Методическая разработка технологической карты урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: «Христианские праздники и таинства»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Белова Елена Владимировна

                                                                АННОТАЦИЯ К УРОКУ

Данный урок представлен в разделе Христианство.

На предыдущих уроках изучались темы: «Христианство на Руси и в России», «Христианские святыни».

Проблема урока:  определение смысла церковных праздников и таинств в жизни христиан, понимание сути церковного богослужения как важных истин христианской культуры и воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООО «Магистр»

Открытый общероссийский интернет-конкурс

«Основы религиозных культур»

Методическая разработка технологической карты урока по ОРКСЭ в 4 классе

на тему: «Христианские праздники и таинства»

Работу выполнила:

Белова Елена Владимировна, учитель начальных классов

                                                                                                                   МБОУ «Кашкинская НОШ» Тетюшского МР РТ

                                                         

                                                                                   2014 г.    

                                                   

                                                                АННОТАЦИЯ К УРОКУ

Данный урок представлен в разделе Христианство.

На предыдущих уроках изучались темы: «Христианство на Руси и в России», «Христианские святыни».

Проблема урока:  определение смысла церковных праздников и таинств в жизни христиан, понимание сути церковного богослужения как важных истин христианской культуры и воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности.

Урок состоит из следующих основных этапов:

  1. Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности
  2. Изучение нового материала
  3. Первичное закрепление
  4. Закрепление изученного материала
  5. Самостоятельная работа
  6. Включение нового знания в систему знаний
  7.  Рефлексия
  8. Домашнее задание

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, личностно-ориентированный

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная

ТЕМА УРОКА: Христианские праздники и таинства

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование и систематизация представлений о христианских праздниках и таинствах и развитие системы отношений к христианской культуре в рамках межнациональной и межконфессиональной толерантности.  

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Расширить представление обучающихся о многообразии христианских праздников и таинств и об особенности церковного календаря.
  2. Организовать учебно-коллективную совместную деятельность.
  3. Формировать умения анализа информации, выделения главного из текста, обобщения.
  4. Закрепить знания обучающихся о христианских праздниках и таинствах и их сути.
  5. Воспитывать взаимоуважение, межконфессиональную толерантность, бережное отношение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

ТИП УРОКА: урок первичного изучения и закрепления новых знаний

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

предметные: понимать суть церковного богослужения; знать основные праздники и особенности календаря; понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина;

метапредметные: смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов;

личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

РЕСУРСЫ:

- учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 2012 г., издательство «Русское слово»;

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

- демонстрационно-раздаточный материал.

   

                                             

                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Вид УД

Форма организации УД

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

I.

Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности

Компью-тер, мультимедийный проектор,

презента-ция

Определение проблемы, целеполагание

Фронта-льная

- Что такое праздник?

- Зачем людям нужны праздники?

- Предлагаю по фотографиям определить о каких праздниках пойдет сегодня речь?

- Сделайте предположение, что мы будем изучать на уроке?

Какой смысл несут в себе церковные праздники? Что такое таинства и какую роль они играют в жизни христиан? В чем суть церковных богослужений?

- При помощи каких источников можно узнать больше информации о праздниках и таинствах?

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели

II.

Изучение нового материала

Учебник

Карточки с таблицей

Карточка с таблицей, где линией соединяют названия и смысл

Практический поиск, наблюдение, анализ, участие в коллективном обсуждении

Работа в группах

Деление класса на 2 группы

- Прочитайте текст в учебнике, с.59-61

 Задание для 1 группы: составить календарь праздников, заполнив пропуски в таблице (Приложение, задание 1), выяснить особенность церковного календаря;

Задание для 2 группы: определить понятие таинства, соотнести название таинств и их смысл, заполнив таблицу (Приложение, задание 2).

Дополнительное задание для обеих групп: составить один вопрос по тексту, с которым работала другая группа.

Проверка выполнения заданий.

Познавательные УУД: выделение существенной информации из текста, анализ, поиск информации Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,  умение учитывать позицию собеседника Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция

Первичное закрепление

Анализ, решение учебной задачи (УЗ)

Фронта-льная

«Мозговой штурм»

- Где проводятся богослужения у христиан?

- Что понимается под словом «богослужение»? (Торжественная молитва Богу, которая совершается совместно служителями церкви и прихожанами)

- Когда проходят особые богослужения? (В дни церковных праздников)

- Дайте определение  понятиям «Церковные праздники», «подвижные и неподвижные праздники», «таинства».

- Сколько таинств вы знаете? О каких таинствах вы узнали? (7: 1-крещение, 2-причастие, 3-покаяние, 4-венчание, 5-миропомазание, 6- священство, 7-соборование)

- Что такое пост и в чем его суть?

- Что означает понятие «Крестные ходы»?

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

III.

Закрепление изученного материала, обобщение

Презентация

Анализ, решение УЗ, обобщение

Фронта-льная

Блиц-турнир

- Ребята, давайте в виде блиц-турнира назовем известные нам христианские праздники и таинства и их суть. Я кратко суть объясняю праздника или таинства, а вы называете их.

- Родился Иисус Христос (Рождество)

- Воскресение Христово  (Пасха)

-Обряд, символизирующий новую, христианскую жизнь  (Таинство крещения)

- Праздник, прославляющий Отца, Сына и Святого Духа (Троица)

- Исповедь священнику в совершенных грехах  (Таинство покаяния)

- Обряд, совершаемый над молодоженами, вступающими в брак (таинство венчания)

- Вкушение хлеба и напитка – Святых Даров (таинство причастия)

Познавательные УУД: Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

IV.

1.Самостоятельная работа

2.Самопроверка

Анализ, решение УЗ, обобщение

Индивидуальная

Коллективная

игра

Выступления детей о главном христианском празднике Пасхе и таинстве Венчания

Раздаются карточки-лото. На них написаны термины урока. Задание: найти в ящичке нужное определение к каждому термину и закрыть окошко карточки-лото.

Познавательные УУД: адекватно воспринимать и передавать информацию

Коммуникативные УУД: умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Регулятивные УУД

V.

Включение нового знания в систему знаний

Учебный диалог

Какой смысл несут в себе религиозные праздники и таинства? В чем суть церковных богослужений? К какому выводу мы пришли?

- Христианские праздники и таинства, также как и праздники других религий, очень важны в жизни верующих, так как учат жить в мире с собой и окружающими людьми, не совершать плохих поступков.

Суть церковных богослужений – духовно-нравственное очищение, совершенствование человека.

Мы живем в большом многонациональном государстве, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам, имеющие свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют. И мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур.

Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий

Умение делать выводы, обобщения

Личностные УУД: умение соотносить свое поведение с морально-этическими нормами

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI.

Итог урока. Рефлексия

Смайлики

солнышки, презентация

- Чем был полезен для вас сегодняшний урок? Что вы поняли и запомнили на уроке?

- Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежит солнышко с грустным и веселым (на обороте) выражением лица, поднимите его и покажите мне, с каким настроением вы уйдете с урока.

Оцените свою работу на уроке:

- Я все понял, могу объяснить другим  

- Я понял, но у меня еще есть вопросы    C:\Users\Елена\Desktop\4 смайлика.jpg   

- Я не понял новый материал    C:\Users\Елена\Desktop\4 смайлика.jpg

Регулятивные УУД: самооценка

Личностные УУД: самоопределение, отношение к результатам

VII.

Домашнее задание

  1. Расскажите членам семьи и друзьям о христианских праздниках и таинствах.
  2. Найти пословицы и поговорки о праздниках.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

                                                  Приложение к технологической карте урока «Христианские праздники и таинства»

Задание 1

Заполни пропуски в таблице

Дата

Название праздника

Описание праздника, атрибуты

Особенности

7 января

Прославляют рождение Иисуса Христа

Вифлеемская звезда, пастухи, ангелы, дары

Неподвижный праздник

19 января

7 апреля

Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о рождении Сына Божия

__

Вербное воскресенье

Подвижный праздник

__

Отмечают воскресение Христа после распятия на кресте

Куличи, крашеные яйца, пасха

Задание 2.

Соотнеси понятия при помощи стрелок

Название таинства

Суть таинства, описание

Крещение

Человек исповедуется в храме священнику в совершенных им грехах, в нарушении Божиих заповедей

Причастие

Священнодействие (помазание лба и др. частей тела человека в виде креста освященным ароматическим  маслом - миром) через которое верующему подаются дары Святого духа, укрепляющие его в духовной жизни

Венчание

Символизирует начало новой, христианской жизни, троекратное погружение в воду или обливание водой и др.

Покаяние

Заключается в помазании тела освящённым елеем, служащим  духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться

Миропомазание

Вступление юноши и девушки в брак, создание семьи с благословления Бога, клятва верности друг другу перед Богом, обмен кольцами

Священство (Рукоположение)

Вкушение Святых Даров (хлеба и вина) верующими во время Божественной литургии

Соборование (Елеосвящение)

Посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС

Методическая разработка -   урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».

Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"...

Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....

методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Закрепление знаний о правописании окончаний имён прилагательных»

Представлена методическая разработка по русскому языку на тему: "Закрепление знаний и правописании окончаний имён прилагательных"...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...

Методическая разработка "Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Равенство. Неравенство»

Технологическая карта урока математики в 1 классепо теме «Равенство. Неравенство»...