"Рождественские чтения"
статья по теме

Мельникова Валентина Яковлевна

О духовно-нравственных ценностях семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie_i_semya_melnikova_v.ya_._krasnoselkup.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

           

«Православие и семья»

«Роль православных ценностей в формировании семейных традиций у воспитанников детского дома»

                                                                         

                                                                     Мельникова Валентина Яковлевна

                                                                     воспитатель МОУ КДД «Родничок»

                                                                     с.Красноселькуп

                                                                   

     

      На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства, что само по себе имеет абсолютную ценность, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, национальной безопасности.    

       К наиболее значимым направлениям государственной семейной политики Ямало-ненецкого автономного округа относятся: охрана материнства, отцовства, детства, повышение престижа семьи в обществе, формирование осознанного родительства, содействие эффективному сотрудничеству и обоюдной ответственности мужчины и женщины во всех аспектах семейной жизни.

        Инструментальной основой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности  региона и страны. Базовой основой этой стратегии является формирование у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохраняла и преумножала Православная Церковь. Протопресвитер Василий Зеньковский еще более полувека назад писал: «Духовная крепость семьи раньше давалась легче…, теперь же она дается с трудом…Целостность в семье сохраняется и проявляется легче в сфере внешнего быта, ущемление же этой целостности больше всего касается духовной стороны…Тот духовный аромат, который раньше выделялся семьей…, ныне стал редким, в силу чего семья начинает утрачивать свою главную, питательную для детей силу…». Восстановление традиционного уклада жизни семьи, основанного на православных традициях семейного воспитания, поможет решить проблему духовно-нравственного воспитания детей.  

        Семья  есть нечто большее, чем родители и дети. Она призвана передавать от поколения к поколению особую духовно-нравственную, отечественную традицию. Это подтверждает актуальность и приоритетность воспитания семейных ценностей у подрастающего поколения. 

         Отец и мать  - вот линии поведения в русской семье, которые органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе. Они благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. Традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими  с немощными ближними.  

      Традиционный семейный уклад включал в себя пять компонентов:                

1.Обычаи  (установившиеся, привычные формы поведения);

2.Традиции  (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

3.Отношения: сердечные чувствования и настроения;      

4. Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)

 доброй и благочестивой жизни;                    

5. Распорядок  дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и  труде.

Современный порядок жизни совсем другой, он, к сожалению, провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку.  В связи с этим возникает необходимость возрождения традиционных семейных ценностей, позитивность которых можно было бы использовать в качестве духовного содержания в современном семейном воспитании.

       Особенно сенситивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей является возраст среднего и старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретения жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.

       Моя задача, как воспитателя детского дома  - создать условия для формирования у воспитанников совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина, формирования «педагогической компетенции родителей» с точки зрения благополучия своей будущей семьи.

       Традиции и  обычаи  -  два  канала  социализации  ребенка, причем  традиции  функционируют  на  основе  обычаев.          В традициях и  обычаях  отражаются  этнические,  культурные,  религиозные особенности семьи, профессиональная  принадлежность  ее  членов.  В  основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт  семьи.

       Привлечение детей к участию в различных творческих конкурсах возрождает еще одну утраченную традицию семьи – совместное творчество. Дети моей группы активно участвуют в конкурсах различных уровней, занимая призовые места.  Театральные постановки, мероприятия, проводимые совместно с другими детьми детского дома, к православным праздникам "Пасха" и "Рождество Христово", "Масленица", часы общения "Как на Руси праздновали Рождество?", «В чем секрет семейного счастья?» показывают детям, что возродить забытое не так уж сложно – нужно только захотеть.  Стало доброй традицией, ежегодно в нашем учреждение, проводить "День Матери", "День Семьи".

       Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.   Хорошей       традицией является обсуждение  вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем, все воспитанники нашей группы рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы  дети учились высказывать своё мнение. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
       В нашей группе ещё одна традиция - это празднование дней рождений, причём отмечание  сводиться не только  к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого.

        Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Общаясь с близкими, он подражает их манерам, действиям, поступкам, пристально наблюдает за особенностями взаимоотношений между членами семьи, что оказывает сильное воздействие на представления ребёнка о стиле взаимоотношений в семье. В каждой семье сложились свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни. Однако далеко не каждую семью можно назвать благополучной, дающей ребёнку правильное представление о её роли и назначении в обществе. В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности. Это связано с рядом причин: рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполных семей, в которых наблюдается однобокое воспитание, как правило, не хватает общения с отцом, а также впоследствии отсутствие опыта создания полной семьи. Утрачена престижность материнства, разрушается традиционная структура семьи. По многочисленным исследованиям психологов и других учёных, изучающих человека, оказывается, что эффективность процесса воспитания, гармония отношений между супругами, снижение конфликтности в отношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье, физическое и психологическое здоровье детей - всё это напрямую зависит от количества детей. В общении со своими разнохарактерными домочадцами, в человеке формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. В современной семье происходит принижение значимости материнства по сравнению с успехами в профессиональной области, что приводит к тому, что дети воспринимаются как ненужная обуза.

        Работая в этом направлении с детьми, я  решаю конкретные задачи: формирую у них представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитываю уважительное отношение к семье, знакомлю со способами выражения заботы, уважения, благодарности,  вместе с воспитанниками решаем вопросы  хозяйственной деятельности семьи. Дети должны усвоить такие понятия, как родство, родословная, забота, любовь, уважение, преданность, миролюбие, уступчивость, благодарность. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья. С ранних лет у детей необходимо формировать представления о хорошей, дружной семье; учить тому, что создать крепкую семью - это ежедневный труд, приносящий радость, спокойствие, но главное во всём этом - умение каждого уступать, не провоцировать конфликтов.

Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду родителей. Беседы о труде, формирующие нравственное отношение к труду, должны дополняться ежедневным трудом ребёнка дома. Беседуем с ребятами о разделении домашнего труда между членами семьи, готовим коллаж на тему "Что делают мальчики?" и "Что делают девочки?", подчёркиваем необходимость взаимопомощи, совместного выполнения домашних обязанностей. Необходимо стремиться научить детей рукоделию: вместе с воспитанниками готовим своими руками поделки к православным праздникам для друзей и близких им людей.

Для меня, в работе по этому направлению, определяющими являются слова Сухомлинского: "Никто не учит маленького человека: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное". Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать". Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: "Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня".

Список литературы:

 1. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987.

 2. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. -   Политиздат, 1987.