Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
опыты и эксперименты на тему

Леснова Наталья Сергеевна

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.

Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности. Эта черта по большей части бывает так ясна, что небольшого навыка достаточно, чтобы угадать по первому взгляду француза, англичанина, итальянца, немца или русского, хотя у всех этих народов царствует бесконечное разнообразие физиономий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya14.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Мой доклад называется Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». 

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.

Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности. Эта черта по большей части бывает так ясна, что небольшого навыка достаточно, чтобы угадать по первому взгляду француза, англичанина, итальянца, немца или русского, хотя у всех этих народов царствует бесконечное разнообразие физиономий"

Ушинский считал, что Воспитание - не наука: для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, воспитание обращается к характеру человека, а характер и есть та почва, в которой коренится народность.

"...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа"

-народность до сих пор является единственным источником жизни народа в истории. В силу особенности (т.е. уникальности) своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью. Особенность (уникальность) народной идеи есть принцип жизни народа. "Наука же, идеи которой общи для всех, не жизнь, а одно сознание законов жизни..."

Вообще если говорить о народности-это прежде всего менталитет людей, духовно-нравственное наследие от наших предков. Самое главное в менталитете русского народа-это Патриотизм —чувство любви и преданности своему народу и своей родине. Для развития этого чувства очень много отводится уроков по русскому языку (уроки о родном языке, происхождении слов, история языка), литературному чтению (произведения знаменитых поэтов и писателей, воспевающих нашу Родину _____________

___________________, и дети это осознают и понимают, что Родину предавать нельзя, как тоскливо человеку может быть на чужбине), окружающему миру (изучение русских обычаев, обрядов, русского творчества,жизни предков в старину) , ИЗО (овладение разными видами росписи –Городецкой, хохломской..и.т.д, создание русского костюма, его основных элементов), технологии (изготовление узора в полосе, русская изба, вышивка), музыки (знакомство с русскими былинами, балетом, оперой, заучивание песен-закличек, рождественских куплетов и стихов, колыбельных)

Существенным компонентом общественного менталитета русского народа является вера в бога, православные традиции, языческие обычаи, ритуалы, но с другой стороны атеизм как наследие 70-ти летнего коммунистического режима также остается существенным компонентом общественного менталитета.

Четыре строки Тютчева открывают нам больше, чем некоторые увесистые тома. Ф. Тютчев в знаменитом четверостишии признается:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

 В Россию можно только верить.

Также существует очень важное качество русского человека-доброта. На доброте построены все сказки. Читая их, дети уже учатся разграничивать эти понятия добро и зло. Если посмотреть на героев сказок, иностранец может подумать, что в сказках воспевается глупость, потому что часто совсем неумный может превзойти умного. Но это не так. Помимо доброты в сказках встречается ещё одна черта русского человека-готовность прийти на помощь к любому, кто в ней нуждается будь то щука, или яблоня, добряк или злодей…Именно эта черта воспевается в сказках-готовность протянуть руку помощи. Именно за это герой, кажущийся недалёким, получает вознаграждение.

Но Россия многонациональное государство. Поэтому русский человек обладает ещё одним качеством-по-новому толерантность, по-старому терпимость. Поэтому часто в литературе, музыке мы часто встречаем в ознакомительной форме произведения разных стран. Мы пытаемся понять другие народности…это тоже можно выделить, как небольшой подпункт наших качеств. Русский человек всегда принимает окружающих именно такими, какие люди есть…Но всем известно из разных источников истории, литературы, музыки, что перегибание палки, попытки нас подчинить всегда встречали активное сопротивление.

Вот таков он-русский характер, складывающийся веками, определившему наш менталитет. Именно его черты передают отцы сыновьям из поколения в поколение. И я считаю,что в нашей программе очень часто реализуется эта идея к.д. ушинского-народность воспитания. Хотя, как и в реализации других программ. Даже новые ФГОС, как бы ново они не звучали, реализуют как одну из идей-идею народности воспитания школьников. Не зря Константина Дмитриевича величают родоначальником русской педагогики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО»        Концепция программы ФГОС НОО ...

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС

Цели, задачи, направления в патриотическом воспитании младших школьников....

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы в...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС

Цель работы: выявление эффективности современной воспитательной технологии как    средства воспитания направленного на формирование и развитие личности,    используемой в воспитате...