РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Гусейнова  Евгения  Александровна

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»

 для 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrske_4_klass_fgos.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено:                                                                                                          Согласовано:                                                                                                  

Директор школы   ____________  Н.И.Коротенко                     Зам. директора по НМР                            

Приказ № ____  от _10_ сентября 2015г.                               ___________ В.И.Журкина

                                                                                                               «05»  сентября  2015 г.

МКОУ Тойдинская СОШ

Панинского муниципального района Воронежской области

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»

 для 4 класса

на 2017-2018 учебный год

  Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

Резервное время

Федерального компонента

Регионального компонента

Компонента ОУ

34

-

-

1

-

Учитель первой категории

ГУСЕЙНОВА Е.А.

Рассмотрено на заседании МО  базового начального образования

Протокол  №_1_ от  31 августа 2017  г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА        3

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ        3

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        3

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ        5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА        18


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА


Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы религиозныз культур и светской этики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  а также с учётом лучших традиций российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики» для образовательных учреждений планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы МКОУ Тойдинской СОШ.

     Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора «Основы православной культуры» —  одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

     Цель модуля «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

- усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

- привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

- ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

- привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

- ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

- ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);

- усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

- усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

- формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА, КУРСА  В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

На изучение модуля «Основы  православной культуры» в 4 классе начальной школы отводится  1 ч в неделю. Курс рассчитан на  34 часа  (34 учебные недели).

ОПИСАНИЕ  ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТИРОВ  СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

    В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

    Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

    Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ,  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И  ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность  контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 класса:

  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
  • знаниедостопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
  • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);  
  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Курс ориентирован на учащихся 4 класса в течение всего года обучения — 34 часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю.

При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Тема 1. Россия — наша Родина.

Тема 2. Культура  и  религия.

Тема 3. Человек  и  Бог  в  православии.

Тема 4. Православная  молитва.

Тема 5. Библия  и  Евангелие.

Тема 6. Проповедь  Христа.

Тема 7. Христос  и  его  Крест.

Тема 8. Пасха.

Тема 9. Православное  учение  о  человеке.

Тема 10. Совесть  и  раскаяние.

Тема 11. Заповеди.

Тема 12.  Милосердие  и  сострадание.  

Тема 13. Золотое  правило  этики.

Тема 14. Храм.

Тема 15. Икона.

Тема 16-17. Творческие  работы  обучающихся. Подведение  итогов.                                                                                                                                                                          

Тема 18.Как  христианство  на  Русь пришло.

Тема 19. Подвиг.

Тема 20. Заповеди  блаженств.

Тема 21. Зачем  творить  добро?

Тема 22. Чудо  в  жизни  христианина.

Тема 23. Православие  о  Божием  суде.

Тема 24. Таинство  Причастия.

Тема 25. Монастырь.

Тема 26. Отношение  христианина  к  природе.

Тема 27. Христианская  семья.

Тема 28. Защита  Отечества.

Тема 29. Христианин  в  труде.

Тема 30. Любовь и уважение  к Отечеству.

Тема 31 – 34. Итоговые  занятия. Презентации  работ.


Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Форма

контроля

Планируемые результаты (УУД)

План

Факт

1

Россия - наша Родина

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

Личностные результаты осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

умение следить за своими словами и делами; способность  контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты

развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты 

развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);  

умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

формирование потребности в нравственном совершенствовании.

2

Православие и культура.

Изучают основы духовной традиции православия.

Фронтальный,

индивидуальный.

3

Человек и Бог в православии.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

4

Православная молитва

Дают определения основных понятий православной культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

5

Библия и Евангелие

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

6

Проповедь Христа.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

7

Христос и Его Крест

Учатся описывать  различные явления православной духовной традиции и культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

8

Пасха

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Излагают своё мнение  по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Фронтальный,

индивидуальный.

9

Православное учение о человеке

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Излагают своё мнение  по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Фронтальный,

индивидуальный.

10

 Совесть и раскаяние.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Фронтальный,

индивидуальный.

11

Заповеди

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Фронтальный,

индивидуальный.

12

Милосердие и сострадание

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Фронтальный,

индивидуальный.

13

Золотое правило этики.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Фронтальный,

индивидуальный.

14

Храм

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

15

Икона

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

16

Творческие работы учащихся.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Фронтальный,

индивидуальный.

17

Подведение итогов. Обобщающий урок.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранным темам (теме).

Фронтальный,

индивидуальный.

18

Как христианство пришло на Русь

Знакомятся с развитием православной культуры в

истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

 

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

 

Фронтальный,

индивидуальный.

19

Подвиг.

        

Знакомятся с отношением к подвигу у христианина. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Фронтальный,

индивидуальный.

20

Заповеди блаженств.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Фронтальный,

индивидуальный.

21

Зачем творить добро?

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

 

Фронтальный,

индивидуальный.

22

Чудо в жизни христианина.

Учащиеся знакомятся с понятием чуда в жизни христианина.Изучают основы духовной традиции православия.

Фронтальный,

индивидуальный.

23

Православие о Божьем суде.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Фронтальный,

индивидуальный.

24

Таинство Причастия.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Фронтальный,

индивидуальный.

25

Монастырь.

Изучают основы духовной традиции православия.

Фронтальный,

индивидуальный.

26

Отношение христьянина к природе

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Фронтальный,

индивидуальный.

27

Христианская семья.

Знакомятся с основными характеристиками христианской сеиьи.

Фронтальный,

индивидуальный.

28

 Защита Отечества.

Знакомятся с отношением христианина к войне, к защите своего Отечества. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

 

Фронтальный,

индивидуальный.

29

Христианин в труде.

 Знакомятся с отношением христианина к труду. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Фронтальный,

индивидуальный.

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Изучают основы духовной традиции православия.

Фронтальный,

индивидуальный.

31-32

Подготовка к творческим работам учащихся. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

 

Фронтальный,

индивидуальный.

33-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранным темам (теме).

Фронтальный,

индивидуальный.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. - А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.

- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.

  1. А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2012.
  2. 3.Книга для учителя  «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой  для 4-5 классов М.: Просвещение,2012.
  3. 4. Электронное приложение «Основы религиозных культур и светской этики»   для 4-5 классов М.: Просвещение,2012.

Интернет- ресурсы:

http://www.k-istine.ru/

http://www.molitvoslov.com/

http://pedsovet.su/

http://www.zavuch.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы православной культуры» 2016/2017 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе учебника А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»/ Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с...

Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса

Рабочая программа учебного предмета  по предмету «Основы религиозных  культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...