Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС
учебно-методический материал

Гекк Любовь Владимировна

Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnost.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС

(из опыта работы)

          В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии. Перед школой, семьёй обновленный ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

          В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление.  

     Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности : в процессе взаимоотношений с окружающими, в игре, в труде, на уроках, во внеурочной деятельности».

Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются по нескольким путям их реализации:

Урочная деятельность:

        На уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле.

        На уроках русского языка знакомлю детей с пословицами, поговорками, объясняю их нравственный смысл. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас.

        На уроках окружающего мира вместе знакомимся с устным народным творчеством своего и других народов, разучиваем старинные народные игры. Именно в них отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром.

Внеурочная деятельность:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.
  • киноуроки

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

  • кружков;
  • клубов по интересам;
  • секций.

Внешкольная деятельность

        Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Дети вместо цветов», «Чистота моих улиц» и т.д.

В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:

  • трудовые и экологические десанты;
  • экскурсии;
  • благотворительные или гражданские акции; (Волонтеры Победы)
  • военно-патриотические мероприятия. (Зарница)

Семейное воспитание

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

  • проводить семейные праздники;
  • использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;

              Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

           В подведении итога, могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только общее образование, очень важное и значимое, но и развитие личности, раскрытию его способностей, духовно-нравстенному воспитанию, именно через урочную систему и  дополнительное образование во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условия внедрения ФГОС.

Воспитательный потенциал современного урока. Статья практика образования, в которой рассматриваются вопросы духовно-нравственного просвещения и роль современного урока в реализации воспитательных зада...

Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

«Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»

Обобщение опыта  «Формирование духовно-нравственных основ  у младшего школьника   в рамках требования ФГОС»....