Методическая разработка по теме: «Православный праздник – Пасха»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

В данная разработка поможет в проведении урока по ОРКСЭ 4 класс, по теме "Православный праздник  - Пасха". В разработке есть задания, которые помогут сделать урок  интересным, познавательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г.Меленки

Методическая разработка по теме:

«Православный праздник – Пасха»

(4 класс, 1 год)

Чванова Светлана Владиславовна

учитель начальных классов

г. Меленки 2018г.

Урок  ОРКСЭ в 4 классе по модулю: «Основы православной  культуры»

Тема: «Православный праздник - Пасха»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев  Москва «Просвещение» - 2013

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: творческая мастерская.

Цель урока: создать условия для формирования представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных  христиан.

Задачи урока:

 ​ содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.

​ ознакомить учащихся с православным праздником – Пасха, с новыми терминами и понятиями;

​ развить умения сравнивать, анализировать, находить отличия;

​ воспитать уважительное отношение к народным традициям, праздникам;

​ организовать работу творческой мастерской по разукрашиванию пасхального яйца.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с кроссвордом, самостоятельная работа с источниками информации, выполнения творческих заданий.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формирования УУД:

  • познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; умение объяснять смысл понятий; поиск способов решения проблемы; произвольное и осознанное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; понимать информацию представленную в виде схем.
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий; определение правил составления синквейна; понимать цель выполняемых действий.
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; самостоятельно составлять вопросы по теме; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
  • личностные: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; установление взаимосвязи слова Пасха и Иисуса Христа; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций; формировать навыки творческой деятельности; личностное самоопределение.

создать условия для формирования представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных

христиан. 

Ход урока.

I. Организационный  момент.

- Добрый день!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? Садитесь!

II.Актуализация знаний.

-Ребята повторим изученный материал, проведём игру «Да» или «Нет».

Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа? (да)

Христианство – это учение Иисуса Христа?  (да)

Библия – это документ? (нет)

Апостолы – это люди,  работающие на заводе?   (нет)

Нагорная проповедь – это проповедь,  которая была произнесена с небольшой горы?  (да)

Голгофа – это гора на окраине Иерусалима? (да)

Распятие – это страшная казнь? (да)

Иисуса Христа распяли на кресте? (да)

История Христа заканчивается его казнью? (нет)

-Вы, молодцы! Справились с заданием. А сейчас мы отправимся в новое путешествие за знаниями.

-Ребята, вы любите праздники?  Что происходит  хорошего с человеком  в праздник? (ответы детей)

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (предположения детей).

-Правильно! О празднике. Каждое время года сопровождают свои праздники. Зима – Новый год, Рождество, Масленица.

-А какие весенние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, для православных весна – особенное время года. Ведь именно весной, в апреле месяце, когда в природе начинает всё оживать, мы будем праздновать самый главный, самый радостный православный праздник. А вот какой, вы узнаете, прочитав стихотворение в учебнике на странице 30. (дети читают стихотворение)

-Итак, какой это православный праздник?

-Верно. Это Пасха.

- Какие слова и словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите слово «Пасха»?

-Можете ли вы, дать, ответна вопрос: Что такое Пасха?, Назвать традиции и символы праздника?, Почему слова Пасха связано с жизнью Иисуса Христа? (ответы детей)

-Ребята, какие задачи урока мы можем перед собой поставить?

Определение задач урока: (учитель корректирует вопросы предложенные учениками)

1.Узнать, что такое «Пасха Христова»

2.Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос.

3.Узнать традиции и символы праздника.

4. Выполнить творческое задание.

III.Изучение нового материала.

Рассказ учителя – дискуссия.

Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков), чтобы мы могли после смерти попасть на небо. Он много ходил по своей стране, говорил людям о Боге, любви, пути к жизни вечной, являл чудеса, исцеляя больных. Он мог даже воскрешать мертвых, предвидеть будущее, ведь Иисус был сыном Божиим.

Многие  верили ему, люди даже хотели, чтобы он стал их царем, были у Иисуса и ученики. Цари боялись, что Он отнимет у них власть и поэтому  ненавидели его, мечтали от него избавиться. Но они не знали Его.

Кто был послан Богом на землю? Для чего?

Среди учеников Иисуса Христа был такой, который больше всего на свете ценил деньги. Звали его Иуда. Он решил указать на Иисуса злодеям, чтобы получить за это вознаграждение. Иуда подошел к Учителю и поцеловал Его. Это был знак для злодеев, и они схватили Иисуса. А Иуде заплатили за предательство 30 серебряных монет.

Как звали ученика Иисуса, который больше всего ценил деньги? Что он сделал?

Иисуса допрашивали, пытали, издевались над Ним. Хотели, чтобы Он отказался от всех своих слов, но Сын Божий стойко терпел жестокие мучения. Наконец, Его было решено казнить, причем, самой страшной казнью того времени, которой подвергали только самых опасных преступников. Этой  казнью было распятие человека на кресте.

Что произошло с Иисусом?

Иисуса Христа казнили в пятницу на горе Голгофа. Над ним смеялись, но Он, распятый на кресте, никого не осудил. Даже в такой ситуации Он был смирен и кроток.  В момент Его смерти дрогнула земля, посыпались скалы. Это самый скорбный день в году для христиан, называют его Страстной Пятницей.

В какой день казнили Иисуса Христа? Как называют скорбный день христиане?  Где произошла казнь?

Его ученики забрали тело Учителя и, обвив Его плащаницей, положили в пещеру, в высеченный из камня гроб. Но прислужники жестокого иудейского царя к дверям пещеры привалили камень и поставили стражу. Но здесь они просчитались. Нипочем оказались Божьему Сыну каменные глыбы. Рано утром в первый день после субботы Иисус воскрес! Ангел отвалил  камень, а стражники со страху сбежали.

Как называется ткань которой обвили тело? Что произошло с Иисусом? Кто ему помог?

В воскресенье утром к гробу Господню пришли женщины, увидев отваленный камень, они удивились. Но Ангел объявил им радостную новость о чудесном воскресении Христа. Женщины (жены-мироносицы) возвестили радостную весть апостолам. Не все в это поверили. Тогда Господь стал являться своим ученикам, чтобы удостоверить свое воскресение. Так длилось 40 дней.

Сколько дней являлся Господь своим ученикам?

Мария Магдалина решила сообщить о воскресении Иисуса Христа римскому императору. Она взяла для него подарок — куриной яйцо, которое в те времена символизировало возрождение новой жизни и чудо. Но Тиберий рассмеялся ей в лицо: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». И в тот час же яйцо покраснело, — Воистину воскрес! — воскликнул изумленный император.

Что принесла Мария Магдалина римскому императору?

Вот откуда взялась традиция красить яйца. В старину их красили именно в красный цвет, что также символизировало кровь Христа, и только со временем яйца стали не только красить (причем, в разные цвета), но и расписывать, украшать разными способами, что отражает радость, которую несет христианам Пасха. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются

 с фантазией, выдумкой.  Писались яйца кисточкой, куриным пером и даже пальцами.  В зависимости от способов окраски яйца бывают:

"Крашенка" - яйца, окрашенные в один цвет;

"Крапанка" - яйца с красочными пятнами, расположенными на фоне другого цвета;

"Рисованка" - яйца, раскрашенные кистью от руки;

"Писанка" - яйца, расписанные орнаментом, сочетающим растительные и геометрические элементы.

"Яйчата" - деревянные яйца

Люди задолго начинают готовиться к Пасхе. В память о терпении Иисуса, о том, как он, 40 дней провел в пустыне, где ничего не ел, боролся с различными искушениями, верующие взрослые люди, которые хотят доказать свою веру, держат строгий Пост, то есть употребляют в пищу очень ограниченный круг продуктов. В основном это фрукты, овощи и хлеб.

Но время Поста это не только воздержание от пищи. Люди много размышляют, молятся, стараются не грешить, жить в мире и согласии с близкими и другими людьми, не развлекаться, работать. За время Поста люди очищаются, духовно обогащаются и приближаются к Господу. Только те люди, у которых дух сильнее тела способны на такое.

Что такое пост?

В последнюю неделю перед светлым праздником Пасхи люди тщательно убирают свои жилища, украшают цветами, красят яйца и начинают готовить пасхальную пищу. Традиционным пасхальным блюдом является пасха – это творог со сметаной или сливками, спрессованный в виде усеченной пирамидки. На боковых ее сторонах изображается крест и буквы «ХВ», что означает Христос  Воскрес.
Кулич – это сладкий, сдобный, пасхальный хлеб. Для его приготовления тесто замешивают в ночь с четверга на пятницу. В пятницу, вспоминая о страшной смерти Господа на кресте, люди не занимаются мирскими делами. В субботу в Церкви освящают яйца и другие кушанья: куличи, масло, сыр, которые символизируют благополучие, плодородие.

Как готовятся люди к празднику?

Развлечением простого народа нам кажутся не понятными, но все же интересно представить их.  Всю Светлую седмицу разрешалось посещать колокольню и звонить в колокола.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего – катание яиц по земле или со специальных лотков, а также “битки” – битье крашеными яйцами. Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.

Назовите пасхальные развлечения?

IV. Первичное закрепление

-Вспомните всё, о чём мы с вами говорили на уроке и отгадайте кроссворд.

Самостоятельная работа

Дети отгадывают кроссворд «Пасха»

По горизонтали:

3. Что возложили воины на голову Иисуса? (венец)

4. Кто отвалил камень от гроба Иисуса и сидел на нем?(ангел)  

5. Имя матери Иисуса (Мария)

7. "...  Воскресе!" (Христос)

8. Название холма, на котором распяли Иисуса (Голгофа)

9. Название последней трапезы Иисуса со своими учениками (вечеря)

11. Яйца, окрашенные в один цвет. (крашенка)

12. Ткань, в которую был завернут Иисус после распятия. (плащаница)

14. Ими Иисус был прибит к кресту. (гвозди)

16. Одно из пасхальных развлечений (качели)

По вертикали:

1.В какой день недели празднуется Пасха? (воскресенье)

2. Как еще называется крашенное расписное яйцо? (писанки)

6. Он предал Иисуса за 30 серебрянников (иуда)

10. На нем распяли Иисуса (крест)

13. Выпечка, которую по традиции готовят на Пасху. (кулич)

15. Сладкое кушанье из творога. (пасха)

https://learningapps.org/4647064

https://learningapps.org/view4647064

V. Включение в систему знаний и повторение.

 1.Работа с учебником

Знакомство со статьёй учебника страницы 28-31. (Работа в парах. Ответить на вопросы и задания учебника.)

2. Составление синквейна

-Сегодня вы много узнали о празднике Пасха. Попробуйте составить синквейн на тему «Пасха». Дети зачитывают составленные синквейны.

Правила:

1строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3строка – три глагола ,описывающие действия в рамках темы.

4строка – фраз, несущая определённый смысл.

5строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

 Пример:

Пасха.

Светлая, радостная

Любить, смеяться, верить

Утверждает веру в христа

Радость.

-Молодцы! Вы справились с заданиями.

VI.Подведение итогов

-Ребята давайте вернёмся к нашим задачам урока. Всё ли мы с вами выполнили и на все ли поставленные вопросы ответили.

Ответы детей.

VII.Творческая работа учащихся.

-Сегодня на уроке мы узнали множество способов окраски яиц. Давайте

 с вами попробуем сейчас  раскрасить пасхальные яйца (это могут быть деревянные заготовки или  бумажнае)

-По русскому обычаю нельзя гостей без подарка провожать. У вас на столах заготовки пасхальных яиц, украсьте их и подарите гостям или друг другу. Ведь яйцо – это символ жизни. (дети делают подарки)

VIII.Рефлексия.

-У вас на партах лежат смайлики, выберите смайлик, определяющий ваше настроение в конце урока.

-Спасибо! Мне бы хотелось закончить наш урок под колокольный звон, так как на Руси в праздничную неделю повсюду слышен колокольный звон.

Ученик читает стихотворение

Пасху радостно встречаем

И поем:  «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»

Чередой проходят годы
Под лазурностью небес.
И поют везде народы:
«Он воистину воскрес!»

Всюду радость и объятья:
«Брат, сестра, Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья:
Он воистину воскрес!»

(В.Кузьменков)

IX. Домашнее задание.

Дети самостоятельно выбирают задание:

  1. Составить небольшой рассказ о семейных традициях празднования праздника.
  2. Подготовить рецепт приготовления пасхи и куличей.
  3. Нарисовать рисунок по теме.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г.Меленки

Методическая разработка по теме:

«Православный праздник – Пасха»

(4 класс, 1 год)

Чванова Светлана Владиславовна

учитель начальных классов

г. Меленки 2018г.

Урок  ОРКСЭ в 4 классе по модулю: «Основы православной  культуры»

Тема: «Православный праздник - Пасха»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев  Москва «Просвещение» - 2013

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: творческая мастерская.

Цель урока: создать условия для формирования представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных  христиан.

Задачи урока:

 ​ содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.

​ ознакомить учащихся с православным праздником – Пасха, с новыми терминами и понятиями;

​ развить умения сравнивать, анализировать, находить отличия;

​ воспитать уважительное отношение к народным традициям, праздникам;

​ организовать работу творческой мастерской по разукрашиванию пасхального яйца.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с кроссвордом, самостоятельная работа с источниками информации, выполнения творческих заданий.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формирования УУД:

  • познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; умение объяснять смысл понятий; поиск способов решения проблемы; произвольное и осознанное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; понимать информацию представленную в виде схем.
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий; определение правил составления синквейна; понимать цель выполняемых действий.
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; самостоятельно составлять вопросы по теме; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
  • личностные: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; установление взаимосвязи слова Пасха и Иисуса Христа; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций; формировать навыки творческой деятельности; личностное самоопределение.

создать условия для формирования представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных

христиан. 

Ход урока.

I. Организационный  момент.

- Добрый день!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? Садитесь!

II.Актуализация знаний.

-Ребята повторим изученный материал, проведём игру «Да» или «Нет».

Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа? (да)

Христианство – это учение Иисуса Христа?  (да)

Библия – это документ? (нет)

Апостолы – это люди,  работающие на заводе?   (нет)

Нагорная проповедь – это проповедь,  которая была произнесена с небольшой горы?  (да)

Голгофа – это гора на окраине Иерусалима? (да)

Распятие – это страшная казнь? (да)

Иисуса Христа распяли на кресте? (да)

История Христа заканчивается его казнью? (нет)

-Вы, молодцы! Справились с заданием. А сейчас мы отправимся в новое путешествие за знаниями.

-Ребята, вы любите праздники?  Что происходит  хорошего с человеком  в праздник? (ответы детей)

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (предположения детей).

-Правильно! О празднике. Каждое время года сопровождают свои праздники. Зима – Новый год, Рождество, Масленица.

-А какие весенние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, для православных весна – особенное время года. Ведь именно весной, в апреле месяце, когда в природе начинает всё оживать, мы будем праздновать самый главный, самый радостный православный праздник. А вот какой, вы узнаете, прочитав стихотворение в учебнике на странице 30. (дети читают стихотворение)

-Итак, какой это православный праздник?

-Верно. Это Пасха.

- Какие слова и словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите слово «Пасха»?

-Можете ли вы, дать, ответна вопрос: Что такое Пасха?, Назвать традиции и символы праздника?, Почему слова Пасха связано с жизнью Иисуса Христа? (ответы детей)

-Ребята, какие задачи урока мы можем перед собой поставить?

Определение задач урока: (учитель корректирует вопросы предложенные учениками)

1.Узнать, что такое «Пасха Христова»

2.Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос.

3.Узнать традиции и символы праздника.

4. Выполнить творческое задание.

III.Изучение нового материала.

Рассказ учителя – дискуссия.

Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков), чтобы мы могли после смерти попасть на небо. Он много ходил по своей стране, говорил людям о Боге, любви, пути к жизни вечной, являл чудеса, исцеляя больных. Он мог даже воскрешать мертвых, предвидеть будущее, ведь Иисус был сыном Божиим.

Многие  верили ему, люди даже хотели, чтобы он стал их царем, были у Иисуса и ученики. Цари боялись, что Он отнимет у них власть и поэтому  ненавидели его, мечтали от него избавиться. Но они не знали Его.

Кто был послан Богом на землю? Для чего?

Среди учеников Иисуса Христа был такой, который больше всего на свете ценил деньги. Звали его Иуда. Он решил указать на Иисуса злодеям, чтобы получить за это вознаграждение. Иуда подошел к Учителю и поцеловал Его. Это был знак для злодеев, и они схватили Иисуса. А Иуде заплатили за предательство 30 серебряных монет.

Как звали ученика Иисуса, который больше всего ценил деньги? Что он сделал?

Иисуса допрашивали, пытали, издевались над Ним. Хотели, чтобы Он отказался от всех своих слов, но Сын Божий стойко терпел жестокие мучения. Наконец, Его было решено казнить, причем, самой страшной казнью того времени, которой подвергали только самых опасных преступников. Этой  казнью было распятие человека на кресте.

Что произошло с Иисусом?

Иисуса Христа казнили в пятницу на горе Голгофа. Над ним смеялись, но Он, распятый на кресте, никого не осудил. Даже в такой ситуации Он был смирен и кроток.  В момент Его смерти дрогнула земля, посыпались скалы. Это самый скорбный день в году для христиан, называют его Страстной Пятницей.

В какой день казнили Иисуса Христа? Как называют скорбный день христиане?  Где произошла казнь?

Его ученики забрали тело Учителя и, обвив Его плащаницей, положили в пещеру, в высеченный из камня гроб. Но прислужники жестокого иудейского царя к дверям пещеры привалили камень и поставили стражу. Но здесь они просчитались. Нипочем оказались Божьему Сыну каменные глыбы. Рано утром в первый день после субботы Иисус воскрес! Ангел отвалил  камень, а стражники со страху сбежали.

Как называется ткань которой обвили тело? Что произошло с Иисусом? Кто ему помог?

В воскресенье утром к гробу Господню пришли женщины, увидев отваленный камень, они удивились. Но Ангел объявил им радостную новость о чудесном воскресении Христа. Женщины (жены-мироносицы) возвестили радостную весть апостолам. Не все в это поверили. Тогда Господь стал являться своим ученикам, чтобы удостоверить свое воскресение. Так длилось 40 дней.

Сколько дней являлся Господь своим ученикам?

Мария Магдалина решила сообщить о воскресении Иисуса Христа римскому императору. Она взяла для него подарок — куриной яйцо, которое в те времена символизировало возрождение новой жизни и чудо. Но Тиберий рассмеялся ей в лицо: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». И в тот час же яйцо покраснело, — Воистину воскрес! — воскликнул изумленный император.

Что принесла Мария Магдалина римскому императору?

Вот откуда взялась традиция красить яйца. В старину их красили именно в красный цвет, что также символизировало кровь Христа, и только со временем яйца стали не только красить (причем, в разные цвета), но и расписывать, украшать разными способами, что отражает радость, которую несет христианам Пасха. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются

 с фантазией, выдумкой.  Писались яйца кисточкой, куриным пером и даже пальцами.  В зависимости от способов окраски яйца бывают:

"Крашенка" - яйца, окрашенные в один цвет;

"Крапанка" - яйца с красочными пятнами, расположенными на фоне другого цвета;

"Рисованка" - яйца, раскрашенные кистью от руки;

"Писанка" - яйца, расписанные орнаментом, сочетающим растительные и геометрические элементы.

"Яйчата" - деревянные яйца

Люди задолго начинают готовиться к Пасхе. В память о терпении Иисуса, о том, как он, 40 дней провел в пустыне, где ничего не ел, боролся с различными искушениями, верующие взрослые люди, которые хотят доказать свою веру, держат строгий Пост, то есть употребляют в пищу очень ограниченный круг продуктов. В основном это фрукты, овощи и хлеб.

Но время Поста это не только воздержание от пищи. Люди много размышляют, молятся, стараются не грешить, жить в мире и согласии с близкими и другими людьми, не развлекаться, работать. За время Поста люди очищаются, духовно обогащаются и приближаются к Господу. Только те люди, у которых дух сильнее тела способны на такое.

Что такое пост?

В последнюю неделю перед светлым праздником Пасхи люди тщательно убирают свои жилища, украшают цветами, красят яйца и начинают готовить пасхальную пищу. Традиционным пасхальным блюдом является пасха – это творог со сметаной или сливками, спрессованный в виде усеченной пирамидки. На боковых ее сторонах изображается крест и буквы «ХВ», что означает Христос  Воскрес.
Кулич – это сладкий, сдобный, пасхальный хлеб. Для его приготовления тесто замешивают в ночь с четверга на пятницу. В пятницу, вспоминая о страшной смерти Господа на кресте, люди не занимаются мирскими делами. В субботу в Церкви освящают яйца и другие кушанья: куличи, масло, сыр, которые символизируют благополучие, плодородие.

Как готовятся люди к празднику?

Развлечением простого народа нам кажутся не понятными, но все же интересно представить их.  Всю Светлую седмицу разрешалось посещать колокольню и звонить в колокола.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего – катание яиц по земле или со специальных лотков, а также “битки” – битье крашеными яйцами. Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.

Назовите пасхальные развлечения?

IV. Первичное закрепление

-Вспомните всё, о чём мы с вами говорили на уроке и отгадайте кроссворд.

Самостоятельная работа

Дети отгадывают кроссворд «Пасха»

По горизонтали:

3. Что возложили воины на голову Иисуса? (венец)

4. Кто отвалил камень от гроба Иисуса и сидел на нем?(ангел)  

5. Имя матери Иисуса (Мария)

7. "...  Воскресе!" (Христос)

8. Название холма, на котором распяли Иисуса (Голгофа)

9. Название последней трапезы Иисуса со своими учениками (вечеря)

11. Яйца, окрашенные в один цвет. (крашенка)

12. Ткань, в которую был завернут Иисус после распятия. (плащаница)

14. Ими Иисус был прибит к кресту. (гвозди)

16. Одно из пасхальных развлечений (качели)

По вертикали:

1.В какой день недели празднуется Пасха? (воскресенье)

2. Как еще называется крашенное расписное яйцо? (писанки)

6. Он предал Иисуса за 30 серебрянников (иуда)

10. На нем распяли Иисуса (крест)

13. Выпечка, которую по традиции готовят на Пасху. (кулич)

15. Сладкое кушанье из творога. (пасха)

https://learningapps.org/4647064

https://learningapps.org/view4647064

V. Включение в систему знаний и повторение.

 1.Работа с учебником

Знакомство со статьёй учебника страницы 28-31. (Работа в парах. Ответить на вопросы и задания учебника.)

2. Составление синквейна

-Сегодня вы много узнали о празднике Пасха. Попробуйте составить синквейн на тему «Пасха». Дети зачитывают составленные синквейны.

Правила:

1строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3строка – три глагола ,описывающие действия в рамках темы.

4строка – фраз, несущая определённый смысл.

5строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

 Пример:

Пасха.

Светлая, радостная

Любить, смеяться, верить

Утверждает веру в христа

Радость.

-Молодцы! Вы справились с заданиями.

VI.Подведение итогов

-Ребята давайте вернёмся к нашим задачам урока. Всё ли мы с вами выполнили и на все ли поставленные вопросы ответили.

Ответы детей.

VII.Творческая работа учащихся.

-Сегодня на уроке мы узнали множество способов окраски яиц. Давайте

 с вами попробуем сейчас  раскрасить пасхальные яйца (это могут быть деревянные заготовки или  бумажнае)

-По русскому обычаю нельзя гостей без подарка провожать. У вас на столах заготовки пасхальных яиц, украсьте их и подарите гостям или друг другу. Ведь яйцо – это символ жизни. (дети делают подарки)

VIII.Рефлексия.

-У вас на партах лежат смайлики, выберите смайлик, определяющий ваше настроение в конце урока.

-Спасибо! Мне бы хотелось закончить наш урок под колокольный звон, так как на Руси в праздничную неделю повсюду слышен колокольный звон.

Ученик читает стихотворение

Пасху радостно встречаем

И поем:  «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»

Чередой проходят годы
Под лазурностью небес.
И поют везде народы:
«Он воистину воскрес!»

Всюду радость и объятья:
«Брат, сестра, Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья:
Он воистину воскрес!»

(В.Кузьменков)

IX. Домашнее задание.

Дети самостоятельно выбирают задание:

  1. Составить небольшой рассказ о семейных традициях празднования праздника.
  2. Подготовить рецепт приготовления пасхи и куличей.
  3. Нарисовать рисунок по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час во 2 классе на тему "Православные праздники. Святая Пасха".

классный час посвященный первоначальным представлениям о православном празднике Пасха....

Православный праздник "Пасха"

Целью проведения праздника является ознакомление детей с православным праздником,  народными традициями,  а также объяснение значения  Пасхи для всех православных христиан. ...

Разработка урока "Основы православной культуры" Пасха

Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре....

Методическая разработка по теме: Сценарий праздника "Осень - славная пора!"

Сценарий праздника  для  1 класса. Включает в себя стихи, танцы, игры, песни, частушки и инсценировки....

Православный праздник "Пасха - праздник праздников!"

Праздник православного праздника - Пасха....

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...