Доклад и презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения".
занимательные факты по чтению
13 и 14 сентября 2019 года в г. Симферополь на базе ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" состоялась Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция "Преподавание "Основ религиозных культур и светской этики" и дисциплин духовно-нравственного цикла в поликонфессиональном регионе". На конференции я выступила с докладом, в котором изложила формы и виды деятельности для развития мотивации к чтению, а также методы и приёмы на уроках литературного чтения для эффективности воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 28.49 КБ |
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_na_urokah_literaturnogo_chteniya.pptx | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа-гимназия,детский сад №25»
Ермолаева Лия Владимировна
Основным двигателем развития любого общества является не только интеллект, разум, но и совесть, нравственность, духовность.
Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребёнка посредством художественных произведений.
Чтение – это упражнение
в нравственном чувстве.
К.Д. Ушинский
Формы и виды деятельности для развития мотивации к чтению:
- Занимательный материал
- Написание детьми рассказов, стихотворений, сочинений, сказок
- Проектная деятельность
- Составление картинного, тезисного плана
- Коллективные творческие работы
- Выпуск газет
- Изобразительная деятельность, прикладное творчество
- Экскурсии
- Уроки-путешествия
- Театрализация произведений
- Соревнования, игры
Методы и приёмы на уроках литературного чтения для эффективности воспитательного процесса.
Использование литературно-художественных , литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда репродукций картин, слайдов.
Использование личностно-развивающих ситуаций:
- Проблемная
- Ситуация успеха
- Прогностическая
- Конструктивная
- Оценочная
- Репродуктивная
- Аналитическая
Проблемные ситуации
- Противоречивость материала даёт детям эффект удивления и желания разобраться в проблеме. Это связано с врождённым стремление личности к гармонии.
Ситуация успеха
- Для стимулирования нравственного поведения нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – Прогностическая ситуация «действительно ли я такой»
Прогностическая ситуация
- направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого)
Конструктивная ситуация
- предполагает проектирование поведения в заданных условиях
Оценочная ситуация
- направлена на формирование и развитие навыков оценки
Репродуктивная ситуация
- предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения
Аналитическая ситуация
- используется для анализа верных и ошибочных действий героев
Составление характеристики главных героев с помощью опорных слов.
- Например, при изучении русской народной сказки «Систрица Алёнушка и братец Иванушка»
Соотнесите:
Алёнушка Добрая
Злая
Ласковая
Преданная
Ведьма Доверчивая
Заботливая
Грубая
Хитрая
Жестокая
Деление героев на группы.
Герои
Положительные Отрицательные Нейтральные
Характеристика героев по плану.
- План:
- Имя героя, его место жительства.
- Действия и поступки героя; их характеристика.
- Внешность и характер героя.
- Отношение автора к герою.
- Ваше отношение к герою.
Работа с пословицами.
Задание: «закончить пословицу»
- Труд человека кормит, а… (лень портит).
- Раз соврал – навек…(лгуном стал).
- Кто других не любит, …(сам себя губит).
- Кончил дело -- … (гуляй смело).
- Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).
Худо тому, кто…( добра не делает никому).
Объяснить смысл пословиц, определить тему пословиц и поговорок:
- Где счастье плодиться, там и зависть родиться.
- Завистливый злее волка голодного.
- Зависть прежде нас родилась.
- Где несчастье, там зависти нет.
Объяснить выражение: «Зависть бывает чёрная и белая.»
Работа с баснями.
- Чтение басни по цепочке
- Инсценирование
- Соотнесение слов из басни и пословицы.
Например, слова из басни И.В. Крылова «Зеркало и Обезьяна»: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу.
Нахождение соответствующих строк к иллюстрации басни.
Определение главной мысли произведения.
Например,
1. В рассказе Л.Н. Толстого «Косточка» дети выделяют следующие идеи:
- Нельзя обманывать взрослых;
- Тайное всегда становится явным;
- Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.
2.В басне К.Д. Ушинского «Ветер и солнце» дети находят строки в которых содержится поучение: «…Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».
Выборочное чтение. «Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда».
Чтение по ролям. «Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться».
Выразительное чтение взрослого. Чтение учителя – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.
Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребёнка посредством художественных произведений. Чтение – это упражнение в нравственном чувстве. К.Д. Ушинский
Формы и виды деятельности для развития мотивации к чтению Занимательный материал Написание детьми рассказов, стихотворений, сочинений, сказок Проектная деятельность Составление картинного, тезисного плана Коллективные творческие работы Выпуск газет Изобразительная деятельность, прикладное творчество Экскурсии Уроки-путешествия Театрализация произведений Соревнования, игры
Методы и приёмы на уроках литературного чтения для эффективности воспитательного процесса
Использование литературно-художественных , литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда репродукций картин, слайдов создаёт эмоционально-эстетическую атмосферу средствами разных видов искусства; вызывает глубокое сопереживание; приобщает детей к созерцанию прекрасного.
Использование личностно-развивающих ситуаций Проблемная Ситуация успеха Прогностическая Конструктивная Оценочная Репродуктивная Аналитическая
Проблемные ситуации Противоречивость материала даёт детям эффект удивления и желания разобраться в проблеме. Это связано с врождённым стремление личности к гармонии.
Ситуация успеха Для стимулирования нравственного поведения нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой»
Прогностическая ситуация направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого) Конструктивная ситуация предполагает проектирование поведения в заданных условиях
Оценочная ситуация Репродуктивная система направлена на формирование и развитие навыков оценки предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения Аналитическая система используется для анализа верных и ошибочных действий героев
Составление характеристики главных героев с помощью опорных слов Например, при изучении русской народной сказки « Систрица Алёнушка и братец Иванушка» Соотнесите: Алёнушка Добрая Злая Ласковая Преданная Ведьма Доверчивая Заботливая Грубая Хитрая Жестокая
Герои положительные отрицательные нейтральные Деление героев на группы Характеристика героев по плану План: Имя героя, его место жительства. Действия и поступки героя; их характеристика. Внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою.
Работа с пословицами Задание: «закончить пословицу» Труд человека кормит, а… (лень портит). Раз соврал – навек…(лгуном стал). Кто других не любит, …(сам себя губит). Кончил дело -- … (гуляй смело). Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет). Худо тому, кто…( добра не делает никому).
Объяснить смысл пословиц, определить тему пословиц и поговорок: Где счастье плодиться, там и зависть родиться. Завистливый злее волка голодного. Зависть прежде нас родилась. Где несчастье, там зависти нет. Объясните выражение: «Зависть бывает чёрная и белая.»
Работа с баснями Чтение басни по цепочке Инсценирование Соотнесение слов из басни и пословицы. Например, слова из басни И.В. Крылова «Зеркало и Обезьяна»: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу. Нахождение соответствующих строк к иллюстрации басни.
Определение главной мысли произведения. Например, 1. В рассказе Л.Н. Толстого «Косточка» дети выделяют следующие идеи: Нельзя обманывать взрослых; Тайное всегда становится явным; Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний. 2.В басне К.Д. Ушинского «Ветер и солнце» дети находят строки в которых содержится поучение: «…Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников»
План проекта. 1. Актуальность.2. Выявление проблемы.3. Цели и задачи педагогического проекта.4....
Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"
Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умени...
Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....
доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...
Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».
Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения". В статье обосновывается необходимость, приведены приемы и способы духовно-нравственн...
Доклад на тему: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
О взаимодействии семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников...