Сценарий урока по ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Рашкевичус Татьяна Александровна

данный сценарий был  проведен в 4 классе. Материал использован в конкурсе методических разработок на областном конкурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_urok.doc803.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рашкевичус Татьяна  Александровна, учитель начальных классов

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г.Макарова» Сахалинской области

Предмет: основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: основы православной культуры.

Урок №8

Тема: Пасха

Цель урока : формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

Задачи:

  • познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пробудить интерес к старинным русским обрядам и пасхальным традициям;
  • развивать духовные качества личности ребёнка через знакомство с историей празднования Светлого Христова воскресенья;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля ,умение работать в группе, любовь к Родине , уважение к религиозным и культурным традициям своего народа.

Оборудование: видео, мультимедиа проектор, презентация, бумага для письма и рисования, цветные карандаши.

Структура урока:

I.Организационный момент

II. Целеполагание

III. Основная часть.

  1. Выразительное чтение
  2. Поиск информации, работа с источниками.
  3. Традиции праздника
  4. Творческая работа
  5. Разучивание пасхальных игр

IV. Рефлексия.

Содержание этапов урока

I.Организационный момент:

Подготовка к восприятию:

  • Какие христианские  праздники вы знаете?
  • Какие из них ваши любимые

Учитель: Я предлагаю вам выполнить задание и узнать, какой праздник является одним из самых любимых праздников всех христиан.

Задание для определения темы урока:

Учитель: Отгадайте загадки , возьмите первые буквы первых слов и вставьте в синие квадраты.

Семь недель мы готовились к светлому дню

Это строгое время, срок довольно не прост.

Мы не только своё изменили меню,

Свою душу и тело очищаем в …… ПОСТ

Когда ее зажгут под образами,

Она заплачет тихими слезами.

Слеза её светла и горяча

То белая  пасхальная ……. СВЕЧА

Друг друга поздравляют

И всем не надоест.

Сегодня говорить …… Христос Воскрес

п

с

х

Учитель: добавьте гласную, чтобы получилось слово. Это ПАСХА , самый светлый и всеми любимый праздник, он и будет сегодня главным на нашем уроке.

( звучит Пасхальный Гимн, во время которого ребята проходят по кругу и занимают свободные места, разделившись на 5 звеньев_)

II. Целеполагание:

Учитель:  Ребята, давайте сегодня вспомним все, что знаем об этом празднике, откроем новые знания и найдем им применение в жизни. Для этой работы выберите у себя сами звеньевого, который будет отвечать за работу всей группы.

Этап 1 : прочитать выразительно две строчки стихотворения:

1 группа

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

2 группа

Заря глядит уже с небес….

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3 группа

С полей уж снят покров снегов

И руки рвутся из оков

4 группа

И зеленее ближний лес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

5 группа

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Все вместе

Весна идёт полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Учитель: Много поэтов посвятили свои произведения этому празднику, сейчас вы прочитали стихотворение А. Майкова «Христос воскрес». Это не случайно, этот праздник занимает в душе каждого человека особое место, а почему, вы сейчас сами друг другу и расскажете.

У вас в группах есть информация о Пасхе, используя учебник,с.27-32, вам необходимо найти и ответить на вопрос, который дан на втором этапе.

Этап 2: найти нужную информацию из энциклопедии, словаря, статьи в журнале и ответить на поставленный вопрос

1 группа

Как на Руси принято встречать Пасху?

2 группа

Как появилась традиция красить яйца?

3 группа

Почему все верующие называют этот день праздником всех праздников?

4группа

В чём состоит христианский пост?

5 группа

Как определяется дата празднования Пасхи?

Учитель: вы сейчас обменялись важной информацией, получили новые знания и закрепили те, которые имели, постарайтесь не забыть то, что сейчас открыли для себя.

Действительно, Пасха очень важный праздник всех христиан. И празднуется он очень давно, поэтому уже сложились традиции, которые соблюдались и соблюдаются сейчас, они передаются из поколения в поколение нашими предками,  и  мы обязаны их донести до будущих поколений.

Этап 3 : каждая группа по очереди подходит к пасхальной коробочке , достаёт два листочка, готовится и  хором зачитывает традицию этого праздника:

Традиции

1.

Пасхе предшествует семинедельный Великий Пост. Основным правилом  Великого поста  является уделение большого внимания духовному росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только  постную пищу – каши, чёрный хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи.

2.

В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году – пасхальный кулич, творожнуюпаску.

3.

С вечера Пасхи, по традиции, начинаются массовые, народные гуляния и длятся целую неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались, чтобы стол был обильным.

4

К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображение барашка было символом, который напоминал о жертвенной  гибели Христа.

5

На Пасху принято «христосоваться» - троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником Пасхи, говоря при этом «Христос Воскрес! – Воистину Воскрес!»

6

Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свои жилища, мылись в бане, иногда купались в проруби – для того, чтобы избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней): окружали дом магическим кругом ( объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом)

7

В Великий четверг молодые девушки стригли кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день постригали первый раз младенцев.

8

В России непременной традицией были игры с яйцами – катание и битьё.

9.

В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые люди собираются в храмах на молитву.

10.

Только в этот день на столе во всех домах можно увидеть крашеные яйца.

Учитель:

Вы сейчас озвучили  традиции этого праздника, некоторые из них вам были знакомы, какие то прозвучали для вас впервые.

  • А кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет?

Учитель: Обычай дарить друг другу на пасху крашеные яйца появился ещё в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора. Приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным» тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидельствуя истинность христианской веры.

Впоследствии употребление крашеных яиц стало всеобщим христианским обычаем. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая  от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького жёлтого цыплёночка. Пасхальное яйцо своим красным цветом напоминает нам о бесценной крови Спасителя, пролитой во спасение наших душ.

Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами, и из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц. Я предлагаю вам посмотреть презентацию ( приложение 2) о способах раскрашивания, в которых рассказывается об одном из способов расписывания яиц.

Этап 4 : у вас на столах лежат конверты, ваша задача: изучить представленный вам способ , расписать яйцо этим способом и рассказать об особенностях вашего варианта раскрашивания пасхальных яиц.

1группа

Крашенки

2 группа

Писанки

3 группа

Драпанки

4 группа

Рисованки

5 группа

Крапанки

Учитель:

Вы большие молодцы, но сейчас мы с вами живём в XXI веке и нам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек, которые без особого труда помогают нам справиться с этой задачей. Однако,  сегодня вы узнали  пять вариантов окрашивания яиц, возможно, они вам пригодятся в подготовке домашнего праздника.

Образцы раскрашивания пасхальных яиц.

крашенки

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/04/027-580x386.jpg

писанки

       http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/04/20090406-osterei.jpg

драпанки

Драпанка - пасхальное яйцо

рисовалки

http://ozpics.ru/images/3325358_pashalnoe-yaico-png.jpg

крапанки

http://www.siniykit.kiev.ua/wp-content/uploads/2016/03/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.jpg

(Дети выполняют творческую работу по группам, презентуют свои работы , рассказывают о каждом способе окрашивания яиц.)

Этап 5:как и всякий большой праздник , к тому же длящийся неделю, пасха сопровождается играми и развлечениями. Я предлагаю вам сейчас поработать в своих группах, изучить одну игру, рассказать о ней и, научить всех -играть в неё.

1 группа

Игра «Горка». Дети по очереди скатывают свои крашенки с горки. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель.

2 группа

Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

3 группа

Игра «Битки». Играющие выкрикивают «Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни!» Игроки бьют яйцами любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, то проиграл. Победивший забирает яйцо у проигравшего.

4 группа

«Яичко – пазл»

 Суть её в том, что раскрашенные шаблоны писанок разрезаются на несколько частей, а части перемешиваются между собой. Задача участников — найти все части одной писанки и собрать ее. Конкурс проводится на скорость — кто быстрее соберет пазл. Из реквизита к данному конкурсу понадобятся только ножницы, чтобы разрезать шаблоны на части.

 

5 группа

Пасхальная эстафета

Вариантов пасхальной эстафеты может быть очень много, главное, чтобы в ней фигурировали яйца, куличи, кролики и прочие предметы, ассоциирующиеся с этим светлым днем.

Вот несколько способов провести эстафету на Пасху:

Первый — участнику дается столовая ложка, в которой лежит крашенка. Его задача — пронести ложку от старта до финиша и обратно, не уронив яйцо. Если ценный груз все-же падает, участник возвращается к линии старта и начинает сначала.

Второй — дети катят яйцо с помощью руки или ложки к финишу и обратно.

Третий — возле финиша ставим тарелку с нарезанным куличом. Ребенок добегает до линии финиша и съедает один кусок. Здесь стоит уточнить, что кусочки должны быть небольшими, а возле тарелки ставим емкость с водой или компотом, чтобы можно было запить. Также перед стартом инструктируем детей, чтобы не бежали, пока не пережуют, иначе могут подавиться.

Четвертый — малыши прыгают на одной ноге с яйцом в маленькой корзинке или миске. Задача — про прыгать дистанцию, не потеряв при этом груз.

(Все группы поочерёдно представляют свою игру, объясняют правила, играют с другими группами)

Этап 6: закрепление полученных знаний,  коллективная работа в группе с листком контроля с, проверка по ключам к тесту, самооценка своей работы и  оценка работы своих товарищей.

Листок контроля

  1. С каким событием связан праздник Пасхи?
  • Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо
  • Христос воскрес из мертвых
  • С весенним праздником мая
  1. Почему Христа называют Спасителем?
  • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
  • Он спас израильтян от власти римлян
  • Он спас людей от глобальных катастроф
  1. Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»
  • Умерев как человек, Христос принес  Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
  • Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью
  • Люди поняли, что о смерти не нужно думать
  1. Какой день недели называют малой Пасхой?
  • Субботу
  • Понедельник
  • Воскресенье


Ключ:

1

2

3

4

2

1

1

3

IV. Рефлексия : может высказаться любой.

Я понял….

Я узнал………….

Мне было интересно………………..

Мне было важно…………………….

Я использую полученные знания…………………………………..

Учитель: заканчивая наш урок, мне хочется сказать, что с окончанием пасхального периода, напоминания о Пасхе не прекращаются, они продолжаются в течение всего года. Каждое воскресенье – это малая Пасха, а значит, еженедельное напоминание каждому о необходимости постоянного проявления с его стороны любви, милосердия и сострадания к ближнему. Любите друг друга! Желайте друг другу добра и делайте только добро! Здоровья и счастья вам, дорогие друзья! Христос Воскрес! Ответим дружно. Воистину воскрес!

В конце урока организован просмотр видеофильма о Пасхе ( приложение №3 ),  обсуждение которого послужит началом следующего урока в системе уроков ОРКСЭ в виде повторения.

Литература:

  1. Потешки, считалки,  небылицы.- М., 2009.
  2. Русские поэты о Пасхе, о весне… // Клубный вестник.-2004.-№4
  3. Русский фольклор.-М., 2005.
  4. Якуб С.К. Вспомним забытые игры.- М., 1988
  5. Интернет – сайты:

http://www.mirpoz.ru

http://www.pasha.ru

http://wiki.iteach.ru

Приложение1

Рабочие маршрутки урока для каждого звена:

1 звено

1.

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

2.

Как на Руси принято встречать Пасху?

3.

Крашенки

4.

Игра «Горка». Дети по очереди скатывают свои крашенки с горки. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель.

2 звено

1

Заря глядит уже с небес….

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2

Как появилась традиция красить яйца?

3

Писанки

4

Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

3 звено

1

С полей уж снят покров снегов

И руки рвутся из оков

2

Почему все верующие называют этот день праздником всех праздников?

3

Драпанки

4

Игра «Битки». Играющие выкрикивают «Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни!» Игроки бьют яйцами любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, то проиграл. Победивший забирает яйцо у проигравшего

4 звено

1

И зеленее ближний лес

Христос Воскрес! Христос Воскрес

2

В чём состоит христианский пост?

3

Рисовалки

4

«Яичко – пазл»

 Суть её в том, что раскрашенные шаблоны писанок разрезаются на несколько частей, а части перемешиваются между собой. Задача участников — найти все части одной писанки и собрать ее. Конкурс проводится на скорость — кто быстрее соберет пазл. Из реквизита к данному конкурсу понадобятся только ножницы, чтобы разрезать шаблоны на части.

5 звено

1

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

2

Как определяется дата празднования Пасхи?

3

Крапанки

4

Пасхальная эстафета

Вариантов пасхальной эстафеты может быть очень много, главное, чтобы в ней фигурировали яйца, куличи, кролики и прочие предметы, ассоциирующиеся с этим светлым днем.

Вот несколько способов провести эстафету на Пасху:

Первый — участнику дается столовая ложка, в которой лежит крашенка. Его задача — пронести ложку от старта до финиша и обратно, не уронив яйцо. Если ценный груз все-же падает, участник возвращается к линии старта и начинает сначала.

Второй — дети катят яйцо с помощью руки или ложки к финишу и обратно.

Третий — возле финиша ставим тарелку с нарезанным куличом. Ребенок добегает до линии финиша и съедает один кусок. Здесь стоит уточнить, что кусочки должны быть небольшими, а возле тарелки ставим емкость с водой или компотом, чтобы можно было запить. Также перед стартом инструктируем детей, чтобы не бежали, пока не пережуют, иначе могут подавиться.

Четвертый — малыши прыгают на одной ноге с яйцом в маленькой корзинке или миске. Задача — пропрыгать дистанцию, не потеряв при этом груз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Урок по ОРКСЭ 4 класс

Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23

Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...

Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.

На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...

Урок по ОРКСЭ 4 класс "Россия - Родина моя"

Урок № 1по ОРКСЭ в помощь учителям начальных классов....