Главные вкладки

    Методическая разработка технологической карты урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: «Христианские праздники и таинства»
    методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

    Белова Елена Владимировна

                                                                    АННОТАЦИЯ К УРОКУ

    Данный урок представлен в разделе Христианство.

    На предыдущих уроках изучались темы: «Христианство на Руси и в России», «Христианские святыни».

    Проблема урока:  определение смысла церковных праздников и таинств в жизни христиан, понимание сути церковного богослужения как важных истин христианской культуры и воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ООО «Магистр»

    Открытый общероссийский интернет-конкурс

    «Основы религиозных культур»

    Методическая разработка технологической карты урока по ОРКСЭ в 4 классе

    на тему: «Христианские праздники и таинства»

    Работу выполнила:

    Белова Елена Владимировна, учитель начальных классов

                                                                                                                       МБОУ «Кашкинская НОШ» Тетюшского МР РТ

                                                             

                                                                                       2014 г.    

                                                       

                                                                    АННОТАЦИЯ К УРОКУ

    Данный урок представлен в разделе Христианство.

    На предыдущих уроках изучались темы: «Христианство на Руси и в России», «Христианские святыни».

    Проблема урока:  определение смысла церковных праздников и таинств в жизни христиан, понимание сути церковного богослужения как важных истин христианской культуры и воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности.

    Урок состоит из следующих основных этапов:

    1. Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности
    2. Изучение нового материала
    3. Первичное закрепление
    4. Закрепление изученного материала
    5. Самостоятельная работа
    6. Включение нового знания в систему знаний
    7.  Рефлексия
    8. Домашнее задание

    Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, личностно-ориентированный

    Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная

    ТЕМА УРОКА: Христианские праздники и таинства

    ЦЕЛЬ УРОКА: формирование и систематизация представлений о христианских праздниках и таинствах и развитие системы отношений к христианской культуре в рамках межнациональной и межконфессиональной толерантности.  

    ЗАДАЧИ УРОКА:

    1. Расширить представление обучающихся о многообразии христианских праздников и таинств и об особенности церковного календаря.
    2. Организовать учебно-коллективную совместную деятельность.
    3. Формировать умения анализа информации, выделения главного из текста, обобщения.
    4. Закрепить знания обучающихся о христианских праздниках и таинствах и их сути.
    5. Воспитывать взаимоуважение, межконфессиональную толерантность, бережное отношение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

    ТИП УРОКА: урок первичного изучения и закрепления новых знаний

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    предметные: понимать суть церковного богослужения; знать основные праздники и особенности календаря; понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина;

    метапредметные: смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов;

    личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    РЕСУРСЫ:

    - учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 2012 г., издательство «Русское слово»;

    - компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

    - демонстрационно-раздаточный материал.

       

                                                 

                                                          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Этапы урока и вид деятельности

    Ресурсы

    Вид УД

    Форма организации УД

    Содержание учебного материала

    Формируемые УУД

    I.

    Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности

    Компью-тер, мультимедийный проектор,

    презента-ция

    Определение проблемы, целеполагание

    Фронта-льная

    - Что такое праздник?

    - Зачем людям нужны праздники?

    - Предлагаю по фотографиям определить о каких праздниках пойдет сегодня речь?

    - Сделайте предположение, что мы будем изучать на уроке?

    Какой смысл несут в себе церковные праздники? Что такое таинства и какую роль они играют в жизни христиан? В чем суть церковных богослужений?

    - При помощи каких источников можно узнать больше информации о праздниках и таинствах?

    Регулятивные УУД:

    Постановка учебной задачи

    Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели

    II.

    Изучение нового материала

    Учебник

    Карточки с таблицей

    Карточка с таблицей, где линией соединяют названия и смысл

    Практический поиск, наблюдение, анализ, участие в коллективном обсуждении

    Работа в группах

    Деление класса на 2 группы

    - Прочитайте текст в учебнике, с.59-61

     Задание для 1 группы: составить календарь праздников, заполнив пропуски в таблице (Приложение, задание 1), выяснить особенность церковного календаря;

    Задание для 2 группы: определить понятие таинства, соотнести название таинств и их смысл, заполнив таблицу (Приложение, задание 2).

    Дополнительное задание для обеих групп: составить один вопрос по тексту, с которым работала другая группа.

    Проверка выполнения заданий.

    Познавательные УУД: выделение существенной информации из текста, анализ, поиск информации Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,  умение учитывать позицию собеседника Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция

    Первичное закрепление

    Анализ, решение учебной задачи (УЗ)

    Фронта-льная

    «Мозговой штурм»

    - Где проводятся богослужения у христиан?

    - Что понимается под словом «богослужение»? (Торжественная молитва Богу, которая совершается совместно служителями церкви и прихожанами)

    - Когда проходят особые богослужения? (В дни церковных праздников)

    - Дайте определение  понятиям «Церковные праздники», «подвижные и неподвижные праздники», «таинства».

    - Сколько таинств вы знаете? О каких таинствах вы узнали? (7: 1-крещение, 2-причастие, 3-покаяние, 4-венчание, 5-миропомазание, 6- священство, 7-соборование)

    - Что такое пост и в чем его суть?

    - Что означает понятие «Крестные ходы»?

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    III.

    Закрепление изученного материала, обобщение

    Презентация

    Анализ, решение УЗ, обобщение

    Фронта-льная

    Блиц-турнир

    - Ребята, давайте в виде блиц-турнира назовем известные нам христианские праздники и таинства и их суть. Я кратко суть объясняю праздника или таинства, а вы называете их.

    - Родился Иисус Христос (Рождество)

    - Воскресение Христово  (Пасха)

    -Обряд, символизирующий новую, христианскую жизнь  (Таинство крещения)

    - Праздник, прославляющий Отца, Сына и Святого Духа (Троица)

    - Исповедь священнику в совершенных грехах  (Таинство покаяния)

    - Обряд, совершаемый над молодоженами, вступающими в брак (таинство венчания)

    - Вкушение хлеба и напитка – Святых Даров (таинство причастия)

    Познавательные УУД: Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

    IV.

    1.Самостоятельная работа

    2.Самопроверка

    Анализ, решение УЗ, обобщение

    Индивидуальная

    Коллективная

    игра

    Выступления детей о главном христианском празднике Пасхе и таинстве Венчания

    Раздаются карточки-лото. На них написаны термины урока. Задание: найти в ящичке нужное определение к каждому термину и закрыть окошко карточки-лото.

    Познавательные УУД: адекватно воспринимать и передавать информацию

    Коммуникативные УУД: умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

    Регулятивные УУД

    V.

    Включение нового знания в систему знаний

    Учебный диалог

    Какой смысл несут в себе религиозные праздники и таинства? В чем суть церковных богослужений? К какому выводу мы пришли?

    - Христианские праздники и таинства, также как и праздники других религий, очень важны в жизни верующих, так как учат жить в мире с собой и окружающими людьми, не совершать плохих поступков.

    Суть церковных богослужений – духовно-нравственное очищение, совершенствование человека.

    Мы живем в большом многонациональном государстве, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам, имеющие свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют. И мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур.

    Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий

    Умение делать выводы, обобщения

    Личностные УУД: умение соотносить свое поведение с морально-этическими нормами

    Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    VI.

    Итог урока. Рефлексия

    Смайлики

    солнышки, презентация

    - Чем был полезен для вас сегодняшний урок? Что вы поняли и запомнили на уроке?

    - Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежит солнышко с грустным и веселым (на обороте) выражением лица, поднимите его и покажите мне, с каким настроением вы уйдете с урока.

    Оцените свою работу на уроке:

    - Я все понял, могу объяснить другим  

    - Я понял, но у меня еще есть вопросы    C:\Users\Елена\Desktop\4 смайлика.jpg   

    - Я не понял новый материал    C:\Users\Елена\Desktop\4 смайлика.jpg

    Регулятивные УУД: самооценка

    Личностные УУД: самоопределение, отношение к результатам

    VII.

    Домашнее задание

    1. Расскажите членам семьи и друзьям о христианских праздниках и таинствах.
    2. Найти пословицы и поговорки о праздниках.

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

                                                      Приложение к технологической карте урока «Христианские праздники и таинства»

    Задание 1

    Заполни пропуски в таблице

    Дата

    Название праздника

    Описание праздника, атрибуты

    Особенности

    7 января

    Прославляют рождение Иисуса Христа

    Вифлеемская звезда, пастухи, ангелы, дары

    Неподвижный праздник

    19 января

    7 апреля

    Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о рождении Сына Божия

    __

    Вербное воскресенье

    Подвижный праздник

    __

    Отмечают воскресение Христа после распятия на кресте

    Куличи, крашеные яйца, пасха

    Задание 2.

    Соотнеси понятия при помощи стрелок

    Название таинства

    Суть таинства, описание

    Крещение

    Человек исповедуется в храме священнику в совершенных им грехах, в нарушении Божиих заповедей

    Причастие

    Священнодействие (помазание лба и др. частей тела человека в виде креста освященным ароматическим  маслом - миром) через которое верующему подаются дары Святого духа, укрепляющие его в духовной жизни

    Венчание

    Символизирует начало новой, христианской жизни, троекратное погружение в воду или обливание водой и др.

    Покаяние

    Заключается в помазании тела освящённым елеем, служащим  духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться

    Миропомазание

    Вступление юноши и девушки в брак, создание семьи с благословления Бога, клятва верности друг другу перед Богом, обмен кольцами

    Священство (Рукоположение)

    Вкушение Святых Даров (хлеба и вина) верующими во время Божественной литургии

    Соборование (Елеосвящение)

    Посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Технологическая карта урока для 4-х классов. Раздел " Баскетбол".

    Технологическая карта урока для 4-х классов. Раздел " Баскетбол"....

    Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС

    Методическая разработка -   урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...

    Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).

    Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....

    Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».

    Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"...

    Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

    Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....

    Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 3 класс "Площадь квадрата"

    Актуализировать и закрепить знания о геометрических фигурах, их площадях....

    Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

    Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....