Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.
статья по теме

Ворогушина Наталья Викторовна

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vostpitanie_po_fgosu_1.odt23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

                 «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

                 тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

                 что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печёт

                  и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

                                                                                                     (В.А. Сухомлинский)                                                                                                  

           Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Грядущие  перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую,  являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе  наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и  кадрового обеспечения, выявлении проблем.

Третий год коллектив учителей нашей начальной школы работает по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения — основа их успешности и сохранения здоровья». По данному направлению наработан богатый опыт, на основе которого  разрабатывается  программа духовно-нравственного воспитания (ДНВ) младших школьников.

Анализ сложившейся системы работы по духовно-нравственному воспитанию позволил нам выявить проблемы и соотнести свой опыт с требованиями ФГОС.

Суть нового в следующем определении:  «Программа духовно-нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям  в контексте формирования у них гражданской идентичности». [2]

Концепция духовно-нравственного воспитания  и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [1]

Обозначим новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются :

в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;

в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);

в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

в просветительской работе среди родителей;

в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и   внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);

ДНВ   предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;

в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,  тр. религиозных  организаций,  общественных  объединений;

при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;

духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей [1].

Организуя социально открытое пространство духовно-нравственного развития и воспитания базовых ценностей, используем следующий инструментарий:

освоение основных предметных программ (через выбранный УМК);

программ формирования универсальных (личностных) учебных действий;

освоение программ внеурочной деятельности (целевые программы, программы дополнительного образования);

взаимодействие с социально-культурными объектами города и области;

средовое проектирование.

ФГОС предъявляет высокие требования личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое  ребёнком эмоциональное состояние.

Важную роль  в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к.  каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Масленица широкая», «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Лучше всех на свете – мамочка моя!».

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур общественно — педагогической  экспертизы.

Все вышеуказанные направления работы по духовно-нравственному воспитанию, апробированные программы, формы, методы, приёмы организации воспитательной работы свидетельствуют о хорошей готовности нашего образовательного учреждения к введению  ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС

Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Презентация на тему «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на  ФГОС....

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС

Размышляя о духовно-нравственном воспитании, понимаешь, что ценности  в нашем современном мире сменились новыми духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и эк...