Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
статья по чтению

Гаврилова Светлана Михайловна

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения". В статье обосновывается необходимость,  приведены приемы и способы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаврилова С.М.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Духовный или нравственный потенциал человека во многом зависит от качества  воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Нравственные качества человека будущего общества включает в себя способность понимать и уважать других, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, мужественно переносить трудности,  быть трудолюбивыми, радоваться жизни, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

        Современные дети отличаются от предыдущих поколений, даже тех, кто были 5-10 лет назад. Они более изнежены, свободны, смелы и самоуверенны¸ более активны и осведомлены чуть ли не во всех областях жизни, у них широкий и малоконтролируемый  доступ к информационным каналам и средствам. Воспитательное и социализирующее  воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в медленном незаметном разрушении личности, вытравлении его духовных сил и нравственных основ.

Так для большинства выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков, банкиры и миллионеры. Человеческие духовные ценности вытесняются материальными, узколичными.  («хочу уехать жить в Германию, Америку»).

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его педагогическому мастерству.

В начальной школе огромную роль в духовно-нравственном воспитании играют уроки литературного чтения, включая и внеклассное чтение. Воспитание бесполезно, если оно не затрагивает эмоции человека. Главная проблема! Не в том, что дети не такие какие то! Это то, что  не используется воспитательный и нравственный потенциал литературных источников,  с которыми знакомятся дети в начальной школе! Почему возникла необходимость что то  менять, что то предлагать новое, иное, другое? Потому что то, что есть, не удовлетворяет, не достигает цели, существующая практика не решает в полной мере эту проблему!

А потом уже надо переходить к практике, к учителям, которые в большинстве своем недостаточно  выполняют эту миссию – воспитание духовных основ личности современного школьника.

«Педагогическое воздействие должно нести такую силу, чтобы оно повлияло на мотивы его поступков, т.е. у ребенка вырабатывалось определенное отношение к поведению, ситуациям. Задача педагогов состоит в том, чтобы моральные нормы стали личностно значимыми, в этом случае, ребенок самостоятельно будет требовать от себя выполнения форм нравственного поведения» - писал Л.С.Выготский.

В.Н.Питюков подчёркивает, что педагогическое воздействие должно быть направлено не на манипулирование ребенком («чтобы любил учителя»), не на коррекцию его действий («чтобы хорошо себя вел») и не на подавление его «неразумной» воли («чтобы слушался старших»), а на предоставление ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни.

Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.

        Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, доверительность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками.

Суть работы учителя – организовать полноценное восприятие детьми тех произведений, которые они читают. В процессе обсуждения случаев из жизни героев, рассуждений над их взаимоотношениями с людьми, природой, выяснений важных жизненных вопросов младшие школьники знакомятся с некоторыми наиболее важными законами мира, с закономерностями, у них формируется отношение к окружающему миру, к людям, к труду.

        Малыша не испугать серьёзными вопросами. Современные дети в жизни порой сталкиваются с довольно сложными проблемами. Чем раньше они начнут задумываться об истоках любви и ненависти, порядочности, добра, тем лучше. Чувство участия, сопереживания воспитывают гораздо лучше, чем назидания и нравоучения со стороны взрослых.  Многие педагоги считают, что у ребенка младшего школьного возраста нет необходимых жизненных наблюдений, обобщений, эмоциональных переживаний. Опыт работы в школе показывает, что жизненный опыт

ребенка, который достаточно богат и насыщен к школьному возрасту и на это нужно опираться на уроках литературного чтения.

        Духовно-нравственное воспитание в начальной школе является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой будущей успешности самого ребенка и в целом благополучия всего общества.

Идеи духовно-нравственного воспитания связаны главным образом с тем, что только проживание, переживание духовно-нравственных ценностей обеспечивает сформирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский. В трактате "Наставление нравов" он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное изречение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает".

        Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

        Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.»

        Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал: «Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся»

К.Д.Ушинский говорил: «На нравственное чувство должно  действовать  непосредственно само  литературное произведение, и это влияние литературных произведений  на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную  мысль, выраженную в этом произведении».

        В результате реализации проекта духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов: приобретение воспитанниками социальных знаний  об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Поддерживается стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию.   Второй уровень результатов: получение школьниками опыта проживания и эмоционально-ценностного переживания, духовно-нравственного потенциала художественных произведений,  базовых ценностей  общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов:  Получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

        Большой потенциал по духовно нравственному воспитанию содержат уроки литературного чтения.

Рассмотрим некоторые из них:

        Читая в 1 классе рассказ «Моя семья», узнаём, чем занят  в выходной каждый член семьи. И заканчивается рассказ словами: «Мне пока некогда играть с друзьями. Ведь трудится вся моя семья».  Именно эта мысль проходила красной нитью в этом рассказе. И каждый ребёнок осознал, что он частичка этой дружной семьи, и что без него это дружное звено рассыплется, что и его труд  взрослыми ценится в семье, и он приносит пользу. В душу ребёнка упало зерно нравственности, и оно даст всходы, при каждодневной кропотливой работе.

        Разделы «Чудеса природы», «От дождя до радуги»  включают произведения Н. Сладкова,  Я.Акима, Ю.Шима, К.Паустовского, В.Бианки и других замечательных авторов. Работая над этими произведениями, учитель имеет огромную возможность проникнуть в мир природы, полюбить её красоту, необычность в разное время года, и в то же время хрупкость и беззащитность. (Г.Х.Андерсен «Подснежник», И.А.Бунин «Ландыш», В.В.Бианки «…Прилетела красавица весна…» и др.)

«Пора чудес  - счастливая пора!

Ты замечаешь всё, что есть на свете:

Улыбку, ландыш, радугу, едва

Проснувшуюся на рассвете!» - так пишет  автор книги «Литературное чтение» Елена Ивановна Матвеева.  Произведения В.В.Лунина, О.Григорьева, В. Берестова, Н.Матвеевой. учат доброте, любви, вере в чудо. Дети учатся замечать необычное в обычных, привычных вещах. Надо иметь чувствительное сердце и восприимчивые глаза, нужно уметь смотреть и всматриваться в окружающий нас мир.

        Во 2 классе  в учебник автор включила притчи. Притчи – это короткие истории, в которых заключена мудрость наших предков. Притчи для детей являются короткими поучительными рассказами на нравственные темы. Учитель может использовать их как один из способов воспитания детей, так как они понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности. Детские притчи рассказывают о дружбе, семейных ценностях, о добре и зле. («Притча о талантах» по А.Меню, « Язык и зубы» Леонардо да Винчи, «Притча о Сеятеле» Из Евангелие от Матфея, гл.13, Притча об Эзопе).

        Л.Пантелеев «Честное слово»: на примере поступка мальчика воспитывается в детях честность, умение держать слово, порядочность, ответственность, сила воли.

        В.Драгунский «Арбузный переулок»:  Автор показывает военное время глазами ребенка, пережившего блокадные дни в Ленинграде. Главная мысль рассказа «Арбузный переулок» состоит в том, что: надо ценить то, что имеешь!  Все постигается в сравнении! В трудные минуты человек всегда надеется на чудо, и эта надежда помогает человеку держаться, выживать. Не зря говорят, что надежда умирает последней.

Кладезь для духовно-нравственного воспитания – рассказы Евгения Пермяка «Торопливый ножик», «Волшебные краски»,  «Чужая калитка». Эти произведения учат трудолюбию, настойчивости. Даже если человек одарен, чтобы свои способности развить, требуется много труда и терпения.

Рассказ «Чужая калитка» Е. Пермяка  учит тому, что нет чужого на земле, есть свое, родное о котором нужно заботиться. Мы пользуемся общественными предметами, но многие считают, что ремонтировать, ухаживать должен кто-то, а не мы. Истинное добро – когда твои дела приносят пользу не только тебе, но и другим.

Е Пермяк «Мама и мы»: любовь, уважение к матери.  Нельзя паниковать, нужно сохранять стойкость духа. Только в таком состоянии приходят в голову правильные решения. Коля будто слышал голос мамы, который его успокаивал. Поэтому он быстро сообразил, что они не найдут дорогу домой и нужно обустроить себе пещеру в снегу. Также он проявил находчивость: рассказывал сказки, не давал другим детям заснуть, но при этом ничуть не пугал их, а наоборот успокаивал.

Проведя анализ учебников Литературного чтения в начальной школе, мы делаем вывод, что  имеющегося содержания достаточно. Авторы учебников подобрали достаточно хороших материалов для обучения, развития и воспитания младших школьников, но этот материал учителям качественно надо подавать. Авторами подобраны хорошие тексты, но методические  рекомендации направлены на поверхностный неглубокий анализ, основанный на недоверии в возможности ребенка младшего школьного возраста, ориентированного на некоего усредненного ученика, не выходящей за пределы актуального развития ребенка. А чтобы добиться реального воспитательного эффекта, чтобы произошло проживание этого опыта, эмоциональное осмысление,   надо построить работу с текстом на пределе возможного, т.е. в «зоне ближайшего развития». (Л.С.Выготский)

        Авторы учебников не дают четких методических разработок уроков, даются лишь рекомендации по большим разделам учебника, что позволяет учителю самому находить методы и приемы работы на уроке.

        Предлагаем некоторые методические приемы для реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников:

Приём «Противопоставление фактов».

На уроке литературного чтения по теме: Паустовский «Кот-ворюга» (3 класс). После знакомства и обсуждения текста по содержанию, учащимся предлагается выбрать описание поступков кота в начале и в конце рассказа.

- Воровал всё                                                 - Хозяин и сторож

- утащил кукан с окунями                            - Мирно захрапел у печки

- Грозно выл  

 - Вы выбрали две противоречивые характеристики. Как же с котом произошли такие перемены? Объясните причину таких перемен.

В этот момент дети уже готовы назвать главную мысль текста. Учитель предлагает выбрать наиболее точную формулировку главной мысли текста.

  1. Кот – хозяин и сторож дома.
  2.  Человек должен любить животных и заботиться о них.
  3. Лёнька – смышлёный мальчик.

Учитель использует слайды с изображением животных:

  • Маленькие, милые, забавные
  • Беспризорные, бездомные, голодные.

-Как же случается, что добрые, ласковые, ухоженные кошечки и собачки превращаются в голодных и бездомных животных? Предположительные ответы детей:

- Нельзя относиться к животным как к игрушкам, которые можно выбросить, когда они надоели.

- Выброшенные животные становятся опасными.

 И другие ответы.

Приём:  «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание).

Тема урока: Виктор Драгунский «Арбузный переулок» (2 класс).

Так как рассказ большой по объёму, я делю его изучение на 2 урока. Первая часть читается и разбирается на первом уроке. На втором уроке дети кратко пересказывают содержание 1 части: Дениска не хотел есть лапшу, чем очень расстроил маму. Папа попробовал убедить Дениску шуткой, но это не помогло.

-Как вы думаете, что сделали родители Дениски?

Учитель обращается к жизненному опыту учеников:

-А что делают ваши родители, когда вы не хотите что-то есть? ( ругают, убеждают, некоторые дети отвечали : приводят в пример других детей, говорят: если ты покушаешь, то пойдешь с нами на прогулку и т.д.).

-А как вы думаете, Дениска  всё-таки съел лапшу? (Дети чаще всего отвечают :нет или не знаем).

Тогда учитель предлагает прочитать не 2 часть, а самый последний абзац:

… И мне от этого просто жутко сделалось, и я прямо вцепился в свою тарелку и быстро, ложка за ложкой, выхлебал ее всю, и наклонил потом к себе, и выпил остатки, и хлебом обтер донышко, и ложку облизал.

Так значит, всё-таки Дениска съел лапшу? (Да)

И не просто ДА, а как  он это сделал?! Он не просто съел, а ВЫХЛЕБАЛ! ВЫЛИЗАЛ тарелку! (На это  надо акцентировать!)

- А как же это произошло?

«Прием антиципации»: Чувство удивления должно тут появиться. Учитель спрашивает: что же произошло? ОТЧЕГО он так сделал? Странно же? Пусть дети попытаются угадать, сообразить, почему он ВЫХЛЕБАЛ? (задача учителя интриговать, обострять, что бы появились эмоции удивления у детей и на основе этого у них заработало мышление!)

На этом же уроке учитель организует работу в группах, где дети узнают о тяжелом военном времени, голоде, перенесённом в блокадном Ленинграде.

На данном уроке учитель также подчёркивает личность самого писателя. ( Приём « Яркие личности») Драгунский Виктор Юзефович – он весёлый, он серьёзный – он разный. Умело воздействует на душу читателя.

На уроке в 1 классе по теме : «Творчество К.И.Чуковского» учитель использует этот же приём « Яркие личности». Стихи К. Чуковского хорошо знакомы детям с детского сада. Дети также знают некоторые сведения о жизни самого поэта. Поэтому когда они в 1 классе изучают в Букваре  творчество Чуковского – ничего нового дети не встречают.

На таком уроке можно сообщить детям, что в 60-х годах Чуковский на собственные средства построил детскую библиотеку и подарил ей множество книг. По сей день, эта библиотека существует в Москве. Показываются слайды. Поэта уже много лет нет с нами, а его библиотека живёт и радует своих маленьких читателей.

Такой же приём на уроке  в 3 классе по теме:  М.В.Ломоносов «Кузнечик» в разделе  «О всякой живности». Михаил Васильевич Ломоносов – очень интересная и разносторонняя личность. Это один из первых российских учёных, о которых знает весь мир, выходец из простой бедной семьи, добившийся в жизни огромных знаний, благодаря упорству и труду.

Приём «проблематизации» Учитель намеренно даёт задание, с которым до настоящего времени дети не сталкивались.  Учащиеся выполняют его неправильно – отсюда возникает проблемная ситуация. Учитель помогает детям обнаружить противоречие. Так дети поставлены в условия, когда они вынуждены думать, размышлять, искать пути решения проблемы, способы разрешения обнаруженного противоречия.В течение урока, пытаясь её разрешить.

Примером может служить изучение произведения И.С.Тургенева «Голуби» 3 класс.

-Посмотрите, какое по жанру произведение мы будем читать? (дети предполагают, что рассказ).

-Теперь прочитайте помету в скобках после названия. Что вас удивило? (Стихотворение в прозе).

-Такое произведение встречается нам впервые.  Как же такое может быть, чтобы произведение было одновременно и стихотворением и прозой? Давайте попытаемся разобраться, что это значит. Начнём искать решение проблемы.

Приём: «Чтение-сканирование» (Чтение с пометками, чтение с выделением ключевых слов). Применяется во время операционно-содержательного этапа.

Такой приём используется, когда нужно внимательно «вчитаться» в текст. Чтение ведётся небольшими фрагментами с комментированием: в 1-2 классе учитель задаёт вопросы по ходу чтения, а в 3-4 классах – дети ведут «диалог с автором» (по Бунееву Р.Н.) .Дети сами задают вопросы и стараются найти ответ по ходу чтения.

Приём «Узелки на память» - для наилучшего запоминания изучаемого материала, на этапе  рефлексии детям предлагается «завязать узелки на память» (Это могут быть карточки, какие-то значки или просто – загибаем пальчики).

Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, доверительность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Литература

Литература

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 — №11

2 Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. – 534с.

3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 — №2 – С. 67-68

4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности.— М.: Просвещение,1977.- 376с.

5. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969.

6. https://nsportal.ru Социальная сеть работников образования. Статья «Сохранение духовного, нравственного здоровья детей»

7. https://infourok.ru  Образовательный портал «Инфоурок»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическу...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...