Особенности преподавания ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

В ФГОС учебный предмет  ОРКСЭ определен кака курс,направленный на формирование первоначальных  представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, и стории и современности. Особенности данного курса состоит в том,что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установке личности поступать согласно общественным нормам ,правилам поведения и взаимоотношений в обществе,Таким образом ,изучение предмета направлено на образование ,воспитание  и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_orkse.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания ОРКСЭ

        В федеральном государственном образовательном стандарте учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»   определен как курс ,направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике ,о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том , что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, изучение предмета  ОДНКНР направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Принципы организации обучения

Выделяют следующие педагогические принципы преподавания  ОРКСЭ,ОДНКНР

Культуроведческий

принцип

Принцип природосообразности

Принцип

диалогичности

Принцип

краеведения

Принцип

поступательности

Определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно- прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонациональ-ного государства.

В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей, что позволяет приобщить её  к философской стороне жизни. Вместе с тем важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности.

Поскольку сама российская культура есть диалог  различных культур, то и ознакомления  с ними предполагает  откровенный  и задушевный разговор  о ценностях , представленных как  в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка становится коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для её развития.

Продолжающая социализация пятиклассников проходит в естественной среде, частью которой  является быт, традиции,           этические нормы,

нравственные правила. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов  в данном городе становится основой  формирования системы ценностей ,нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

Принцип обеспечивает постепенность, последователь-ность  и перспективность обучения .При сохранении общей идеи курса  содержание обучения постепенно углубляется  и расширяется, школьники начинают решать более серьёзные  проблемные задачи. Учитель использует основные методы обучения , применяемые в начальной школе , постепенно и достаточно осторожно вводит методику обучения , типичную для основной школы.

           

 

Особенности преподавания  ОРКСЭ,ОДНКНР

в соответствии с принципами организации обучения

  1. В связи с тем, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ в  содержании  ОДНКНР  имеет место быть религоведческий аспект, который необходимо раскрывать с позиции культурологического подхода: раскрытие ценностно-культурных традиций  социокультурных групп (представителей основных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма); формирование умения распознавать и классифицировать различные явления и факты культуры; выявлять и сравнивать существенные общие и отличительные признаки социокультурных феноменов; выделять и описывать нравственные и эстетические составляющие в объектах религиозной культуры; способствовать освоению обучающимися идей и представлений о направлениях духовной жизни, критериев нравственного здоровья человека, формированию системы ценностных ориентаций, позитивных отношений и социально значимых мотивов поведения и деятельности.

2.   Руководствуясь  ФГОС ООО п.11.4ст.2, где определены предметные  результаты предметной области ОДНКНР, а так же Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где духовно-нравственное воспитание определено как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей и обозначено, что носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

      Учителю необходимо выстраивать процесс обучения как процесс усвоения и присвоения обучающимися следующих ценностей: любви к Отчизне, малой родине; уважении традиций своего народа, принятие его этических, нравственных, духовных основ; в том числе и семьи как основы формирования ответственного, уважительного отношения друг к другу, к старшим, бережного отношения к младшим, к роду, родине; через последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

  1. Изучение предметной области ОДНКНР должно быть организовано с учётом возрастных

 особенностей обучающихся, основываясь на деятельностном подходе, с позиции принципа со-бытийности.

      Следовательно, на занятиях предметной области ОДНКНР методы и приёмы обучения должны быть направлены на формирование ценностно-смысловых компетенций обучающегося: нравственных ценностных ориентиров, способности видеть и понимать окружающий мир, способности осознавать свою роль и предназначение с духовно-нравственной позиции, на основании которых выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умение принимать ответственное решение.

    При формировании ценностных ориентиров на уроках важным представляется пробуждать совесть обучающихся, напоминая смысл конкретной ценности, предоставляя ситуацию выбора. С этой позиции можно рекомендовать игровые методики доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой.

   Формированию умения критического осмысления информации способствуют диалоговые формы: этический диалог (методика доктора педагогических наук А.И. Шемшуриной), дискуссии, гостиные мудрости и т.п.

   Способность ориентироваться в окружающем мире с расстановкой ценностных приоритетов, умение принимать ответственное решение развивает проектная и исследовательская деятельность, а также процесс совместной работы в рамках технологии развития критического мышление, участие в олимпиадах, в социальных и культурных практиках, волонтёрском движении.

 Ценностно-смысловые компетенции при обучении отражаются в следующих методических приёмах: работа с персоналиями, смысловое чтение текста с поиском ценностных ориентиров, задания на понимание смысла текста и развитие умения прогнозировать развитие его сюжета, что может стать отражением ценностных ориентиров самих обучающихся, умение задавать

вопросы и делать выводы, опираясь на смысл прочитанного или услышанного текста, видеосюжета, сочинение обучающемся собственного текста, эссе на основе заданного или выработанного с педагогом плана, этической проблемы и т.п.

   В  конструировании занятий с этих позиций можно рекомендовать приёмы педагогической технологии педагога А.А. Гина.

   Принцип со-бытийности (доктор психологических наук В.И Слободчиков)  как со-бытия ориентирует учителя ОДНКНР на активное применение  технологии сотрудничества, сотворчества, привлечение к совместной деятельности родителей.

      Особенное место в формировании духовно-нравственной основы личности с позиции принципа со-бытийности занимает рефлексия как способность акцентирования деятельности и личностного приращения обучающегося. В этом случае результат рефлексирования выступает как характеристика уровня субъектности личности, степени нравственного и духовного развития.

           Учителю предметной области ОДНКНР важно использовать в своей  практике приёмы рефлексии от смыслообразующих теоретических (приёмы:  продолжите предложение: Если бы… ,то я.., для меня сегодня было важно…. т.п., составление синквейна, деаманты и т.п., написание эссе на этическую проблему и т.п.) ,   до практиконаправленных – направленных на приращение личностного опыта в умении выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, например: добровольное участие в акциях, трудовых инициативах, волонтёрском движении и, социальнозначимой деятельности.

При выборе методов и приёмов, рефлексивных моментов необходимо помнить о возрастных

доминантах и ведущего вида деятельности в подростковом возрасте.

     С позиции психологии развития у подростка

  • сверстник выступает как объект и субъект отношений, взрослый – как  старший соратник,
  • ведущей деятельностью является общение,

-проблема поиска подростка

- самоопределение себя в системе отношений, профессиональный выбор, автономность,

-психологические новообразования: чувство взрослости, рефлексия,    

        -формирование системы ценностей, логического интеллекта, дедуктивного мышления, самостоятельность, и как результат развития: формирование системы «я» развитие  самосознания, развитие мировоззрения и философского мышления, формирование системы теоретических знаний.

    В ряде ведущих педагогических школ современной науки раскрывается данный подход, учителю необходимо  обратить  внимание на Школу доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой. Н.Е. Щуркова даёт следующую схему восхождения школьника в социально-личностном осмыслении ценностного содержания жизни через возрастные доминантные ценности и направленность: 5-6 класс – Человек; 7-8 класс – Общество; 9 класс – Жизнь.

       Ценности выступают в качестве доминантной задачи возрастного этапа школьника. Для

 младшего подросткового периода итоговым воспитательным результатом должна стать привычная ценностная ориентация на Человека и готовность содействовать благу Человека.

          Старшему подростковому периоду, учитывая притязание на взрослость и поиск своей социальной роли в группе, социально значимой становится ценность «Общество». Итоговый личностный результат – признание законов общества, умение сотрудничать в группе, сопереживание и посильное содействие интересам общества.

      При  учете становления мировоззрения девятиклассника, эта идея воплощается в

категории «Жизнь». Итоговым новообразованием девятиклассника является Образ жизни как философическое представление и идеальная модель достойной человека жизни.

    Подводя итоги вышесказанному, хочется обратить внимание на соблюдение и руководство

нормативно-правовой базой при реализации предметной области ОДНКНР, на факт преемственности в изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР, учёте региональных, национальных и этнокультурных особенностей  Санкт-Петербурга.

     Программа  ОДНКНР должны быть сконцентрирована: на базовых национальных

ценностях, социально-культурологических нормах жизни современного человека, она должна быть практик  ориентирована, учитывать социально-психологические особенности обучающихся, обеспечить участие родителей (законных представителей)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

Презентация "Особенности преподавания в первом классе при реализации ФГОС НОО"

К данной презентации прилагается текст доклада по теме....

Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/

Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе....

Статья "Особенности методики преподавания ОРКСЭ модуль «Светская этика»

Предмет ОРКСЭ имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и делает упор на воспитание в школьнике нрав­ственных ценностей, гуманизма и духовных традиций. Изучени...

Особенности преподавания курса ОРКСЭ

Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало со стороны родителей множество опасений. Они не понимали, для чего это необходимо детям и что они будут делать.Необходимо уже в конце 3 класса провести родительско...