Язык, как источник межэтнических конфликтов.
статья по орксэ на тему

Елена Владимировна Денисова
Язык, как источник межэтнических конфликтов
     Большинство особенностей в этнических конфликтах, на мой взгляд, носит социокультурный характер. По мнению  известного российского лингвиста, доктора филологических наук, профессора С. Г. Тер-Минасовой, именно культура и язык являются основными барьерами, снижающими эффективность взаимодействия и взаимовлияния культур. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

            Язык, как источник межэтнических конфликтов

     Большинство особенностей в этнических конфликтах, на мой взгляд, носит социокультурный характер. По мнению  известного российского лингвиста, доктора филологических наук, профессора С. Г. Тер-Минасовой, именно культура и язык являются основными барьерами, снижающими эффективность взаимодействия и взаимовлияния культур. Разница языков и культур являются факторами, тормозящими  процесс глобализации со времён Вавилонской Башни и до наших дней. Социокультурные  различия  при проявлении межэтнических конфликтов, проявляющиеся и на уровне языковых барьеров, воспринимаются как  угроза разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, вызывают противодействие со стороны либо целой этнической общности, либо  ее  представителей,  в связи  с  чувством второсортности. Глубинные корни подобных  проявлений  –   отсутствие справедливости и равноправия в межэтнических отношениях.  Так,  в Африке, английский язык был обвинён в расизме, в  связи с тем, что всё черное ассоциировалось  с плохим английским  языком,  а всё белое - с хорошим. В США считалось, что  необходимо убрать из языка то, что оскорбляет и унижает человека, его достоинство по национальному признаку. Слово «нигер» являлось проявлением  политической некорректности, подвергающей человека осуждению. В ряде  школ из программ стали удалять произведения Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», М. Твена « Приключения Тома Сойера»,  как несущие некорректные  и уничижающие определения афроамериканцев, что, якобы, способствовало межэтническим конфликтам в США.

     Этническая группа или отдельный представитель этноса может чувствовать себя дискриминированным по таким  духовным показателям, как ограничение возможности использования своего языка,  что с большой вероятностью может стать причиной конфликтов. В Литве,  местный учитель истории, хранитель музея национальной культуры г. Вилькия,  рассказывал мне в  далёком 1984 году, о  распространенном, весьма болезненном  восприятии проявления русификации при царской власти, выраженной в  некотором вытеснении  русским языком литовского из общественной жизни и введение обучения в школах на русском языке.  Данное обстоятельство и поныне является причиной межнациональной неприязни. В Вильнюсе, в 2017 году,  были удалены названия улиц, написанных на русском языке, а названия улиц  на английском языке - приветствовалось. Проявление языкового шовинизма, отсутствие условий  для изучения и использования родного языка ведёт к межэтнической напряжённости и конфликту. Придание государственного статуса языку только титульной нации ущемляет значение языков иных этнических групп и становится средством обеспечения представителей титульной нации  определёнными привилегиями. С.Г.Тер-Минасова справедливо полагает, что язык - средство общения людей  и взаимообогащения культур различных этнических групп, а не разрушения и агрессии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская научная конференция педагогов Статья "Воспитание толерантности, межэтнической терпимости и чуткости "

Данная статья поможет учителю наладить воспитательнкю работу в многонациональных классах, раскроет приёмы толерантного воспитания. Теоретические приёмы раскрывают опытные педагоги и воспитатели, а пра...

«Использование потенциала курса "Основы религиозных культур и светской этики" в гармонизации межэтнических отношений» доклад

В докладе показаны  приемы воспитания толерантных  отношений среди учащихся различных национальностей  на уроках "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Конфликты. Методы разрешения конфликтов в ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ1.     КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ  1.1. ОБЪЕКТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ  1.2. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ1.3. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ К...

Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.

Все  споры  разрешает  не  война,как  пережиток  варварской  эпохи,А  человек,  чья  мысль  и  речь  сильна,...

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантн...

Значение музея в формировании межэтнической культуры подрастающего поколения

Обобщение педагогического опыта в области воспитанияпатриотизма через работу школьного историко-краеведческого музея....

«Воспитание межэтнической толерантности младших школьников»

Основы толерантности формируются у младших школьников в процессе образовательной деятельности, во время досуга, занятий внеурочной деятельности. Одним из главных аспектов по воспитанию толерантности у...