Выступление на районных Рождественских чтениях «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА»
консультация на тему

Кузовкова Надежда Алексеевна

Тема выступления: "Традиционные ценности воспитания в работе детской организации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno1.doc1_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районных Рождественских чтениях

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА»

Тема  выступления «Традиционные ценности воспитания

 в работе детской организации».

Цель: проанализировать работу детской организации по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, направить   деятельность  на усиление нравственного и духовного воспитания учащихся.

Слайд

          Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И в памяти каждого из нас хранятся воспоминания о школьных друзьях, шалостях и проказах, двойках и пятерках в дневнике, субботниках и волнующих школьных вечерах.

 И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и теплые воспоминания о родной и любимой школе.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Слайд  В нашей школе с 1994 года существует детская общественная организация «Радуга».

 Слайд  Наша школьная организация  разновозрастная, в ней три возрастные группы:

                                 - группа младших школьников «Солнышко»;

                                 - группа учащихся средних классов «Юнга»;

                                 - группа старшеклассников «Юность». 

Поэтому проводимая работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

       

Слайд  Мы живем по своим сложившимся Законам: единства слова и дела, дружбы и товарищества, чести и совести, заботы и милосердия;

Слайд  по своим Правилам: прилежно учиться, старательно трудиться, активно участвовать в полезных делах, оберегать родную природу, уважать старших, быть точным и ответственным. Мы знаем, что все прекрасное в мире – от солнца, все хорошее в человеке – от человека!

Деятельность организации направлена на воспитание духовности, патриотизма, гордости за свою Родину.

Слайд     Содержание деятельности детской организации составляют:

* организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

* обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, культурного развития личности;

* организация работы по патриотическому и гражданскому воспитанию;

* развитие творческих способностей и творческой инициативы детей и взрослых;

* развитие ученического самоуправления;

* развитие коллективной творческой деятельности;

* организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;

* приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

          Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Поэтому большинство мероприятий при содействии и заинтересованном отношении детей и взрослых и направленных на развитие духовно-нравственных качеств ребенка, стали традиционными.

Слайд   Традиции детской организации - это сложившиеся правила, нормы, обычаи, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного времени. 

*Праздник Знаний.

*Праздничная программа «Примите наши поздравления», посвященная Дню Учителя.

*Операции «Забота», «Обелиск», «Доброе сердце», «Тепло и уют», «Чистота – залог здоровья» и др.

* День первоклассника «Мы школьниками стали».

*Концертная программа, посвященная Дню Матери.

*Сбор дружины, посвященный освобождению  Плавского района от фашистских захватчиков.

*Новогодние праздники.

*Вечер встречи с выпускниками.

* Спортивные игры: «Зарничка», «Зарница», «Защитники Отечества», посвященные Дню защитника Отечества.

*Конкурсная программа , посвященная Дню 8 Марта.

*Семейные праздники (соревнования, игры, конкурсы, чаепитие и др.).

*Школьный конкурс чтецов.

*Игра «Безопасное колесо» по ПДД.

*Трудовые десанты по  уборке школьной территории.

*Неделя детской организации «Радуга».

*Торжественные линейки, посвященные последнему школьному звонку.

        Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы, когда  важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель -взрослый наставник, и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

СЛАЙД «Первое сентября» и  «Посвящение в первоклассники» Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В подтверждение тому служат праздники «Первое сентября» и  «Посвящение в первоклассники».

        С целью формирования духовно-нравственных ценностей, привития патриотических качеств, воспитания любви к Родине, уважения к подвигу русского народа в деятельности детской организации много внимания уделяется  патриотическому воспитанию.  

Работа по патриотическому воспитанию согласуется с Программой патриотического воспитания «Я – гражданин России».

       В рамках реализации этой программы  спланирована деятельность, направленная на формирование гражданской позиции учащихся, нравственных норм поведения, ответственности и внутренней свободы, осознание цели, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству.  

       Система патриотического воспитания представлена следующими направлениями: 

Слайд  1. Гражданско-патриотическое.

       Одно из основных направлений  воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Слайд-фото    В рамках данной программы проводим:

              - «Уроки России», посвященные Дню знаний;

              - тематические классные часы «Символы мира»;                                            

               -  встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами – интернационалистами;

               -  день Конституuии (классныe часы, беседы, викторины),

               - торжественные линейки и сборы детской организации, посвященные освобождению г. Плавска от немецко-фашистских захватчиков,

              - акция «Плавские школьники – солдатам России»;

               -военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница»,  "Защитники Отечества"                                                                                               - оформление альбомов "Летопись великой Отечественной",

               - участие в митинге, посвященном Дню Победы,

               -проведение операций: "Ветеран живет рядом", "Обелиск", день  Памяти и скорби (летний лaгepь) и т.д.

         В этом году на заседании Совета школы и школьного Совета детской организации было принято решение о создании в школе историко – краеведческого музея, в котором будет собрана история посёлка, школы,  материалы о ветеранах войны и труда, о природе края. Цель создания музея: побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи, историю Родины через историю своего края, воспитание уважения к родному краю, национальной культуре, духовному наследию своих предков, осознанию своих корней. Это большая совместная работа учеников, учителей, родителей и жителей поселка.

Слайд-фото               2.  Спортивно-оздоровительное.

Создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Наши ребята не раз были победителями Президентских соревнований, игры «Безопасное колесо», соревнований по лыжному спорту. Ежегодно в школе проводятся дни здоровья. Это спортивные эстафеты, конкурсы, соревнования по волейболу, игры «Мама, папа, я – спортивная семья» и др.

3. Культурно-эстетическое. Слайд  фото

 Приоритетным направлением воспитательной работы является культурно-эстетическое воспитание учащихся, т.е. воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетического вкуса.

Результатом является участие детей в концертах, районных и областных конкурсах, смотрах, выставках. Итогом которых являются грамоты учащихся в том или ином виде данного направления. Особенно хочется отметить участие учеников нашей школы в таких мероприятиях, как районный смотр «Юные дарования земли Плавской», конкурс чтецов, конкурсы рисунков.

Именно в школе в процессе совместной деятельности детей и взрослых формируется  та  атмосфера, в которой  ребенок  может полноценно  развиваться  духовно, физически, культурно. В том, что  школа  по сути своей  есть  особое  социокультурное  пространство, сомневаться не  приходится. В ней ребенок  впервые  знакомится  с новыми  социальными ролями, получает  определенный  багаж  знаний, раскрывает  свой  творческий потенциал.

 «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно культурно-эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности»,  - писал В.А. Сухомлинский.

4. Туристско-краеведческое  Слайд  фото

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. Что подразумевает воздействие на личность всех основных сторон воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие. Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности. В подтверждение тому в школе действует кружок «Следопыт», на занятиях которого дети получают необходимые знания и навыки в области туризма и краеведения. Ребята с удовольствием принимают участие в районном туристическом слете. Вместе с учителями и родителями совершают однодневные походы по родному краю.

Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения.

          Школа.  Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны.

 Но первые уроки гражданственности и патриотизма дети получают в семье.

 Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

При совместной работе с родителями вошли в традицию такие мероприятия как: спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», дни именинников, праздники 8 марта и Новый год, поездки в цирк, театр юного зрителя.

С раннего утра и до позднего вечера гудит многоголосый школьный улей. Череда уроков, классных часов, дополнительных факультативов и кружков, спортивные секции и развивающие кружки, самостоятельная работа в библиотеке: все это и называем мы, повзрослев, – школьные годы.  

     Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла, сформировать у них правильное отношение высоконравственной системы ценностей.

 Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. 

 

Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

       Таким образом, в практику деятельности детской организации  вошли самые разнообразные творческие дела, отвечающие требованиям и интересам детей и педагогов.

      Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Говорят, что в детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств.

 Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!

        Зам. директора по ВР:_______________/Шевцова Л.Н./

        Старшая вожатая:___________/Кузовкова Н.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогические чтения ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с презентацией

ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ в МКОУ "Москаленская СОШ" с презентацией...

Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьник...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...