Выступление на РМО
статья по орксэ (4 класс) по теме

Косинцева Вера Владимировна

Работа с родителями в рамках предмета ОРКСЭ "Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките своих друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»

Формирование семейных ценностей

в семье и школе.

Особенности работы с родителями.

Подготовила: Косинцева В.В.,  

учитель начальных классов,

Iквалификационной категории

2018г.

Формирование семейных ценностей в семье и школе.

Особенности работы с родителями.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2

Своё выступление я бы хотела начать словами  нашего великого педагога

 А.С. Макаренко.    «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!».

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, набором  претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.

Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям?

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий душевных сил и терпения как со стороны родителей, членов семьи, так и со стороны педагогов.

Семейные обычаи или традиции — это обряды, привычки и представления, которые передаются из поколения в поколение и регулируют семейные отношения. Формирование семейных традиций происходит на продолжении жизни нескольких семейных поколений.

Традиции каждой семьи уникальны и неповторимы. Они отражают ценности и нравственные устои конкретной семьи.  Но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные (к старшим, младшим, к женщине, родителям и т.д.) отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку (в том числе и психологическую).

Семейные ценности  и традиции очень тесно связаны.  На одном из первых уроков я всегда провожу небольшое анкетирование среди обучающихся: какие семейные традиции существуют в вашей семье.

Проанализировав, какие традиции имеют место быть в конкретной семье, я могу составить нравственный портрет членов этой семьи.

Например, если члены семьи придерживаются семейной традиции  совместного празднования Нового года, то  это означает, что теплые семейные взаимоотношения на первом месте и дети в этой семье будут тоже стремиться к созданию собственной крепкой семьи.

Зачем нужны семейные традиции?

Семья, в которой нет традиций семейной жизни, существовать не может.

Часто семейные традиции имеют корни в семейных устоях предыдущих поколений, поэтому они незыблемы и неизменяемы.

Зачастую семейные традиции ярко проявляются в семейных праздниках.

Такие семейные ценности, как любовь и уважение к родственникам, забота о близких, понимание роли семьи в жизни, воспитываются семейными традициями и обычаями.

Роль семейных традиций в том и заключается — создать крепкие связи между членами семьи, ощущение надежности и стабильности семьи, что особенно благотворно сказывается на психике воспитывающихся в семье детей.

Наиболее распространённые  семейные традиции.

Совместное времяпрепровождение праздников,  семейные обеды,  проведение  времени отдыха вместе с семьей, совместные походы в церковь,  чтение сказки детям перед сном, обсуждение вечером дел уходящего дня. Эта русская семейная традиция благотворно влияет на семейные отношения, является своего рода семейной психотерапией. Совместные семейные трапезы. Эта семейная традиция и обычай берет начало из глубины веков.

При совместных принятиях пищи происходят важнейшие семейные процессы: воспитание детей, духовное единение супругов, обсуждение семейных планов.

Традиция называть родившегося ребенка в честь кого-то из старших предков характеризует исконно русские семьи, этот семейный обычай сохранился до сих пор — зачастую у семьи есть так называемое «семейное имя».

Важно понимать, что именно они сближают членов семьи, помогают в построении крепких семейных взаимоотношений, очень важно их поддерживать и культивировать.

В последнее время для многих семей стало традицией 9 Мая участвовать в шествии  Бессмертного полка. Всей семьёй приходят  на праздничную демонстрацию. И мы со своими учениками приходим к памятнику, чтобы почтить память павших защитников нашей Родины. В прошлый мой выпуск, у которых я вела «Светскую этику», накануне праздника одна из родительниц провела мастер-класс по изготовлению гвоздик   из гофрированной бумаги. И с этими цветами мы пошли к памятнику. Здорово! Вот она связь и поколений, и семьи и школы.

Конечно, проще вести этот предмет в своём классе, т.е., там, где ты являешься классным руководителем. Формирование духовно-нравственных ценностей происходит круглый год: сначала на уроке, а потом  переходит и во внеурочную деятельность.  С теми же ребятами перед  Днём Победы мы побывали  в музее, в сопровождении родителей. Увидев в музее награды, некоторые дети сказали, что у них дома тоже такие хранятся, но родители им не дают их. Это семейные ценности.  

Семья Насти Надточий собирала информацию о своём прапрадедушке; изготовила портрет для шествия, Настя рассказала на уроке о своём родственнике, где воевал, какие награды и за что получил; участвовала в конкурсе сочинений. При подготовке к конкурсу я  встречалась с родителями, консультировала, какая информация значима для сочинения, что можно упустить, т.е. работали с родителями вплотную.

 Настя выступила достойно и впервые вышла с портретом на такую акцию. И сейчас ежегодно это делает. Это стало семейной традицией. Совместное празднование семейных и общенародных праздников формируют чувство семейного единства.

Так же плотно мы сотрудничали с мамой девочки, которая защищала честь нашей школы в прошлом году на конкурсе «Волшебное пёрышко». Мама настраивала её, подбадривала, хотя волновалась не меньше дочери, и изучили немало информации вместе для написания сочинения « Быть человеком». Это сочинение - философское размышление. Сотрудничество семьи и школы дало замечательный результат: I место в конкурсе.

При непосредственном участии родителей мы провели конкурс-выставку « Кукла в национальном костюме», день  национальных культур,(дети готовили национальные игры, презентацию национальных блюд и  т. д.) и другие мероприятия.

Одна из семейных ценностей — знание генеалогического древа семьи. Из поколения в поколение передавалась информация о предках, их жизни, зачастую передавались даже вещи предков, которые со временем становились семейной реликвией. В таких семьях очень трепетно относятся к семейным традициям вообще.

Знание своих старших родственников не ограничивалось знанием бабушек и дедушек, родственников знали как минимум «до седьмого колена». Особенно за знанием родословной следили в знатных дворянских семьях.

Что имеем сегодня мы?

Слайд 3

Первое же домашнее задание « Моё родословное древо»  выявило  проблему.

По работам детей было видно:  кто из ребят работал с родителями, а кто выполнял самостоятельно. То есть самое первое задание по незнакомому предмету, малопонятному, на первый взгляд, показало заинтересованность родителей или  их  равнодушие. Некоторые родители считают,  раз отметки не ставят: значит, можно особо и не усердствовать. А это задание в принципе ребёнок не может выполнить самостоятельно, если в семье эта информация не на слуху. Но много было и достойных работ и это радует

А теперь об особенностях работы с родителями.

Слайд 4

1.В школе оформлен сменный стенд  « Курс « Основы религиозных культур и светской этики». ( На стенде размещается не только необходимая информация по курсу, но творческие работы детей).

2.Информация также размещена на школьном сайте.

3. В рамках соглашения о сотрудничестве между местной православной религиозной организацией  и Управлением образования администрации Советского района  совместно с представителями православной церкви проводим родительские собрания.

На этом собрании представляю учебно-методический комплекс по изучению курса ОРКСЭ.

4. Раздаю подобного рода памятки.

Цель этой встречи – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

          Проводится анкетирование. Родители определяются с  модулем, который будут изучать их детьми.

                                                                                           

Слайд 5

Совет 1.

 Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

      Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности.

В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. На уроках мы беседуем с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

    Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

      Совет 2.

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

 Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

     Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру.      Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

     Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, он всего один. Наверняка, у Вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

     Совет 3.

Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

      Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

     Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли  ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

      Совет 4.

Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

     На уроке мы  воспитываем школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

      Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется ко злу.

      Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

       Совет 5.

Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

       Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни.  Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

      И, все же, для чего нужны моральные нормы?

      Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

     Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

      О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и  передаются от старших к младшим.

       Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живёт долго.

И, конечно, на самой первой встрече с родителями детей третьеклассников, всегда звучит  вопрос об оценивании.  Я им отвечаю просто: по предмету на уроке в виде цифры ребёнок оценку не получит, оценку, ему поставит жизнь. Что сегодня мы заложим в детях, то завтра и получим.

Ещё раз повторюсь, что со своим классом работать проще. Если группа из разных классов, то приходится работать и с классным руководителем, а через него и с родителями.

Родителям, принимавшим участие в подготовке  качественного домашнего задания , вклеиваю в дневник  их детей небольшие распечатки: «Благодарю за сотрудничество», или « Благодарю за помощь в подготовке сообщения или презентации», и т. д.

В конце года было проведено итоговое анкетирование  родителей по изучению курса, т.е. чего мы добились.  Участие в анкетировании принял 81 родитель. Результат  представлен  на   слайде 6,7,8

И, конечно, приятно получать за свой труд благодарность от родителей, где ты не являешься классным руководителем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....