Урок 5 . Тема " Как христианство пришло на Русь " ОРКСЭ Модуль : " Основы православной культуры"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Рыбина Елена Эйнаровна

Технологическая карта урока + презентация к уроку разработаны для учащихся 4 класса  проходящих  ОРКСЭ Модуль: "Основы православной культуры" по учебнику  Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошниковой. Издательство "Дрофа",2013 год . По программе на изучение этой темы выделен 1 час .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx23.15 КБ
Файл urok_5_.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

Для написания курсовой мною была выбрана тема «Как христианство пришло на Русь. Православие», т.к. для нынешнего поколения довольно остро стоит тема не понимание происхождения религий , их значимость в жизни страны и изменения, которые привнесены вероисповеданием в жизнь людей , проживающий на данной территории.

Научный интерес к истории Древней Руси и миссии православного христианства в IX-XI вв. определяется тем, что именно в этот, сравнительно небольшой исторический отрезок времени происходили процессы формирования и развития интеллектуального, социального и духовно-нравственного потенциала Руси, на многие столетия определившие направления и особенности исторического пути развития Руси - России. Актуальность темы урока во многом определяется настоятельной потребностью в обосновании исторически обусловленных векторов дальнейшего развития России.

Церковь на протяжении столетий являлась хранительницей традиционных духовных ценностей нашего народа. Поэтому ныне, когда голос Православия становится все более значимым, исследование социальной миссии православного христианства в Древней Руси будет способствовать активизации процессов возвращения православных традиций в культуре и социальной жизни общества.

В настоящее время Церковь переживает процесс возрождения: строятся новые, открываются и реставрируются сотни старых храмов, которые становятся вновь доступными людям. Открываются православные учебные заведения: воскресные школы, гимназии, духовные семинарии, академии; в большом объеме выпускается литература по самому широкому кругу аспектов церковной мысли, жизни и деятельности православной Церкви. Большая часть общества стала воспринимать православие не только как духовно-личностный ориентир, но и как ориентир в общественно-политической жизни государства. Всё это актуализирует изучение социально-исторического опыта принятия христианства, требует более глубокого и тщательного изучения исторически значимых событий тысячелетнего периода.

 Таким образом ознакомление с данной темой дает возможность детям изучить такие понятия как: христианство, Библия, православие, 

 Крещение Руси.

Технологическая карта урока

Тема

«Как христианство пришло на Русь. Православие»

Цель

Познакомить с историей принятия православия на Руси. Выявить роль и значение христианства для Руси; заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия.

Воспитывать нравственные качества, любознательность;

УУД

Предметные:

Знания: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся

Умения: научатся находить и понимать смысл слов

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.

 Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Проявлять интерес к изучению темы. Формировать умение высказывать своё мнение.

Планируемые результаты.

Предметные:

Знания: развить интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся

Умения: научатся находить и понимать смысл слов

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.

 Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Проявлять интерес к изучению темы. Формировать умение высказывать своё мнение.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

Основные понятия.

Крещение Руси, Православие, Христианство ,Библия

Межпредметные связи.

Литература.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

 -учебник УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России .Основы религиозных культур и светской этики »

- презентация Power Point; карточки  c заданиями для групповой работы; учебник, репродукции картин (В.Васнецов "Крещение князя Владимира", «Крещение на Днепре»  электронное  приложение к уроку, видео  о храмах и соборах мира  с интернет ресурса youtube.com

Формы урока

Фронтальная работа, групповая работа

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для уч-ся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

Учитель приветствует детей.

-Громко прозвенел звонок.

Начинается урок. Девочки тихонько сели.

Мальчики тихонько сели.

Слушаем, запоминаем.

Ни минутки не теряем.

Планирование учебного сотрудничества с учителем  

2. Формулирование темы урока, постановка цели

Фронтальная работа

Ответы детей.

Определение темы и задачи урока.  

Организует формулирование темы урока учащимися.

На доске (Слад 1): Владимир – Красное солнышко…

 - Как вы понимаете смысл этого высказывания? (речь пойдет о князе Владимире, который принял православную веру и тем самым повлиял на ход в истории)

 - А почему Красное солнышко? (ответы детей)

Согласна с вами: солнышко – это свет, тепло. А красное, значит красивое.

 - Исходя из нашей беседы определите тему урока.

(На доске открывается надпись «Как православие пришло на Русь».

 - А какова учебная задача? (ответы детей)

Да, узнать о жизни князя Владимира и понять, как православие пришло на Русь?

Уметь найти ответ к поставленной задаче. Уметь определять тему урока.  

.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь находить лексическое значение слова в словаре.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

3. Исследовательская работа.

Работа в группах.

Работа с толковым словарём .

Уметь отвечать на вопросы

Постановка цели согласно плана.

Организовать работу в группах.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Вы готовы? Тогда внимание: у каждой группы в конверте задание. А также на столе лежат словари. Как вы считаете, для чего? (ответы детей)

 - Верно! Посмотреть, что обозначает то или иное слово. Напомните, а как мы пользуемся словарями? (ответы детей)

 - Молодцы! В алфавитном порядке.

 - Давайте вместе составим план наших действий. (Слайд 2)

План

1.Внимательно прочитать задание.

2.Вспомнить, как работают в группе.

3.Ответить на поставленный вопрос полным ответом.

Работа в группах. ( по карточкам)

1 группа: Что в словаре обозначает слово Русь и слово Библия?

2 группа: Что такое христианство и православие?

3 группа: Что обозначает слово князь и крещение ?

(Дети работают в группах, в словарях находят значение данных слов и отвечают по одному человеку).

 После нахождения и озвучивание  ответов – появляются данные понятия на экране и дублируются на доске – но без пояснения (Слайд 3,4,5)

Уметь работать в группе.

Уметь работать с информацией.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

4. Физкультминутка

Выполнение упражнений.

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд , назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка.

5. Изучение нового.

Работа с учебником

Умение рассуждать делать выводы

Организовать чтение.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Ребята, мы с вами познакомились с ключевыми словами, узнали их значение.

- А сейчас узнаем в истории Древней Руси из текста учебника

( с.32-33 знакомимся – читаем про себя)

 Что вы узнали из текста?  ( ответы детей)

 В каком году произошло крещение Руси?

- Кто первый принял Крещение на Руси? ( после ответа познакомить с иллюстрацией – Крещение Владимира( Слайд 6))

- Где проходит обряд крещения? (  Слайд 7)

- Почему была выбрала именно эта вера ?

 ( ответы детей- подвести к мысли о восхищённых послах)

 Предлагаю посмотреть вам видео о красоте Православных храмов по всем и мире и попытаться представить себя послами Владимира – которые увидели в первые такую красоту. ( видео https://www.youtube.com/watch?v=pOUv8IOgIK0)

Ребята, действительно событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно после Крещения Руси.

Давайте узнаем насколько широко распространено христианство, в каких странах  его исповедуют? ( с.34-36 учебника  , иллюстрации храмов, монастырей , соборов)

(ответы детей)

Уметь работать с текстом.

Уметь анализировать прочитанное и делать выводы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

6. Закрепление нового.

Работа с учебником.

Организовать работу с учебником.

Организует работу с таблицей.

Попробуем вместе ответить на вопросы на с. 36

1. Расскажите в кого верят христиане? ( в Единого Бога)

2. Расскажите, как в христианской традиции объясняется появление мира, природы и всего живого ?

3. Объясните , Кого и почему христиане считают Спасителем? ( Иисуса Христа , он был послан на землю для искупления человеческих грехов)

Уметь работать с информацией.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию

 В конце урока давайте подведем итог и продолжим предложения (на доске таблички с началом предложений ):

Мне было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

 Домашнее задание: подготовить письменный ответ на вопрос № 4 на с.36 ( Какие ещё религии учат о существовании Единого Бога?

И спасибо за работу на уроке!

(Слайд 8)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД

Библиография

(используемые источники)

-Беляев С.А. Доклад кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН  на секции «Церковные древности» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. http://www.patriarchia.ru/db/text/4011724.html

-Данилюк А.Я... –Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей М.: Просвещение, 2010

-Карташев А.В. Завет Св. кн. Владимира. Журнал "Путь"

-Конспекты уроков по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Неганова Г. Н.,Туров В.А.2010

-КостюковаТ.А., Савченко К.В., Воскресенский О.В., Шапошникова Т.Д.  "Основы православной культуры. 4 класс (4-5 классы). Учебник. РИТМ. ФГОС" , Дрофа,2017г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Владимир – Красное солнышко»

Слайд 2

План Внимательно прочитать задание. Вспомнить , как работают в группе. Ответить на поставленный вопрос полным ответом.

Слайд 3

КНЯЗЬ- 1 . В феодальной Руси: предводитель войска и правитель области . ( пример: Киевские князья ) 2 . Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо , имеющее этот титул . КРЕЩЕНИЕ- 1.Христианский обряд (таинство) принятия кого-н. в число верующих, приобщения к церкви и наречения личного имени. 2.Церковный праздник крещения Христа.

Слайд 4

ХРИСТИАНСТВО- религия , в основе которой лежит культ Иисуса Христа . ПРАВОСЛАВИЕ- христианское вероисповедание, сложившееся в Византии как восточно – христианская церковь.

Слайд 5

РУСЬ – название древнерусских земель и княжеств. БИБЛИЯ- 1.Книга , содержащая мифы и догматы иудейской и христианской религии. 2.Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета.

Слайд 6

Крещение князя Владимира

Слайд 7

Крещение людей в водах Днепра

Слайд 8

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Урок по основам православной культуры по теме "Как христианство пришло на Русь".

Тема урока: Принятие Христианства на Руси.Задачи:-обучающая: познакомить учащихся с великим событием в истории нашего государства – крещением Руси; принятием  христианской веры;-развивающая: разв...

Материал для урока православной культуры на тему: ,,Как христианство пришло на Русь".

Осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности её быта, системы жизненных ценностей её граждан....

Методическая разработка с использованием ИКТ по ОРКСЭ (модуль Православная культура) на тему "Как христианство пришло на Русь"

Методическая разработка с использованием ИКТ по ОРКСЭ (модуль Православная культура) на тему "Как христианство пришло на Русь"...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Как христианство пришло на Русь"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Как христианство пришло на Русь"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для на...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» (УМК «Основы православной культуры», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении кириллицы, о Крещении Руси, принятия православия.Зпдпчи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями о появлении кириллицы.Объяснить с...