«Использование потенциала курса "Основы религиозных культур и светской этики" в гармонизации межэтнических отношений» доклад
статья по теме

В докладе показаны  приемы воспитания толерантных  отношений среди учащихся различных национальностей  на уроках "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование потенциала  курса Основы религиозных культур и светской этики в гармонизации межэтнических отношений»

                                                              Галда Т.Н.,  учитель начальных классов

                                            муниципального бюджетного

                                                           общеобразовательного учреждения №3

                                               с. Арзгир  Арзгирского  района

                                Ставропольского края

«Миссия взрослых людей по отношению к ребенку

состоит в том, чтобы через культуру, образование

поднимать ребенка к духовным знаниям,

взращивать в нем духовные помыслы

и дать ему способ спасения себя

в этом мире и мира вокруг себя».

Николай Рерих.

Российская Федерация – страна, в которой живут многие народы, народности, этнические и религиозные группы. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей. В президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции семейного воспитания.

 Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Поэтому в состав нового Федерального государственного образовательного стандарта  (в ООП НОО) включена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В этой программе есть ряд положений, которые значимы для изучения основ разных культур и организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и ценностей, совместной деятельности школы, семьи и Церкви и других организаций.

Еще Леонардо да Винчи писал: «Счастливым и гармоничным человеком, можно считать того, кто хочет то, что может, а может то, что должен». К сожалению, у современных детей присутствует вершина только «Хочу», родители до школы даже не развивают вершину «Могу», не говоря уже о вершине «Надо». А ведь вершина, «Надо» - это долг перед семьей, обществом, страной. Эта вершина воспитывает чувство патриотизма, толерантности, сострадания, трудолюбия, которое красной нитью проходят в курсе ОРКСЭ. 

Курс ОРКСЭ способствует  гармонизации межэтнических отношений – благоприятному воздействию, как на чувства, так и на отношения этнических групп. В чем же суть гармонизации? В том, что она представляет собой наиболее  естественное воздействие, ни в коем случае не принудительного характера. Гармонизация не заставляет и не подталкивает человека к тому или иному решению. Она создает условия для того, чтобы человек принял это решение самостоятельно. Таким образом, гармонизация не чувствуется и не осознается самим человеком, как внешнее воздействие. Воспитание и гармонизация межнациональных отношений учащихся в образовательном пространстве - одна из наиболее острых проблем педагогики, ставшая особенно актуальной в современных условиях. Известно, что человек входит в человечество через национальную индивидуальность, в нем есть черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные, национально-этнические, национальные духовные типы и культуры. Все это естественным образом дополнительно актуализирует проблему воспитания и гармонизации межличностных и межнациональных отношений. Нравственные качества, гармонизация  межэтнических отношений  основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и  закладываются именно на уроках ОРКСЭ.

Новый учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Он является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса начальной и основной школы и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития младшего подростка.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России — воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

- педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Гармонизация межэтнических отношений заключена в целях и задачах курса ОРКСЭ.

Цель: – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс призван воспитывать толерантность к другим культурам и направлен на то, чтобы дети могли узнать о традициях разных религий. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 9-10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей

сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Я, как и многие другие, прекрасно понимаю, что данный курс является требованием времени.  Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.    

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

       В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Сегодня всем понятно, что сама жизнь ставит задачи – воспитывать у детей любовь, терпимое и уважительное отношение к людям. Проблема воспитания социальной толерантности в условиях нестабильности общества - приоритетный вопрос системы российского образования и только совместная целенаправленная работа учителя и родителей сможет привести к положительным результатам.

Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями  народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников.

Своего ребёнка, особенно, если он мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия.

 Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое – убивать. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

 О том, как сохранить физическое здоровье, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье?

 Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

 Нравственный человек ведёт безопасный для окружающих и для себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Для решения  этих задач и был создан курс морали ОРКСЭ. В рамках данного курса дается характеристика общечеловеческих ценностей и основных религий мира: православия, ислама, буддизма и иудаизма. На  занятиях учащиеся учатся  давать оценку своим  действиям и поступкам людей, одноклассников, друзей  с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, мудрости и глупости, дружбы и долга, милосердия и жестокости. На уроках литературного чтения у детей  возникает  такая потребность, но часто не хватает  одного урока поразмышлять над такими понятиями как честь, достоинство, вера, добродетель, порок. Поэтому очень хорошо, что появится возможность в виде урока  ОРКСЭ для реализации этих потребностей. Конечно, требуется определённая подготовка учителя, ведь очень важно дать материал так, чтобы ребята, оказываясь в определённой  жизненной ситуации, поступали не «как проще», а «как нужно» в соответствии с нормами морали, не ждали  похвалы и награды за доброе дело.У С. Маршака есть такие строчки : «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!» Для детей были непривычны словосочетания добрый ум и умное сердце. Им гораздо ближе и созвучнее доброе сердце. Но в процессе беседы дети понимают, что ум без доброты может быть направлен на недобрые дела, а в сердце, кроме добра, должна  быть и смелость, и ум. Ведь смелость без ума  и доброты может стать ничем не оправданной  лихостью. Лихость  может привести к беде. Доброта  же  без ума и смелости также мало полезны. И я думаю, что такого рода беседы пойдут только на благо учащимся, особенно в курсе Светской этики, который был выбран родителями моего класса. На уроках ОРКСЭ я провожу целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшем развитии.  Ведь именно моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе. Большое внимание на каждом уроке  уделяю мотивации школьников при освоении учебного материала. Поэтому я предполагаю  использовать различные приемы и методы учебной деятельности: чтение и анализ притч, басен, этические беседы, разъяснения, диспуты, игровые формы, презентации, ИКТ,  творческая мастерская (составление рассказов , советов, памяток, стихов; интервью со сверстниками), урок-экскурсия, викторины и конкурсные  мероприятия, проектная деятельность. Думаю, что такие методы и приемы  помогут «раскрыться»  моральным мотивам. Учебные занятия строю с опорой на современные образовательные технологии: технологию критического мышления, технологию конструирование познавательного конфликта, проблемное и интерактивное обучение, организация дискуссионного обучения. К каждому учебному занятию готовлю мультимедийные презентации, куда включаю большое количество дополнительной информации. Большую помощь оказывает то учебно-методическое обеспечение, которое было получено нами на курсах и непосредственно от разработчиков данного учебного курса. Электронное приложение к учебному пособию, построенное по типу «Сфер» используется в ходе организации каждого учебного занятия. Особый интерес у ребят вызывают такие разделы как: хрестоматия, тренажёр, тестовые задания, интерактивные модели. Многие ребята не только на занятиях работают с диском, но и самостоятельно дома.

Свою деятельность на занятиях по курсу ОРКСЭ осуществляю в трёх направлениях:

 1.Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способов в процессе изучения основных тем курса, самостоятельное приобретение знаний в соответствии с жизненными интересами и потребностями ребёнка.

 2. Приобретение учащимися компетентности в использовании полученных знаний в повседневной жизни, способностей к рефлексии собственной деятельности.

 3. Воспитание ценностного отношения к истории, культуре своего народа и народов мира, толерантности.

При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ использую следующие принципы развивающего обучения, а также определённые формы и методы учебной деятельности, вот лишь их небольшой перечень:

1. Принцип самостоятельной деятельности:

 - Самостоятельная постановка учебных задач урока;

 - Метод активного чтения Робинсона;

 -Технология проблемного обучения;

 -Тестовый контроль;

 -Метод неоконченных предложений;

 -Самостоятельная работа с первоисточниками.

2. Принцип индивидуальности:

 -уровневая дифференциация;

 -работа на различных уровнях обучения:

 а) репродуктивном (задания воспроизводящего характера, меловые рисунки, карточки-подсказки);

 б) продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод логических схем, метод причинно-следственных связей)

 в) творческом (метод классификации, метод проектов, метод систематизации, метод проведения изысканий).

3. Принцип креативности (творчества):

 1. Виды творческих заданий:

 -художественно-графические задания (моделирование, рисунки, диафильмы);

 - письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы);

 Меня радует, когда на занятиях возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на 6 уроке «Проповедь Христа» некоторых ребят возмутила заповедь «кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую». Они бурно выражали своё несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? Каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.

В ходе проведения занятий стараюсь использовать ресурсы школы. Тесную взаимосвязь осуществляю со школьным библиотекарем, который подбирает необходимую литературу к занятиям. Конечно же, невозможно не использовать и ресурсы школьного музея, музея ОВД, районного музея, экспозиции которых применяю при изучении таких тем как: «Православный календарь. Праздники», «Честь и достоинство», «Нравственный поступок», «Долг, свобода, ответственность» и др.

Наиболее успешно адаптировала при проведении занятий по данному курсу технологию критического мышления,  для этого использую кроссворды, презентации к урокам, ресурсы интернета, где нахожу необходимые песни, репродукции к мультфильмам.

Виды заданий и упражнений:

-Я расскажу вам удивительную историю… Притча «У одного крестьянина был сын…» (урок 9 «Свобода и моральный выбор человека)

 -Фантастическая добавка. Представьте, что вы оказались на чужой планете, где жители не знают, что такое дружба.Как вы им это объясните? (урок 14 «Дружба»)

 -Раскрасьте слово «лес» в любой цвет. Почему вы выбрали именно этот цвет? Кто-нибудь вас заставил это сделать? Так как вы считаете, о чем мы будем говорить?

( урок «Свобода и моральный выбор»)

-Метод «Аквариум» Создание кодекса морали (урок « Культура и мораль»)

- Мультфильмы«Гуси-лебеди»,«Вовка в тридевятом царстве» (урок 10 «Свобода и ответственность»)

-Мультфильм «Цветик- семицветик» (урок 15 «Что значит быть моральным»)

-Создаем коллаж (урок 13 «Альтруизм и эгоизм»)

 -Чтение с условными значками:

 + -- мне понятно, и я согласен

 ? – я хочу разобраться

 - - я не согласен

- «Составьте рассказ». Работа с картинками учебника, стр.24 (урок 10 «Свобода и ответственность»)

-«Наедине с великими» (работа с рубрикой «Мудрые мысли») . Представьте, что вы встретились с … О чем бы вы его спросили? (стр.25)

- Выпишите из текста понятия крупными буквами на листочке и прикрепите их на доску

- выстраивание ассоциативного ряда на каждую букву слова (например: М – мера, О – обычай,Р – рамки, А – аспект, Л – любовь),

-технология «Ковёр идей» (постановка проблемного вопроса, предложения по решению проблем, выработка конкретных идей),

-составление кластеров.

Например:

Задание: В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из

жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что

дружба – это волшебный цветок с разноцветными лепестками. Запиши в

лепестках составляющие настоящей дружбы.

-Упражнение «Дискуссионные качели» можно использовать на любом уроке. «Стыд, вина, извинение» – это полезные или вредные эмоции? Класс делится на 2 группы: одна группа должна найти доводы в пользу этих эмоций, другая группа пытается объяснить, в чем их вред.

-Урок «Милосердие и сострадание» : Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот несколько предложений для примера: 1) предложите социальную рекламу по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, на телевидение. 2)  Подберите пословицы о добре и милосердии. 4)Подберите стихи, фрагменты из фильмов. 5)Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и жестоких героев для обсуждения темы.

На 13 уроке модуля «Основы православной культуры» обучающиеся знакомятся с «золотым правилом» морали: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь». Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и действие небезразличны для людей, а так или иначе, касаются окружающих, выходят на другого человека, что каждый их шаг, поступок – это испытание: С кем я? С добром или со злом? Как поступить: добро совершить или зло? С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, в них начнет «говорить совесть».

В рамках «Основы мировых религиозных культур» модуля учащимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами  в  развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», «милосердие», «долг, свобода, ответственность, труд» введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).

Результатом урока «Россия – наша Родина» стали сочинения учащихся на тему «Культурные традиции нашей семьи», которые заставили некоторых родителей задуматься о своих культурных ценностях, взглянуть на свою семью по новому.

Обратимся к темам уроков (модуль «Основы светской этики»): «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм», «Золотое правило нравственности», «Что значит быть моральным?», «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества».  Сами темы говорят о высоком межэтническом воспитательном         значении. 

Духовные ценности, нормы, моральные установки, идеология и убеждения, все это является частью нашего мировоззрения и отражено в произведениях художественной литературы. На уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» на примерах художественной литературы ребята учатся определять нравственное и безнравственное поведение, давать правильную оценку поступкам и событиям, делать выводы.

 Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибаться. На занятиях часто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы.

    Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. В рамках курса ОРКиСЭ я использую такие формы внеурочной деятельности:

- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

- Совместные праздники школы и общественности.

- Просмотр фильмов, презентаций.

- Экскурсии, целевые прогулки.

- Тематические   праздники.

- Встречи с интересными людьми.

-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей), например, выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, выпуски стенгазет, конкурсы плакатов и др.

           Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Каким же образом стараюсь привлекать родителей в учебный процесс. Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:

 -создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;

 -активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

 -углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

      В младшем школьном возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с родным для него человеком. Для участия во внеурочной деятельности,  в организации внеклассных мероприятий,  в подготовке презентаций, нахождении дополнительного материала необходима помощь родителей. Совместная работа детей и  родителей содействует сохранению и упрочнению семьи, а также оказывает помощь в вопросах воспитания и обучения детей. Члены семей учеников соглашаются  выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечают в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда и других интересных чертах семейного уклада. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов становятся  темами семейных конкурсов и викторин. Задания  готовят и родители, и дети. Приглашаю родителей, представителей старшего поколения на открытые уроки и внеклассные мероприятия. Когда родители видят результат своих усилий, они не остаются равнодушными, а дети чувствуют, что они не одиноки, что родители их поддерживают и понимают. Некоторые родители во время  отпусков посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни. К занятиям  они помогают ребятам составить  рассказы об этих местах и предоставляют  фотографии.(Тема «Подвиг», «Священные сооружения»-экскурсия в Волгоград, Элисту, в музей отдела ОВД села, посещение памятников села) Во время проведения уроков по теме «Искусство в религиозной культуре» учащиеся выполняли творческие работы по ИЗО. На обобщающем уроке  курса был проведен урок-праздник, в ходе которого учащиеся и родители отвечали на вопросы викторины, разгадывали кроссворды, ребусы, просмотрели компьютерную презентацию, участвовали в играх разных народов. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся становятся  и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Итоговый урок-концерт по курсу был проведен совместно для учащихся разных модулей по теме «Многоликая Россия», на котором дети в красочных костюмах показали различные обряды разных народов. Концерт повлиял на  положительное отношение учащихся и их родителей к данному курсу, их заинтересованность и желание продолжать знакомиться с курсом ОРКСЭ.

Таким образом, на уроках ОРКСЭ значительно расширяются представления учащихся о мире, восприятии этого мира людьми разных национальностей, принадлежащих к различным культурам. При изучении различных культурных традиций, акцент делается на общечеловеческие ценности, формулируется и озвучивается принцип веротерпимости и толерантного поведения представителей различных национальностей, вер и культур. Это имеет практическое значение, так как контингент учащихся в нашем регионе многонациональный и учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» принесет большую пользу учащимся. Уроки  формируют  у младшего школьника  мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. На уроках мы с учащимися говорим о гуманизме, добре, совести, чести, милосердии и т.д., о словах, которые практически исчезли из нашего обихода. Изучая курс ОРКСЭ, дети стали интересоваться историей своей семьи, её ценностями не материальными, а духовными Практическая значимость курса ОРКСЭ заключается в возможности использовать разработки уроков, праздников, внеклассных мероприятий по формированию духовной нравственности обучающихся не только в рамках курса ОРКСЭ, но и на классных часах, школьных мероприятиях .

 Я считаю, что данный курс поможет учащимся продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,  где требуется самостоятельность принятия решения  и нравственный выбор в межэтнических отношениях.

Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего многонационального народа, своей страны.

Душа каждого человека –зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, в детском саду, школе

В воспитании нет главного и второстепенного,

как нет главного лепестка среди многих лепестков,

                                                                                            создающих красоту цветка.

                                                                                                           В. Сухомлинский

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...