Священное писание в нашей речи
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Павлова Елена Валериевна

урок по ОДНКР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyashchennoe_pisanie_v_nashey_rechi.docx384.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОДНКР 5 класс

Учитель-Павлова Е.В.

МАОУ гимназия №36 г.Краснодар

Тема: «Священное писание в нашей речи».

Урок открытия нового знания.

Цели: пробудить интерес к духовной мудрости русского языка, повышать духовно-нравственную культуру учащихся.

Планируемые результаты урока:

Предметные- формирование представления об основных изучаемых понятиях-  фразеологизмы, библеизмы, крылатые выражения из евангельских текстов.

Метапредметные:

Регулятивные: Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, совершенствовать навык обобщать информацию, уметь контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Познавательные: Уметь работать с информацией, расширить представления учащихся о Библии как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике; познакомить с библейскими традициями в литературе, отзвуками библейских историй в русской фразеологии.

Коммуникативные- умение работать в группе, уважительное отношение к товарищам.

Личностные- уважительное отношение к духовной мудрости русского языка, хранить традиции родного языка, развивать чувство прекрасного, повышать уровень эрудиции, расширить словарный запас.

Методы: словесные, эвристический метод, объяснительно-иллюстративные (работа с иллюстративным материалом); синквейн.

Форма работы- групповая, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, творческая деятельность.

Основные термины и понятия: фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

Оборудование и материалы: презентация, мультимедиа оборудование (компьютер, ноутбук, проектор).Учебное пособие А.В.Бородина «Основы православной культуры. Основы духовности языка», книги, Библия.

 

Учитель- Здравствуйте, ребята. Каким прекрасным тёплым словом мы поприветствовали друг друга. Помните, что обозначает слово «здравствуйте»? А раз мы пожелали друг другу здоровья, давайте пожелаем и хорошего рабочего настроения.

  На прошлом занятии мы свами говорили о силе и красоте русского языка.  Чтобы закрепить прошлый урок, я предлагаю провести игру «Гонка за лидером». Каждый ряд- это одна команда. Я задаю вопросы, а любой представитель команды может на него ответить. Если никто не отвечает, ход переходит другой команде, не ответившая команда не участвует дальше в игре.  

1 вопрос: Так какой же он наш язык? (ответы детей: могучий, великий, живой, родной, святорусский, содержательный, духовный, бессмертный, богатый, разнообразный, яркий, благозвучный, чувственный, неисчерпаемый, возвышенный, умный, задушевный, певучий, красивый, замечательный, гибкий, вместительный, знаменитый, чудесный, блестящий, дивный, драгоценный, поэтический, бесконечный, богатый, …)

2 вопрос: Чьё это высказывание? (На интерактивной доске написаны цитаты выдающихся людей о русском языке, с которыми ученики познакомились на прошлом занятии, и фамилию авторов. Представителям команд надо перетянуть фамилию автора к высказыванию) Молодцы, ребята. На прошлом уроке мы составляли к понятию «русский язык» синквейны.

Вы решили продолжить работу дома.  Кто готов представить свой синквейн?

Русский язык.

Могучий, великий.

Учит, воспитывает, поддерживает.

Язык великого народа

Жизнь.

Русский язык.

Прекрасный, певучий.

Окрыляет, возвышает, бережёт.

Русский язык-это язык поэзии.

Красота.

Учитель: Да красив и разнообразен русский язык. И с этим высказыванием никто даже не спорит. А что делает нашу речь более красочной? Отгадайте ребус.                                                                                                                       

                                                                                                                                 2  1  3  

                  Г   

 (фразеологизм). А ещё пословицы, поговорки и крылатые выражения- все эти формы духовной мудрости. Это известно каждому. Прочитайте пожалуйста слова великих людей. Как вы думаете о чём пойдёт речь?  На интерактивной доске появляются поочерёдно цитаты:

В.И. Белинский: "Есть книга в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги... Основания Евангелия - откровение истины через посредство любви и благодати".
Ф.М. Достоевский: "Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!...И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия".

А.С. Пушкин: "Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть".  (О священном писании)

   А знаете ли вы, что многие употребительные в русском языке фразеологизмы, пришли к нам из библии? Называют их библеизмы. Свободное владение этими изречениями является признаком общей культуры и образованности человека. Они проникли в нашу речь, в юмор. Надо сказать, что в «христианских языках» количество пословиц, поговорок и прочих фразеологизмов, имеющих библейское происхождение, огромно; большинство из них вообще утратили связь со своими первоисточниками, и только специалисты знают откуда произрастают их корни. Даже бывает, что авторство приписывается людям, никакого отношения к религии не имеющим. «Песками времени» архаичность большинства библеизмов стёрлась, и они давно уже стали пословицами.

  Учёные «афористы- библияведы» насчитывают в русском языке несколько сотен пословиц библейского происхождения. И это только тех, которые более или менее точно воспроизводят библейский текст. А если «огласить весь список» фразеологизмов, связанных так или иначе с библейскими источниками, то счет пойдет на тысячи. По мнению знатоков, среди наиболее употребительных русских пословиц пословицы библейского происхождения составляют 15-20%.

  Как вы думаете, какую книгу больше всего в мире печатают и покупают?      Библия писалась на протяжении всего около 1,610 лет. Библия стоит первой в списке мировых бестселлеров. 

Как вы думаете, можно ли с уверенностью сказать, что это книга духовной мудрости? (конечно)

   Работа с учебником. (стр. 31-33) Отработка понятий фразеологизм, пословица, поговорка, крылатые выражения- образные авторские изречения, цитаты из известных источников вошедшие в общее употребление. Особое внимание уделяется работе над темой «Девять евангельских заповедей Блаженства». Поработать над такими понятиями как смирение, смиренномудрие, миротворцы, гордыня (когда человек перестаёт замечать дары Господа, а это грех).

 Так как вы думаете, какую роль сыграло и играет Священное Писание в жизни русского народа?

    А сейчас я предлагаю вам ребята на время стать экспертами по 2 направлениям. Перед вами Библия, книги, притчи, словари, закладки на интернет страницах.

  Первая группа экспертов работает по теме «Пословицы и поговорки- духовная мудрость русского народа». Им надо соотнести современные пословицы и поговорки со словами из Библии.

 Бог дал, Бог и взял.                 "Господь дал. Господь и взял" (Иов. 1,21).

  Кто добро творит, тому Бог отплатит. За добро Бог плательщик.
      "Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего" (Сир. 12,2).
Кто к Богу, к тому и Бог.
      "Когда Господу угодны пути человека. Он и врагов его примиряет с ним" (Притч. 16,7).
Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
      "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле" (Исх. 20,12).
 Нет веры без дел добрых.             "Вера без дел мертва" (Иак. 2,26).

 Бедного обижать - себе гибели искать.
      "Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их" (Притч. 22,22-23).
Всякая неправда - грех.       "Всякая неправда есть грех" (1-е Иоан. 5, 17). Добро творить - себя веселить.
      "Радость человеку - благотворительность его" (Притч. 19,22).
Доброго держись, а худого сторонись. К добру мостись, а от худа пяться.
      "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс. 33,15).
Доверяй, но проверяй.
      "Кто скоро доверяет, тот легкомыслен" (Сир. 19,4)

На воре шапка горит.
      "Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним" (Притч. 28,1). Будь беден, да честен.
      "Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат" (Притч. 28,6).

Добрая слава лучше богатства.
      "Доброе имя лучше большого богатства, и добрая, слава лучше серебра и золота" (Притч. 22,1).

Не смотри на старость со смехом - своя не за горами.
   "Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем" (Сир. 8,7).

С молоду учись - навек пригодится.
      "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится" (Притч. 22,6).

Чему в молодости не научился, того в старости не добудешь.
      "Чего не собрал ты в юности, - как же можешь приобрести в старости твоей?" (Сир. 25,5).

   Здоровье дороже богатства.
      "Нет богатства лучше телесного здоровья" (Сир. 30,16).

 Над другим посмеешься, над собой поплачешь.
      "Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным'' (Притч. 17,5).

 Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
      "Кто роет яму, тот упадет в нее" (Притч. 26,27).

 Не спеши языком, торопись делом.
      "Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих" (Сир. 4,33).

  Слово лечит, слово и калечит.
      "Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует" (Притч. 12,18).

 Уговор дороже денег.
      "Твердо держи слово и будь верен ему" (Сир. 29,3).

 Ум силу одолевает.
      "Мудрость лучше силы" (Еккл. 9,16).

 За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
      "Не берись за множество дел при множестве дел не останешься без вины. И если. будешь гнаться за ними, не достигнешь" (Сир. 11.10).

  С лица воду не пить.
      "Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его" (Сир. 11,2).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
      "Начало всякого дела - размышление, а прежде всякого действия - совет" (Сир. 37,20).

 Что посеешь, то и пожнешь.

     "Что посеет человек, то и пожнет" (Гол. 6,7).

 Шила в мешке не утаишь.
      "Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" (Матф. 10, 26).

Вторая группа экспертов работает над темой «Крылатые выражения- духовная мудрость русского народа». Эти ребята делятся ещё на 2 группы, первая работает с бумажными источниками, вторая с интернет ресурсами.    

   Добытую вами информацию можно оформить в виде карточек. Идёт работа в группах (отводится 10 минут урока).

  По истечении времени учащиеся зачитывают результат своей работы:

Всем известно выражение "Да будет свет!" 

"И сказал Бог: "Да будет свет!" И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро"            

В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:19) ― сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.                                       Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта ― мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12:41-44; Лук.21:1-4).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25:14-30). Слово "талант" впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26). 

Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть" (Луки 16,13). 

Фома неверующий (сомневающийся человек) . Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение. 

Книга за семью печатями (нечто недоступное). "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее" (Откр. 5:1-3).

Божию милостию

Выражение из 1-го послания апостола Павла к коринфянам (3 ,10). В литературе выражение употребляется в значении: имеющий врождённый дар.

Бросать камень

Выражение «бросать камень» в кого-нибудь в смысле обвинять возникло из Евангелия (Иоанн, 8, 7); Иисус сказал книжникам и фарисеям, которые, искушая его, привели к нему женщину, уличённую в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень».

Рефлексия

   Ребята, так что же такое фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки? Вопросы к заданию стр.34.

Как вы понимаете слова: «Будьте мудры, как змеи, и просты как голуби» (то есть руководствуйтесь в своих поступках разумом, но не теряйте душевной чистоты, простосердечности)

Что бы вы хотели положить в наш сундучок-мудрости? (свои работы в группах). Кто бы хотел продолжить работу дома по теме нашего урока? Дети предлагают самостоятельно собрать материал по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"

Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Модуль " Основы православной культуры" :"Священные писания", 1 четверть.

Методическое пособие по курсу ОРКСЭ ,модуль " Основы правосланой культуры"...

Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс

Презентация по русскому языку "Наша речь.  Виды речи" 3 класс...

Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи

Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"...

Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета  «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...