Урок ОПК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Григорьева Тамара Михайловна

Урок ОПК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk_zolotoe_pravilo_etiki_4_klass.rar2.43 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ленинская СОШ

Григорьева Т.М., 4 класс

Тема: «Золотое правило этики».

Цели урока: формирование начального представления о «золотом правиле этики».

Задачи урока:

Личностные:

развитие этических чувств как результата морального поведения,

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию.

Предметные:

знакомство с главным правилом человеческих отношений - «золотым правилом этики», понимание его значения в оценивании собственного поведения,

знакомство с понятием «неосуждение» других людей.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация «Золотое правило этики», учебник: Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы, цветные карандаши, клей-карандаш, набор кружков зеленого, синего, красного цвета.

Ключевые слова: «золотое правило этики», неосуждение.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание по теме, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе, оценивание своей работы на уроке.

1. Организационный момент. Создание положительного настроя. Рефлексия начала урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

(Сегодня хорошая погода. Ярко светит солнышко! Я рада нашей встрече! На уроке мы узнаем много нового и интересного.)

Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами, чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке. А для этого давайте   сначала послушаем как вы справились с домашним заданием.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  1. Пословицы, стихи о добре и милосердии.
  2. Выбери верный ответ. Слайд 1, 2,

Заповеди даны человеку для того, чтобы:

● жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;

●жизнь человека стало материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

● жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек  ближе к Богу и делается более нравственным.

        3. Выберите тот  поступок, который можно назвать милосердным:

            ● не обращать внимания на чужие беды и горести;

            ● помогать людям, которые в этом нуждаются;    Слайд 3.4

            ● помогать людям, надеясь получить награду.

                     4. Продолжите предложение:

Ближний для меня …   Слайд 5         Далеко не каждого человека можно назвать ближним. Сложен мир человека.

  Изучение нового материала

Поэтому сегодняшний  наш урок  хочется  продолжить  притчей. Послушайте ее, пожалуйста, и определите, о чем пойдет речь сегодня.

Ученик пришел однажды к своему старому учителю и спросил:

- Как мне научиться прощать, Учитель?

- Никогда не суди других, и тебе никогда не придется прощать.

( Мы будем говорить о человеческих взаимоотношениях.)

- Правильно, людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей в обществе была радостной, счастливой.

Давайте мы составим правило, соблюдение которого сделало бы жизнь людей радостней.

Для того, чтобы другие люди нас

любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....

нужно, чтобы мы сами

любили, прощали, не осуждали, помогали им.

- У православных христиан подобное правило называется золотым правилом этики. (Слайд 6 - 7 )

- Как вы думаете, почему это правило называют «золотым»?

(Если его выполнять, то всем будет хорошо, все люди будут счастливы.)

- Оно основано на словах Иисуса.

3. Работа с учебником.

- Познакомимся с ними в тексте учебника на стр. 46 (2 первых абзаца).

(Звучит симфония № 6 В.А.Моцарта «Музыка ангелов»)

 - найдите в учебнике и запишите в тетрадь золотое правило этики.

(Звучит симфония № 6 В.А.Моцарта «Музыка ангелов»)

-  Проверим, правильно ли вы выполнили первое задание. ( Слайд 8)

4. Работа над новым материалом.

-Как вы думаете, что означают эти слова?

(Я не хочу, чтобы меня обзывали или оскорбляли, и поэтому я и сам никого не буду оскорблять.
– Я буду всем помогать, и тогда и мне все помогут.
– Я буду со всеми дружить, никого не буду обижать, и всем со мной будет хорошо).

- Ребята, как вы думаете, что такое уважение?

(Это когда все тебя любят, не обижают, помогают, когда мне необходима помощь.)

-Верно. Когда мы уважаем кого-то, то проявляем внимание к мыслям, чувствам и поступкам другого человека, считаемся с его мнением.

5.Применение на практике. Работа в  парах.

- Давайте представим, какой была бы наша жизнь, если бы люди каждый день совершали добрые дела и говорили друг другу только хорошие слова. Задумайтесь над вопросом: как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? (Ребята работают в парах в течение 5 минут). На карточках

Задание

Подумайте и напишите, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах __________________________________________________________________

2. В трудной ситуации ________________________________________________________

3. В играх __________________________________________________________________

4. За глаза

___________________________________________________________

-Посмотрим, что у вас получилось. (Обсуждение всех работ )  Осуждать за глаза, значит сплетничать.

6. Работа над новым материалом.

Как вы понимаете, что такое сплетни?

 (Наговор на человека. Неправда, ложь, рассказ о том, чего не было)

- Почему сплетни сравниваются  с грязью, с пылью? 

-Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо?

(Если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть.)

- Вот также и дурные слухи о человеке мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это так же, как смотреть на мир сквозь грязное стекло. Представьте, что вы смотрите на мальчика через забрызганное грязью стекло.  Слайд 9  Вы хорошо его разглядите? (ответы) А если стекло еще больше испачкать? (ответы) Вы даже не увидите, какого цвета у него волосы, глаза…

Также и наша душа: когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видим в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными.

7. Знакомство с притчей.

-Для того, чтобы предостеречь вас от распространения сплетен, хочу рассказать вам еще одну притчу под названием «Чужие грехи».

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (христианский подвижник), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел.  Слайд 10   Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: «Это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи».

8. Работа с учебником (чтение заранее подготовленным учеником)

- Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди  Слайд 11 – 12  (рубрика «Это интересно»). (Чтение)

- Объясни выражения, встретившиеся в словах Иисуса

«Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей

«Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки

Лицемер – это человек, который осуждает других, не

замечая собственных ошибок, говорит неправду

Быть милосердным – это значит уметь прощать других

-Молодцы! О чем же говорится в обоих случаях (словах Иисуса Христа и притче)?

(Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.)

-Что помогает нам уберечь себя от осуждения других?

(Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, потому что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

9. Работа по картине В.Поленова «Христос и грешница».

- Уберечься от осуждения очень сложно. В этом нам должна помогать память о своих собственных ошибках и недостатках.

- Посмотрим на картину В Поленова «Христос и грешница»  (Слайд 13)            - Найдите здесь Христа. Почему вы так решили? (Ответы)

- Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете? (Ответы)

- Что здесь происходит? (Ответы)

- Женщину ведут на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему?

(Он исцелял, воскрешал, Его уважали как Великого Учителя…)

- Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.

-  «Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил».

- «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень…

- Почему же осуждение - это плохо? (Люди сами не безгрешны; сами совершают дурные поступки) Прежде чем совершить поступок, подумай, что он  несёт людям  добро или зло. Опираясь на знание этого правила,

1.Выбери верный ответ: Слайд 14.

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

   2. Закончи предложение.

Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

●разрушает человека.

- Золотое правило существует тысячи лет, и оно не могло не оставить следа в устном народном творчестве. Одной из форм которого являются пословицы. Предлагаю вам их собрать и объяснить смысл.

Работа  на интерактивной доске.

Как аукнется,                                            так и откликнется.

Что посеешь,                                             то и пожнёшь.

На добрый привет -                                   добрый ответ.

      - Золотое правило этики тесно связано с некоторыми казачьими заповедями . Давайте их вспомним. Слайд   15                 

   

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи».

3. По тебе судят обо всём казачестве – народе твоём.

4. Служи верно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай.

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги семью свою, служи ей примером.

  Игра « Разведчики»

- В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими.  У каждого из вас на парте лежит табличка с каким – то качеством. Предлагаю  разделить их на две группы: положительные и отрицательные.

Проверка. Карточки помещаются на доску: с одной стороны доски – хорошие качества, с другой стороны – плохие качества.

Вывод. 

- Так с какими качествами товарища вы бы  хотели  иметь?   (Дети отвечают)

 -  Плохие и хорошие черты характера иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь  ты  сам.  Я предлагаю    вам подумать над тем, какие черты характера  мешают каждому из вас, а какие  вы бы хотели приобрести? Для этого нужно заполнить таблицу. Можно пользоваться словами  (с доски )

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

Учитель: - Думай  о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло?   Дома, прочитав внимательно статью учебника и ответив на вопросы теста, вы ещё раз задумаетесь над этим вопросом.

Домашнее задание: стр. 46 – 47, ответить на вопросы теста. Слайд 16

Тест по теме «Золотое правило этики»

1. Какая из предложенных  пословиц  соответствует золотому правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, 

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает. живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

г) Все варианты верны.

3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.      в) Все варианты верны.

б) Любить самого себя.                    г) любить людей как самого себя.

4) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило этики?

а) Восторг.                  б) Страх.                в) Уважение.            г) Жалость.

5) Почему золотое правило этики помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

6) Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и  … .

Что      …        , то и пожнешь.

7) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино.                           г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища.             д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать  по дороге.                          е) Отзываться на чувства окружающих  

Учитель:

Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека      Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!

Подставляйте ладони
Я насыплю вам счастья.
Есть источник бездонный
В дождь, в грозу и ненастье.

Я насыплю вам счастья,
Сколько вы захотите.
Это всё в вашей власти.
Ну берите, берите!

Нет конца и начала.
Нет границ поперечных.
Только вы, получая,
Улыбнитесь сердечно.

И скажите кому-то,
Просто доброе слово.
Не лукавствуя мудро,
Это счастья основа.

Не жалейте улыбок,
Не жалейте участья.
И средь бед и ошибок
Вы получите счастье!

Отдавать его будем
Тем, кому пожелаем.
И, даря счастье людям,
Мы счастливыми станем.

Конечно же станем счастливыми, если все будем соблюдать золотое правило этики. Давайте прочтём его ещё раз:

« Итак, во всем,  как хотите,  чтобы с вами поступали люди,   так поступайте и вы с ними»

В преддверии  Нового года у нас на уроке появилась ёлочка. Предлагаю каждому оценить свою работу на уроке разноцветными игрушками  (красная – все получилось,  зеленая – многое получилось,  но могу лучше,   синяя – надо постараться).

Слайд 17   песня  и слова « Итак, во всем,  как хотите,  чтобы с вами поступали люди,   так поступайте и вы с ними»

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»

Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Золотое правило этики. Урок ОРКСЭ в 4 классе.

Разработка урока и презентация по теме "Золотое правило этики" для учащихся 4 класса....

Урок вежливости. Золотое правило этики.

Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики».Класс: 3Учитель: Горохова А. М.Цели: - учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;-познакомить с миром вежли...

Проект урока ОРКСЭ Золотое правило этики

Проенкт урока ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Золотое правило этики"...

Урок ОПК "Золотое правило этики"

ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и о...