Пасха
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Бородинчик Татьяна Викторовна

Методическая разработка по предмету ОРКСЭ модуль "Православная культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Бородинчик Татьяна Викторовна

(методическая разработка)

Тема урока: Пасха

Класс: 4

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель  урока: создать условия для формирования представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных христиан.

Задачи: 1.Познакомить учащихся с традициями и обычаями православного праздника;

2.Раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;

3.Воспитывать эмоционально-нравственное отношение к празднованию Пасхи на Руси;

4.Развивать умение работать с текстом;

5.Развивать коммуникативные качества.

Планируемые результаты:

Личностные: приобщение к  традициям празднования православного праздника Пасхи;

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Методы: частично-поисковый, наглядный, АМО.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», рабочая тетрадь А.В.Кураева, мультимедийная презентация.

ТСО: мультимедиапроектор,  ПК.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

-Послушайте притчу:

«Желая испытать мальчика в знании истинной веры, родственник сказал ему:

– Если ты скажешь мне, где находится Бог, то я сделаю тебе прекрасный подарок»

-Как вы думаете, что ответил мальчик?

– А я, – возразил мальчик, – сделал бы вам два подарка, если б вы сказали мне, где Его нет!

-Как вы считаете, почему вера мальчика была истинной?

Включение в диалог

Ребята строят разные предположения

Личностные: самоопределение к деятельности.

Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Регулятивные: внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии.

2.Актуализация знаний учащихся

-Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Христа?

-Чем закончилась жизнь Иисуса на земле?

-Расскажите, что вы знаете о крестах в православии?

Ответы учащихся

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные: регулирование поведением партнера, умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения.

3.Постановка проблемы

-Итак, Иисус умер. А что же было дальше?

-А о чем же мы сегодня будем говорить? Может быть, и говорить уже не о чем?

-Составьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ? Запишите их в тетрадь.

-Откройте урок 8. Прочитайте тему урока. Прочитайте врезку «Вы узнаете». Совпали ли ваши вопросы с вопросами автора?

Дети могут высказаться, что Христос воскрес, являлся ученикам.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели.

4.Построение выхода из проблемной ситуации

-Прочитайте текст Евангелия от Марка (Приложение 3)

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.(Мк. 15:43-16:8)

-Кто был у гроба Господня?

-Когда произошли описанные события?

-Зачем шли женщины-мироносицы?

-Что они увидели?

-Что сообщил им ангел?

-Почему седьмой день недели называется воскресенье?

-Что происходило в это время с Иисусом вы можете узнать  у апостола Петра (Приложение 3)

Прочитайте в парах, составьте вопросы своим товарищам.

Смысловое чтение и работа по тексту Евангелия

Работа в парах.

Ребята могут записать следующие вопросы:

-Зачем Христос спустился в преисподнюю?

-Кем он туда пришёл?

-Всех ли Христос спас?

-Какую Победу одержал Иисус Христос?

Познавательные: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной  форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:  понимание и сопереживание чувствам других людей.

Регулятивные: определять средства решения проблемы;

планировать свою учебную деятельность.

5.Первичное закрепление

Работа с новым понятием

«Пасха» - переход, избавление. В православии – переход от смерти к жизни, от земли к Небу.

-От чего же Иисус спас людей? Что угрожало тогда людям? Прочитаем на с.29 третий абзац.

-Что же означает праздник Пасха в православии? Почему Христос принес себя в жертву?

Ребята записывают новое понятие.

Чтение учебника, ответы на вопросы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, понимание позиции автора;

Личностные:  понимание  христианского смысла праздника;

Познавательные: умение извлекать информацию.

6.Самостоятельная работа с проверкой.

-Как праздник Пасхи отмечает православный народ?

-Расскажите по слайдам, как христиане готовятся к Пасхе и отмечают её? Составьте план.

-Когда начинается служба?

-Какими словами люди приветствуют друг друга на Пасху?

-Что дарят? Почему?

-Почему яйца красят в красный цвет?

Составление плана учащимися:

1.Великий пост

2.Крестный ход

3.Посещение церкви

4.Поздравления и подарки, христосование.

Регулятивные: умение планировать и организовывать свою работу.

Коммуникативные: умение управлять поведением партнера.

Познавательные: выделение качеств милосердной личности.

Личностные: соотнесение  поступков других людей со своими.

7.Включение в систему знаний

Работа на карточках (Приложение 1)

Соедини событие и день недели.

Регулятивные: умение планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

8.Рефлексия

-Получили ли ответы на свои вопросы?

-Что узнали?

-Что понравилось на уроке?

-Раскрась цветным карандашом свой путь познания  (Приложение 2)

Учащиеся работают со схемой.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

9. Домашнее задание:

Урок 8 – прочитать

По выбору:

Нарисовать пасхальную открытку

или пасхальное яйцо

Приложение 1.

Соедини событие и день недели.

                               

        Явление Христа мироносицам

Среда        Тайная вечеря

Четверг        Воскресение Господня

Пятница        Арест Христа

Суббота        Распятие Христа

Воскресенье        Суд у первосвященников

                                             Предательство Иуды

Приложение 2.

Приложение 3. Библейские тексты.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.(Мк. 15:43-16:8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "День Светлой Пасхи"

В презентации "День Светлой Пасхи" можно узнать о возникновении этого праздника, познакомиться с обычаями православной церкви....

" Готовимся к Пасхе" Платон О.А.

Внеклассное мероприятие....

Пасха презентация к уроку по модулю "Основы православной культуры" курс ОРКСЭ

В данной презентации говорится о праздновании православного праздника Пасхи. Цель формирования понимания значения "ПАСХА" для православных людей....

Пасха – праздник праздников»

Сенмейные праздники в традициях народов....

Сценарий праздника «Пасха, Светлая пасха» в 4 классе

Знакомство детей с событиями Страстной седмицы...

Методическая разработка "Пасха! Господня Пасха!"

Цель мероприятия:приобщать детей к родной культуре,  народному творчеству, традициям. Задачи: Образовательные:познакомить с традициями празднования православного праздника, его историей в со...

Презентация "Остров Пасхи" (Исполины острова Пасхи)

Презентация "Остров Пасхи" ("Исполины острова Пасхи") может быть использована на уроках окружающего мира в качестве дополнительного материала в теме "Всемирное наследие" ...