Конспект урока "Рождество Христово"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Калабухова Марина Михайловна

Конспект урока может быть полезен преподавателям ОСЭ,ОПК,ОДНКНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo_hristovo.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Калабухова  Марина Михайловна, учитель МБОУ «ООШ №6»  г. Топки

тема «Рождество Христово»

Цель урока: - познакомить учащихся с историей праздника Рождества Христова.

Задачи урока.

 Обучающие:

- познакомить учащихся с историей праздника Рождества Христова;

- раскрыть смысл и значение для человечества рождения  Иисуса Христа.

 Воспитательные:

- прививать учащимся способность сопереживать, сочувствовать;

- пробудить интерес к особенностям празднования Рождества Христова в России;

- формировать ценностное отношение к православной культуре.

Развивающие:                                                                              

- развивать  навыки аргументации собственного суждения;

- развивать внимание и умение сопоставлять;

Формируемые универсальные учебные действия  (УУД)

Познавательные УУД:

        - знать историю  праздника Рождества Христова, познакомиться с географическим местоположением родины Иисуса Христа, давать определения понятиям «перепись населения», «вертеп»,  «ясли», «волхвы», «ладан», «смирна», «сочельник», «святки».

Личностные УУД:

- формировать познавательный интерес к изучаемому событию, личностное развитие обучающихся;

- формировать практические навыки исследовательской деятельности;

- формулировать выводы.

Регулятивные УУД:

- планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты.

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки работы в группе.

Оборудование: икона Рождества Христова, мультимедийный проектор, презентация к уроку, мультфильм «Рождество», классная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Давайте друг другу подарим улыбку. Хорошо! Молодцы! Я надеюсь, что мы настроились на позитивную и продуктивную работу.

  1. Актуализация знаний (формулирование темы урока).

 Любите ли вы праздники? Почему? А как вы думаете, если бы все дни были праздничными, радовались бы мы им? Дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду, а праздники? (Отдыху)

Это не совсем так. В каждом празднике есть свое особое значение, его нужно знать, поэтому к празднику готовятся, чтобы встретить его достойно.

А что такое праздник? (Праздник - радостное состояние души, посвященное какому-то важному событию.) (Слайд 2)

Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.

О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом).

Великий праздник Рождества Христова, в честь какого же события? (Рождение Иисуса Христа).

Какова же тема нашего урока? Правильно -  «Рождество Христово». (Слайд 3)

3. Сообщение нового материала.

Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.

    Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира. Он пришел в мир, чтобы спасти человечество  от греха, проклятия и смерти.

Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме.    (Слайд 4) 

     Произошло это событие в далекой теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа.                              

   В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем. (Слайд 6)

 В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. Мария спеленала Его, и положила Его в ясли. (Слайд 7)

Ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота.

Придя на землю, Богомладенец не был встречен почётом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Посмотрите на икону. (Слайд 8) Дева Мария всё так же смиренна, излучает любовь и кротость.

А что же было дальше? В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

     И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Слайд 9)

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

Пастухи поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу.  (Слайд 10)

     Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока. Волхвами называли мудрецов и наблюдателей звёзд. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда.

     Изучая звёздное небо, эти волхвы-мудрецы увидели необычную, очень яркую, новую звезду. (Слайд 11)Им было открыто, что на земле родился Спаситель мира. Так как город Вифлеем находился в Иудее, то Спасителя называли Царём Иудейским. Волхвы собрались в путь, чтобы поклониться родившемуся Спасителю.

    Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. 

 «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему».  Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю.  Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка». (Слайд 12)

    Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них появление звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус? (Нет)

А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец? (Он хотел Его убить).

 Выслушав царя, волхвы пошли за звездой. Наконец  она остановилась над местом, где был Младенец. Звезда, которая вела за собой волхвов к месту рождения Христа, названа Вифлеемской. (Слайд 13)

     Вифлеемская звезда изображается на иконах и имеет обычно восемь концов. Звёзды, которыми украшают рождественскую ёлку, праздничные гирлянды, поздравительные открытки напоминают нам о Вифлеемской звезде.

Войдя в вертеп, волхвы увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему. Они принесли Ему дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку. (Слайд 14)

 Ладан – это специальная ароматная смола, используемая при богослужениях, а смирна – дорогое масло, которым натирали тела умерших.  (Слайд15)

Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.    

После этого волхвы хотели идти в Иерусалим к Ироду, но получили во сне от Бога повеление не встречаться больше с Иродом. Тогда они возвратились домой другой дорогой.

 В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет.

Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали первыми мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение. (Слайд 16)

  По прошествии восьми дней, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Иисус – имя Спасителя, которое и значит «Спаситель». Самим Богом через Архангела Гавриила было указано Марии назвать Сына именем Иисус.

 А Христос означает «помазанник». Так древние евреи и называли царей, священников и пророков, которых в знак их особенно важного служения и для того, чтобы они могли совершать его богоугодно, помазывали миром. Миро – смесь благовонных веществ, особым образом приготовленная и освящённая.

   Оба имени Спасителя говорят о выполнении Им Божественной воли спасения человечества.

Физминутка. Дети встают и имитируют игру в снежки.

       Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. (Слайд 17)

Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.        

- Что вы на ней видите?  (Пещеру, Божию Матерь, Младенца, ангела)

 - Что мы видим в центре иконы?  (Пещеру, в которой лежит Младенец и Деву Марию)

- Почему Младенец родился в бедной пещере? (Им не хватило места в гостинице)

- Кто изображён наверху? (Ангелы)

- Что пели ангелы в ночь Рождества Христова? (Слава Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение)

- Кто изображён справа? (Пастухи)

- Как они узнали, что родился Спаситель? (Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь)

- Кто изображён на иконе слева? (Волхвы)

- А как они узнали о рождении Младенца? (Они шли за звездой)

- Кто находится внизу иконы? (Иосиф) А ещё внизу изображено как омывают младенца.

Чтобы верующие достойно подготовились к встрече и празднованию Рождества Христова, Церковь установила пост, продолжающийся 40 дней, который называется Рождественским или Филипповым. Праздником Рождества Христова заканчивается Рождественский пост, поэтому после праздничной Божественной литургии верующие разговляются – вкушают скоромную пищу.

День, предшествующий Рождеству (6 января нового стиля), именуется Рождественским сочельником. Это день особо строгого поста. Само название «сочельник» происходит от наименования «сочива» - особенно постного блюда, которое готовят в этот день (пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). По давней русской традиции, в сочельник не вкушают пищу весь день до появления на небе первой звезды (в память о Вифлеемской звезде).

Время с 8 по 17 января включительно именуется святыми днями, или святками. На протяжении святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу, это дни особой радости, торжественного продолжения празднования Рождества Христова. По традиции, верующие – с благопожеланиями и рождественскими песнопениями – посещают дома родных и близких людей; в народе такие посещения именуют «славлением Христа» или «колядованием». 

Едва ли можно назвать другие столь веселые праздники, как дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси. (Слайд18)

А чего ещё ждут ребята в эти праздничные дни? Конечно, Рождественскую елку и детские праздники с долгожданными подарками.

А кто знает, почему именно это дерево наряжают на праздник?

 А сейчас давайте посмотрим мультфильм о Рождестве Христовом. 

5. Закрепление изученного материала.

Ребята, давайте  поиграем! Для этого разделимся на группы. Возьмите фрагменты открыток и соедините их воедино. Вот вы и разделились на три группы. Задание: написать как можно больше слов, имеющих отношение к празднику Рождества. При проверке каждая команда называет по одному слову (слова не повторять).

    Следующая игра, которая называется «Гусеница», поможет вам вспомнить ещё одно удивительное событие, которое произошло во время Рождения Богомладенца.

Для этого в цепочке букв необходимо найти спрятанные слова, и объяснить, какое отношение они имеют к Рождеству Христову.

Йцукенгзлатоишщзхъфыладанвапролдтьлшгшеавапрсмирнаячсмии. (Слайд 20)

А теперь давайте все вместе разгадаем «Рождественский кроссворд Молодцы! Вы отлично поработали на уроке и показали свои знания.

  1. Рефлексия.

 О каком празднике мы сегодня говорили? (О Рождестве Христовом).

Что нового вы узнали на уроке?  (рассматривали икону Рождества Христова) 

Сейчас я попрошу вас поделиться впечатлением от нашего сегодняшнего урока и оценить  свою работе на уроке.

Перед вами лежат магнитики  разного цвета. Выберите магнитик того цвета, который вам подходит: если вам урок очень понравился и вы довольны своей работой – красный. Если вам понравился урок, но вы не со всем справились – жёлтый.Если на уроке вы не узнали ничего нового и ничего не выполнили – зеленое яблоко.

 А сейчас я прошу прикрепить ваши яблочки на наше дерево знаний

7. Домашнее задание. 

А сейчас наступило время получить задание на дом. К следующему уроку вы должны выполнить одно из предложенных вам заданий: выучить стихотворение о Рождестве или нарисовать рисунок на эту же тему.

8. Рекомендуемая литература:

  1. Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С.Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н.Яшиной «Основы религиозных культур  и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс.
  2. «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.
  3. «Десять заповедей». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.
  4. «Великие праздники». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.
  5. «Я иду на урок в Воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. Жукова В. В., Волкова Т. Г.— М.: Издательство Московской Патриархии, 2010».

Ссылки: http://pravera.ru/index/rozhdestvo_iisusa_khrista_multfilm_skachat_ili_smotret_onlajn/0-104 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рождество Христово. История празднования Рождества Христова

Дети знакомятся с историей праздника, выявляют значение этого событияв истории человечества, знакомятся с обрядами, исполняют рождественские колядки мастерят ангелочков....

Конспект урока 1 класса по ОПК "Рождество Христово"

Конспект урока по ОПК по учебнику 1 класса "Азбука православной культуры". Автор учебника С.Т. Погорелов....

2 класс урок №14 "Рождество Христово" конспект и презентация

2 класс урок "Рождество Христово" конспект и  презентация...

Рождество Христово. Добродетели Христовы

7 основных добродетелей Христовых, притча о добром Саморянине, стихотворение А. К. Толстого "Спаситель", отрывки из Священного Писания....

Конспект «Рождество Христово» 3 класс

Тема: «Рождество Христово»Цели: обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.Оборудование: Презентация; новогодняя елка; Вифлеемская звезда; ...