСЭ, целью которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.

Курс является обязательным, но модуль курса, выбирают родители или законные представители ребенка.

Курс состоит из 6 модулей:
• Основы православной культуры;
• Основы исламской культуры;
• Основы буддийской культуры;
• Основы иудейской культуры;
• Основы светской этики;
• Основы мировых религиозных культур.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.

Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

В моем классе 6 человек выбрали модуль «Основы православной культуры». Остальные отдали свое предпочтение «Основам светской этики». И этот модуль я веду сама. Я прошла курсовую переподготовку, хорошо понимаю ценность и значение данного курса. Он помогает моим маленьким ученикам сегодня отвечать на вопросы, которые требуют ответа сейчас, сию минуту: как поступить в той или иной ситуации, что такое хорошо, а что такое плохо, где добро, а где зло…

 Считаю, что вопросы духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в младшем школьном возрасте, так как это самый  эмоциональный  и восприимчивый период детства, когда “сердца открыты для добродетели”. В нравственном воспитании учащихся начальных классов очень актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Уроки данного курса предполагают различные формы и виды учебной деятельности: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев, работа в группах.

На этих уроках наиболее эффективными, на мой взгляд, является использование методов театрализации (этот метод, по своей сути, близок к игре и предоставляет детям возможность для самопрезентации. Разыгрывание различных ситуаций), создание галереи образов (это фотографии, иллюстрации, рисунки,  на которых обучающийся формирует образное восприятие изучаемого материала. Например, при изучении темы «Добра и зла», ребятам было дано задание - разделить лист бумаги на две части и нарисовать то, как они представляют себе добро и зло, в виде живых существ. Мы с ребятами сделали выставку этих рисунков. Нам всем было очень интересно посмотреть, как  по-разному мы представляем эти два понятия), интервью (использую в качестве домашнего задания)

Обратимся к темам уроков: «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Свобода и моральный выбор человека», «Дружба», Альтруизм и эгоизм». Названия тем говорят сами за себя. Эти уроки учат делать моральный выбор - выбор между добром и злом, помогают осознавать свое поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Дети отмечают, что уроки интересные, познавательные, знания, полученные на уроке помогают в жизненных ситуациях (отношениях со сверстниками, с родителями, с малознакомыми людьми).

Например, на одном из уроков «Свобода и моральный выбор» мы с ребятами посмотрели видео-ролик на песню Светланы Копыловой «Окно».

ВИДЕО ???

После прослушивания была минутная пауза, в классе воцарилась абсолютная тишина…  Затем, ребятам были заданы следующие вопросы:

- В чем проявляется свобода каждого из героев притчи?

- Какие два пути выбора стояли перед человеком, лежащим у двери? Оцените их.

- Какой путь выбрали бы вы, ребята? 

На занятии возникла проблемная ситуация: как быть, какой сделать выбор? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: зависть очень страшное чувство, которое ожесточает, опустошает человека и толкает на страшные поступки. Но каждый человек всегда делает свой выбор. Ребята назвали качества, которыми должен обладать человек, чтобы сделать осознанный выбор, моральный выбор (т.е. выбор, направленный на благо другому человеку).

Далее ребята разделились на три группы. Каждой группе была предложена своя ситуация, в ходе которой детям нужно было сделать свой выбор и объяснить его.  Я приведу, в качестве примера, одну из трех ситуаций, которая вызвала большие разногласия у детей. Слайд 7

Большинство учеников из данной группы решили, что непременно найдут хозяина этого кошелька. А два человека предпочли присвоить чужую вещь себе…. Между ребятами разыгрался серьезный спор, где каждый  доказывал свою точку зрения. Одна из девочек привела весомый аргумент, который заставил задуматься тех, кто хотел забрать чужую вещь себе. Она сказала: «А вдруг, для кого-то это последние деньги, вдруг там вся его зарплата? Чем же семью кормить тогда?»

Здесь очень важным я бы хотела отметить тот факт, что на таких уроках происходит взаимообмен между учителем и учениками. Мы  от  детей ожидаем один ответ, а он может быть порой непредсказуемым…)

В конце урока ребята сделали очень важный вывод для себя, что от нас самих, от нашего выбора, зависит то, какую жизнь мы проживем.

Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью с родителями. Детям нужно было провести опрос о том, «Что такое культура», «Что такое свобода». Или, например, ребятам при изучении темы «Культура и мораль» было предложено задание «Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье».

Для выполнения основных задач курса очень важно сотрудничество родителей, детей и всех членов их семей. Духовно – нравственное воспитание вопрос комплексный и решить его можно постепенно, включая в этот процесс всех членов семьи как взрослых, так и детей.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять негативным проявлениям сегодняшней жизни.

Таким образом, курс «ОРКСЭ» уроки которого, основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, предполагает рост духовно – нравственного развития ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урбанович Вера Сергеевна, у читель начальных классов МБОУ КГО «СОШ № 2 Им. А.С. Пушкина» «Роль ОРКСЭ в решении вопросов духовно-нравственного Воспитания»

Слайд 2

ф ормирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Цель курса ОРКСЭ:

Слайд 3

Беседы на этические темы Чтение и обсуждение художественной литературы Просмотр видеосюжетов Анализ положительных и отрицательных поступков героев Работа в группах Формы и виды учебной деятельности:

Слайд 4

театрализация Создание галереи образов (фотографии, иллюстрации, рисунки) Формы и виды учебной деятельности:

Слайд 5

Добро и зло глазами детей

Слайд 7

Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому. Ситуация:

Слайд 8

Для выполнения основных задач курса очень важно сотрудничество родителей, детей и всех членов их семей

Слайд 9

Курс ОРКСЭ предполагает рост духовно-нравственного развития ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рождественские чтения"

О духовно-нравственных ценностях семьи...

Vll Муниципальные образовательные Рождественские чтения. Выступление на семинаре

Выступление на тему: "Духовно-нравственное воспитание и развитие в общеобразовательной школе: опыт, проблемы, перспективы....

Рождественские чтения. Ф. Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке"

Воспитание младших школьников на основетрадиций наших предков очень актуальная для нас всех тема. Россия - колыбель христианства. Учить  уважать христианские традиции, значит учить детей быть пат...

Сценарий праздника "Рождественские чтения"

Сценарий праздника, посвященный Рождеству....

Выступление на районных Рождественских чтениях «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА»

Тема выступления: "Традиционные ценности воспитания в работе детской организации"...

Сценарий мероприятия, посвящённого Рождественским Чтениям 2017

Сценарий мероприятия для учащихся  3-5 классов....

Рождественские чтения. Литературная гостиная.Ч.Диккенс. "Рождественская песнь в прозе". История Рождества, 4-а кл.

Рождественские чтения. Литературная гостиная. Ч.Диккенс. "Рождественская песнь в прозе". История Рождества....