Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
проект по теме

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание». ( Л. И. Беляева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_proekta.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический   проект

Тема: «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

Минераловодский   район,       2013год

Тема проекта:

«Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

Актуальность

« Духовно – нравственное воспитание личности младшего школьника»

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание». ( Л. И. Беляева) 

В современной России складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться за счет недооценки его приоритетного значения. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Цель современной школы – создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию потенциала каждого ребенка.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. Это свидетельствует о назревшей потребности в возрождении традиций отечественного воспитания. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой культуры.

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей.

Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.  

Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что  «…незыблемая  основа  нравственного  убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда  добро  и  зло,  честь  и бесчестье, справедливость  и  несправедливость  доступны  пониманию  ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,  что он видит, делает, наблюдает» Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.

Противоречия:

  • недостаточность материально – технического обеспечения
  • неготовность педагогических кадров;
  • несформированная установка на формирование духовно-нравственных качеств самих учащихся;
  • недостаточная активность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания  и развития детей.

       Проблема исследования: создание педагогических условий для духовно – нравственного развития личности ребенка на современном этапе развития образования.

Объект исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования – эффективность приемов и методов в развитии духовно – нравственных качеств личности младшего школьника.

Гипотеза:

Если в процессе обучения будут использованы эффективные  методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, то он будет направлен на формирование всесторонне развитой личности.

Цель проекта: выявить эффективные приемы и методы  духовно – нравственного воспитания.

Задачи педагогического проекта:

  • изучить используемую педагогическую литературу по духовно нравственному воспитанию;
  • подобрать наиболее эффективные формы и методы работы по данному направлению;
  • внедрить используемые формы и методы;

Методы реализации   проекта

Для  отслеживания результативности проекта будут использоваться  разнообразные приёмы и методы:

  1. Анкетирование
  2. Тестирование
  3. Портфолио учащихся
  4. Обработка информации

Реализация проекта  позволит дополнить  содержание образовательно-воспитательных программ и обеспечить преемственность, согласованность в образовательном процессе. Интеграция  программ основного и дополнительного образования предполагает    усиление духовно-нравственной составляющей содержания образования по предметам,  во внеклассной работе и   развивающей направленности уроков, занятий.  Это будет способствовать духовно-нравственному взрослению  воспитанников и их личностному развитию.  Всё это обусловило выбор данного проекта

Средства реализации проекта

1.Участие  в районных, региональных,   и российских конкурсах, учебно – исследовательских конференциях и семинарах.

2. Спортивные соревнования

3.Сюжетно – ролевые игры

4. Проектная деятельность

Сроки по реализации проекта

1 этап – Подготовительный –  февраль  - март  

2 этап – Деятельностый  - апрель  - январь

3 этап -  Аналитический –  февраль – март

  Модель (относительно основной проблематики)

Описание модели

  •      Проект является практико - ориентированным,  так  как в ходе его реализации педагоги  опытным путём в практической педагогической деятельности будут разрабатывать конкретные развивающие  дидактические материалы к урокам и занятиям, отрабатывать формы  взаимодействия между собой, работая в единой команде. Проект также направлен на то, чтобы педагоги  овладели системно - деятельностным методом обучения.
  •          Особое внимание  обращено организации проектной деятельности детей,  По итогам года  каждый  воспитанник защищает  проект  личностного развития. В дальнейшем планируется и создание социальных проектов.
  • изучить используемую педагогическую литературу по духовно нравственному воспитанию;
  • подобрать наиболее эффективные формы и методы работы по данному направлению;
  • внедрить используемые формы и методы;

Алгоритм реализации проекта

Название этапа

Мероприятия

Результат

Участники

Подготовительный

Февраль – март

1.Создать  рабочую группу учителей начальных классов по реализации проекта.

2.Изучить педагогическую  литературу по духовно – нравственному воспитанию

3. Изучить формы и методы работы по духовно – нравственному воспитанию

3.Распределить функциональные обязанности между участниками  проекта.

4.Провести согласование учебных планов, рабочих программ .

1.План работы группы.

2.Определены формы и методы работы по данному направлению

Соавторы проекта

Деятельностный

Апрель- январь

1.Регулярные заседания рабочей группы:

- координация деятельности по личностному и развитию   и обретению духовно-нравственного опыта воспитанниками.

 -обсуждение  интегрированных  заданий по предметам;

2.Проведение интегрированных  образовательных, в том числе и внеклассных мероприятий духовно-нравственной направленности для детей.

3.Разработка интегрированных заданий  и занятий.  

 4.Участие детей в различных конкурсах и проектах.

5.Организация родительских практикумов, тренингов.

1.Сценарии  интегрированных мероприятий.

3.Методические разработки педагогов по обновлению содержания образования 3.Создание методического пособия  на тему проекта -  «Система интегрированных  заданий  и занятий по предметам для учителей начальной школы»

4.Методические рекомендации родителям

Соавторы проекта, учащиеся, родители

Аналитический

Февраль  - март

1.Анализ реализации проекта

2.Рефлексия деятельности  участников проекта по результатам его реализации

Методические пособия с интегрированными заданиями по предметам

Портфолио    учащихся

Соавторы проекта, воспитанники, родители

   

Программа основных мероприятий

1. Составление и издание отдельных методических сборников, дидактических  материалов для педагогов начальной школы, отражающие изменение содержания образования по предмету – усиление духовно-нравственной составляющей, и систему развивающих  заданий.

2. Участие в конкурсах  муниципального, регионального и всероссийского уровня.

Предполагаемые  результаты:

Предполагаемый результат

Критерии оценки достигнутого результата

Изучена педагогическая литература по духовно – нравственному  воспитанию

Определены наиболее эффективные формы и методы обучения по данному направлению

Реализованы наиболее эффективные формы и методы в практической  деятельности

Составлены методические рекомендации – задания со всеми соавторами проекта.

1. Методическое пособие «Система интегрированных  заданий и занятий по предметам для учителей начальной школы» (по русскому языку, чтению,  ИЗО, музыке, основам  религиозной культуры и светской этики, информатике)

2.Проведены внеклассные мероприятия для учащихся и родителей

1.Сценарии праздников, родительских собраний, конкурсов, круглых столов

5.Организовано участие детей в различных конкурсах, смотрах, конференциях

1.Наличие дипломов, сертификатов.

2. Портфолио учащихся

6.Повысится профессиональная компетентность педагогов

1.Выступление на научно-практической конференции с  результатами  реализации проекта.

2.Проведение мастер-классов по теме проекта

Прогнозируемые риски и  методы их коррекции

Риски при реализации проекта

Методы их коррекции

Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности

Выйти с предложением к администрации ОУ по стимулированию педагогов, участвующих в проекте

Слабое владение  педагогами современными методиками,  способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников.

Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение  своего практического опыта и  опыта коллег.

Недостаточная мотивация учащихся в личностном самосовершенствовании

Индивидуальная работа  с каждым воспитанником, создание ситуации успеха.

Низкая активность родителей  в реализации задач проекта

Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению внеклассных  мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и  младших школьников"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС

Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС....

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС

Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОСиз опыта работы...