ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
материал по теме

Биссараб Ольга Николаевна

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.

 

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;

- выявить методы и приемы воспитания школьников;

- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bissarab_o.n.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Биссараб Ольга Николаевна

Муниципальное казённое

образовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области

«Гимназия имени Горького А.М.»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации, целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях введения ФГОС. И в связи с актуальностью выбранной мной темы объектом исследования является – процесс воспитания школьников, а предметом исследования – педагогические условия работы по воспитанию школьников.

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;

- выявить методы и приемы воспитания школьников;

- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

Гипотеза моего исследования состоит в том, что если подойти к работе по воспитанию школьников по современной технологии то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

 - повысить уровень развития школьников;

 -обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

 - повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса.

В своей работе  использую такие методы, как  изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью школьников,  опрос «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников / под ред. Е.Н. Степановой/

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. Школьная воспитательная система  включает поставленные обществом цели, материальную базу, необходимую для их осуществления, совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных мероприятий.

Моя задача, как  педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле.

 Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного мероприятия по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач.

Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников я  взяла за основу  свой классный коллектив. Мне надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Я  попросила младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 32 первоклассника 17 девочек и 15 мальчиков. Опрос проводился индивидуально. Объяснили все понятия  27 человек (14 девочек и 13 мальчиков), отказались это делать 2 человека (1 девочка и 1 мальчик). (см. Приложение)

Первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга». В толковании «зла» можно выделить три группы ответов: первая, наиболее многочисленная, связана с действием – «это когда бьют», «когда человек делает что-нибудь плохое». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо». «Добро» в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью, для вторых – с отсутствием внешних конфликтов. Некоторые первоклассники говорили, что  «добро – это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного. В связи с данными исследования я  пришла  к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.

Программа разработана в виде классных часов, цель которых – развитие у младших школьников духовно-нравственных качеств. После целенаправленной проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию, я провела такой же опрос второклассников (см. Приложение). Объяснили все понятия 32 человек. Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание, не было. Второклассники  в отличии от первоклассников, теперь уже без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умеренность» и «милосердие». «Счастье» связывается школьниками с праздником, с радостью, везением. Появляются ответы достаточно высокой для данного возраста степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день». «Мудрость» для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знает, умный»,  «умеющий принять правильное решение». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастовство».

Существуют ли различия в объяснениях первоклассников и второклассников   понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифференцироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «когда общаешься часто с кем-то и веришь ему». «Зло» толкуется с точки зрения причинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», т.е. сохраняется связь с конкретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной категории. В понимании «добра» существовавшая между девочками и мальчиками разница нивелируется. Второклассники  связывают данную категорию, прежде всего с помощью другому человеку. Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чужую боль».   Как и первоклассники, ученики 2 класса  опять же затруднились в объяснении категорий «умеренность» и «милосердие». Динамика содержания этих представлений заключается в том, что в начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возрастного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности. Прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы («это когда два человека ходят вместе») к внутреннему содержанию отношений («когда делятся впечатлениями», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).

«Счастье» все реже связывается с подарками и праздниками и чаще – только с радостным, веселым настроением: «когда у человека все хорошо», «жизненная радость», «когда все удается». «Милосердие» большинство ответивших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «человеком, который всех жалеет».

Приступая к анализу категориальной структуры этического сознания младших школьников, я, конечно, же, учитывала данные исследований педагогической психологии о закономерностях формирования понятий у детей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.

Первый – в процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно-нравственного сознания.

Второй – в целом, в процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.

Третий – существует закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных понятий.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.-доклад

   Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, сод...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьниковв условиях реализации  ФГОС второго поколения»...

Выступление: "Образовательный туризм как часть программы по духовно – нравственному развитию учащихся начальных классов при реализации ФГОС"

Всю воспитательную работу с учащимися мы строим по определенным направлениям. Одним из направлений моей воспитательной системы является образовательный туризм....