педагогические чтения ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с презентацией
материал по теме

Терехова Марина Дмитриевна

ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ в МКОУ "Москаленская СОШ" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.rar1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание в современных условиях»

ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                     

                                     Подготовила: Терехова Марина Дмитриевна

                          Учитель I категории

              МКОУ « Москаленская СОШ»

              Марьяновского района

                                                                          Омской области

Февраль 2012 г

                                                                 На рубеже двадцатого столетья

Нам суждено родиться и творить

Но в двадцать первом веке мы в ответе

За то, что будут петь и говорить

 В современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Одной из основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие  его личности». А выпускник школы, как сказано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества». Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

 Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

        Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

 Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

Нравственное воспитание младших школьников едва ли не главная задача учителя начальных классов. В наше сложное время общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость и доброжелательность. Ранние школьные годы – именно тот период, когда закладывается направленность личности, её интересы, склонности.

 К. Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. Он писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Прогноз: Через систему духовно – нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности  и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины; определить своё место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

По определению В.А Сухомлинского путь процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения. О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно  ведет  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают  его  собственные  взгляды  и  убеждения.  Выработка  таких  взглядов  и  убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность  нравственного  воспитания.

Путь от формирования у школьников знаний о хорошем  до правильного поведения очень сложен. И успех может прийти лишь в результате кропотливой, постоянной работы педагога, родителей над развитием нравственного сознания детей.

Нравственное развитие личности - это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения  объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учёта (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизнь. 

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что главное желание младшего школьника - желание «быть хорошим». Поэтому в воспитании необходимо опираться на эту замечательную черту детской личности.

Государственный стандарт начального общего образования предусматривает нравственную направленность в ходе изучения предметов учебного плана общеобразовательной школы. Урок можно и нужно наполнить нравственным содержанием, не зависимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее. Нравственная обстановка на уроке - это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.

К началу учебного года при написании своих  рабочих программ в каждом предмете (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир и т.д.), наравне с предметными и метопредметными результатами мною были прописаны задачи по развитию духовно нравственного воспитания по следующим направлениям:

 I. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и  обязанностям человека.

               II.   Воспитание нравственных чувств  и этического сознания.

               III. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

              IV. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

               V. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

               VI. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

          Огромные возможности для нравственного воспитания  представляет урок – игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребёнка: достигать своей цели по правилам игры. А именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой страны.

Большую кладезь материала по духовно нравственному воспитанию содержат уроки литературного чтения. К. Д. Ушинский говорил: «На нравственное чувство должно  действовать  непосредственно само  литературное произведение, и это влияние литературных произведений  на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную  мысль, выраженную в этом произведении».

Читая в 1 классе рассказ «Моя семья», узнаём, чем занят  в выходной каждый член семьи. И заканчивается рассказ словами: «Мне пока некогда играть с друзьями. Ведь трудится вся моя семья».  Именно эта мысль проходила красной нитью в этом рассказе. И каждый ребёнок осознал, что он частичка этой дружной семьи, и что без него это дружное звено рассыплется, что и его труд  взрослыми ценится в семье, и он приносит пользу. В душу ребёнка упало зерно нравственности, и оно даст всходы, при каждодневной кропотливой работе.

       Особо стоит выделить уроки с использованием регионального компонента. Вот где можно и нужно растить «чистого сердцем гражданина». Неважно, где растёт ребёнок. Ведь любой уголок России всегда гордится чем – то своим, неповторимым. Учителю важно осознать, что наравне с полученными знаниями о своём крае ученик должен испытывать чувство гордости за свою малую родин, её неповторимость, осознать себя её частью и как следствие почувствовать желание сохранить её уникальность, продолжить традиции предков.

         Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, учитель нередко предлагает изготовить открытку или поделку к празднику. Таким образом, педагог учит не только проявлять внимание  к близким людям, но и показывает ценность ручной работы, воспитывает уважение к умелым рукам.

         На уроках школьники, работая парами или группами - учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что – то своё, прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет  легче строить свои отношения в семье, в рабочем коллективе.

Внедрение ФГОС в школы … внеурочной деятельности. При организации внеурочной работы большое внимание должно уделяться нравственному воспитанию.  Каждое из пяти направлений духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (ФГОС) в моём классе реализуется через проект «Традиции Школы».

Цель программы – патриотическое, гражданское и духовно – нравственное воспитание учащихся посредством создания в сельском поселении социально – педагогической среды, ориентированной на культурные, духовно – нравственные ценности русского народа, проверенные и отработанные временем, и формирование духовно нравственной личности как субъекта национальной культуры.

Одна из задач проекта: интегрирование духовно – нравственного содержания в социально- педагогические и другие гуманитарные программы, осуществляемые в школе.

          Качественного развития духовно – нравственного воспитания невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями.

Воспитывая подрастающее поколение необходимо  создавать ситуации, способствующие эмоциональному восприятию полученных знаний. Их осознанию и применению на практике. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Один из способов создания таких ситуаций – специально организованные занятия, формы проведения которых разнообразны: беседы, экскурсии, тренинги, праздники и т.д.

 Так в беседе по теме « Будь чутким и отзывчивым» акцентируется внимание на том, что рядом живут люди, которые нуждаются в отзывчивости, чутком отношении к ним, и ценность человека заключается в умении замечать, кому и в каких ситуациях нужна помощь.   И таких мероприятий в течение года в воспитательном плане на 2011/2012 г, запланировано  немало.

Примерная тематика классных часов.

№ п/п

тема

1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.


9.

10.

11.

12

13.

Экскурсия в осенний лес «видим и замечаем всё вокруг»

Чтение рассказа Л.Толстого «Два товарища»- Что значит настоящий друг?

День рождения куклы Лены (правила поведения за столом).

Кл.час «Родина наша-  всех краше»( символы РФ)

Диспут «Честное слово – когда его говорят?» Чтение рассказа Пантелева «Честное слово»

Морально этическая беседа «Будь вежлив»

Беседа «Для чего человеку руки нужны»

Чтение рассказа Н.Н.Носова «Огурцы». Обсуждение рассказа. «Что значит быть честным».

В мире народной мудрости «Чему научит пословица»

Спортивно - познавательная игра« Кем быть»?(Н.Ш.№7 – 2007)

Кл час беседа о заботливом отношении к людям. Милосердие (№5- 2008) 

Я и мои школьные товарищи. Взаимоотношения в классе.

День Победы. Подвиг героев  не забудем!

        Необходимо  так же включать учащихся в посильный общественно полезный труд. В нашей школе  дети приводят в порядок класс, подметают пол, ухаживают за цветами, дежурят в столовой. Труд воспитывает не только гуманное качество (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение к окружающему миру), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). Ручной труд (шитьё, вышивание, изготовление поделок) требует проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно – волевых качеств. В трудовую деятельность необходимо вносить нравственные мотивы: проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности.

         Нравственный мир ребёнка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Какого человека ждёт современное общество после окончания общеобразовательного учреждения? Социуму нужны личности, обладающие следующими качествами (модель выпускника):

  - самостоятельность в выборе и принятии решений;

- способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их;

 - идентификация себя как носителя национальной культуры, как человека- гражданина мира;

 - способность проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существования, но не единственного верного и правильного.

          Безусловно, сформировать такого человека в школьные годы и тем более в начальной школе, невозможно, но  системная работа над этим набором качеств является ключевым направлением в нравственном развитии учащихся современной школы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Статья. «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки».

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является актуальным и приоритетным направлением в современном образовании. Цель настоящего исследования: определить педагогические условия для духовн...

Доклад и презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения".

13 и 14 сентября 2019 года в г. Симферополь на базе ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" состоялась Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конферен...

Выступление на педагогическом совете"Духовно- нравственное воспитание младших школьников"

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что  дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребенка. Каждый ребенок уникале...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...