Тема: «Этикет».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Трошина Ирина Николаевна

План-конспект по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.rar2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Трошина И.Н., МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа №1»

Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Этикет».

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представлений об этикете.

Задачи:

1.Познакомить с понятиями «этикетка»; «этикет»;

2.Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм.

3.Высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях;

Планируемые результаты

Личностные

Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

Регулятивные

Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные

Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Основные термины и понятия: Этикет. Правила этикета.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: вызвать интерес у школьников для решения проблемы.

Для создания мотивации используется приём «появление гостя». Учитель показывает изображение сказочных героев: Мальвины и Буратино».

Слайд №1

- Что случилось с Буратино?

- Предположите, что может говорить Мальвина?

- Он огорчён. Чем – то озадачен.

- Ешь культурно! Как ты разговариваешь?

Привыкай к хорошим манерам.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Вам приходилось когда – либо слышать подобное? В какой ситуации?

- С возмущение Буратино восклицает…

Слайд №2

А кому нужны эти хорошие манеры?

Не всё ли равно, как есть?

И вообще, кто всё это выдумал?

- Задавались ли вы подобными вопросами? Давайте вместе с Буратино разберёмся в этой проблеме.

Дети высказывают своё мнение.

Слушают учителя.

3.Выявление места и причины затруднения.

Слайд №3

- Что вы знаете об этикете?

Дети высказывают своё мнение.

4.Открытие новых знаний.

Цель: познакомить с понятием этикет.

Работа по учебнику.

Объяснение с использованием карточек – этикеток.

(Учитель достаёт из большого конверта, на котором написано «секрет», различные этикетки и прикрепляет их на доске).

- Что это?

- Зачем они нужны?

- О чём говорят?

- Этикетками стали пользоваться очень давно торговцы, чтобы каждый человек мог узнать, кто изготовил этот товар и определил к нему своё отношение. Чем лучше был товар, тем лучше он продавался. И по этикеткам его искали.

Слайд №4

- На одном из пышных приёмов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных  правил поведения.

- От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет.

(Учитель предлагает выбрать из текста термины для записи в тетрадь.

- Определите содержание понятия этикетка.

- Определите содержание понятия этикет.

- Этикетки.

Дети отвечают.

Выбирают из текста термины. Записывают их в тетрадь.

(Этикет в переводе с французского языка – описание образцов поведения.) (Этикетка – это описание товара).

Обобщают, делают вывод.

- По внешнему виду мы можем определить содержание. Если это этикетка, то содержание товара.

- Если это этикет, то содержанием его будет являться выполнение правил.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах.

Физминутка

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по учебнику.

8.Включение в систему знаний и повторение.

9.Рефлексия.

10.Домашнее задание

- Как назывались правила поведения в России?

Слайд№5

 - Оказывается, что русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения: «Юности честное зерцало».

- На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо – русского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать.

«Переводчики»№1

…У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить, но ожидать пока они выговорят…

«Переводчики»№2

…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок не драчлив…

«Переводчики»№3

Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой. Или отворота рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться.

«Переводчики»№4

Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

«Переводчики»№5

Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

«Переводчики»№6

Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори.

- Какой, ребята, можно сделать вывод?

-Да! Это так. И сегодня на уроке мы познакомимся лишь с некоторыми из них.

Слайд №6

- О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и этикет огромное значение предает ей. По тому, как человек говорит, какие слова употребляет в речи, уже можно предположить, какой это человек.

- Что же такое культура речи?

Слайд№7

- Произнесём все вместе слово:

Здравствуйте разным тоном.

-Доброжелательным.

-Раздражённым.

-Ласковым.

-Злым.

- Пренебрежительным.

- Изменился ли смысл слова?

- Этикет запрещает оскорбительный, унизительный тон речи.

- Ребята, пользуясь учебником, составьте для себя правила речи с не… (не перебивай говорящего).

Дети сделайте вывод. Что такое культура речи?

Слайд №8

- О чём мы сейчас поговорим?

-Выбор одежды тоже очень важен для соблюдения правил этикета.

(Учитель читает стихотворение.)

- Послушайте и скажите. Какой одежды требуют нормы школьного этикета?

Смотрика – ка, Саш,

Посмотри – ка,кто такой?

То ли спортсмен, то ли ковбой?

Забыл, наверно он,

Что школа здесь, не стадион.

- От чего будет зависеть выбор костюма?

Слайд №9

-Сделайте выбор костюмов для мероприятия.

- Мы познакомились с многими правилами этикета. У всех правил одна основа – здравый смысл и уважение к другим людям.

Итак, на какие из вопросов Буратино мы сможем дать ответ?

Я узнал(а)…

Я научился(сь)…

Я буду стараться…

- Посмотрите мультфильм Винни – Пух в гостях у Кролика. Составьте правила этикета за столом.

Дети  объясняют, инсценируют, называют правила этикета.

«Уважение к старшим».

«Уважение к старшим».

«Поведение в общественных местах».

«Правила приветствия»

«Столовый этикет»

«Столовый этикет»

Дети делают вывод:

В этикете много правил.

Ребята произносят, слово здравствуйте разным тоном.

Ученики работают в паре.

Ребята делают вывод:

- Культура речи – это умение правильно, ясно, точно излагать свои мысли.

-Нормы школьного этикета требуют деловой костюм.

(От времени года, вкусов, финансовых возможностей человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательское занятие на тему: "Этикет" (презентация)

Рассказать детям об этикете и его разновидностях....

Классный час на тему:"Этикет общения по телефону"

Классный час на тему "Этикет общения по телефону"....

Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....

Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс

Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Этикет"

Конспект урока по теме "Этикет"....

Конспект урока по теме "Этикет"

ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...

Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)  в 4 классе с использованием ИКТ...