Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Ягодкина Наталья Николаевна

Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_i_my.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

I.Организационный момент.( обязательно представить гостей, поздороваться с ними).

II. Определение  темы и целей урока.

-----На прошлом уроке мы начали говорить об особом своде правил. Вам вопрос: « В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни и в выходные»

-----Не все точно знают этот промежуток.   Хотя, если кто-то кому-то позвонит в 24-00, то это не смертельно, правда? Но  почему же тогда это правило существует?( Потому что если звоним поздно, то приносим неудобства другому человеку.)

-----Свод правил, о котором мы сегодня продолжим разговор, содержит такие правила, помогающие по словам одного великого писателя «…наименьшее количество людей  поставить в неловкое положение».( Эти слова записаны эпиграфом к уроку на доске).

-----Как понимаете слова « поставить неловкое положение»?( неудобное).

-----Как же называется этот свод правил? Да, это этикет.

-----Значит тема нашего урока « Этикет и мы».

-----Давайте определим цели урока: 1.усвоить некоторые правила этикета;                                                                                                                                                                                                                                               2.вспомнить, откуда к нам пришёл этикет;  3.выбрать вид этикета для создания своего проекта «Малая книга правил этикета»4.понять для себя нужно ли соблюдать эти правила.

------ВЫ разделены на команды. Как понимаете названия своих команд? Наши гости будут нашим уважаемым жюри. Жюри будет оценивать не столько правильность ответов, сколько умение себя вести. А в конце назовёт самую воспитанную команду.

III.Сообщение об истории создания этикета ( показывается презентация, ученик комментирует слайды).

  ------Ребята, будьте внимательны .После просмотра  будет задание.

  • На слайде №..   зачитывается стихотворение про этикет.
  • На слайде №.. спросить, когда зародился этикет.
  • НА слайде №.. остановиться на видах этикета
  • На слайде №…звучит 1 задание «Какие правила нарушены?»
  • Последний слайд №.. «Люди должны учиться правилам этикета»

(Делается переход к следующей части урока.)  

IV. Усвоение некоторых правил этикета « Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

1)Как вы думаете,      ЭТИКА и ЭТИКЕТ-   это одно и то же ?

Нет, этика-это отрасль философии, изучающая нормы морали: добро, справедливость,_____________________________________________________________________

А этикет-это правила культурного поведения. Этикет  изучается в этике.

2) Этикет приветствия.

----Кто первым здоровается при входе в помещение: входящий или находящийся в помещении? Зависит ли это от возраста людей?

-----Когда мы впервые встречаемся с человеком, кто должен здороваться первым: мужчина или женщина;  младший или старший; начальник или подчинённый?

----Поиграем. Кто последним назовёт слова приветствия, тот и победил. Начинаем с девочек как полагается по этикету. Жюри, будьте начеку.

---Вопрос от ведущего: «Почему дети в школе, чаще всего здороваются только со своим учителем. Но редко здороваются с другими учителями и  работниками школы?

3)  Этикет в общественных местах.

----Мужчина и женщина или мальчик и девочка входят в помещение. Кто заходит первым? ( А когда первым заходит мужчина?- В  лифт, в тёмный подъезд.)

-----Если вы опоздали на киносеанс или на спектакль,  а ваше место в середине зала. Где сядете? Помните слова Д. Свифта о неловком положении.

   -----Вопрос  от ведущего «Можно ли во время киносеанса шуршать бумажкой от конфеты или грызть попкорн?

-----Вы заходите в магазин, а кто-то с сумкой выходит. Ваши действия?

4) Телефонный этикет.

------Если при разговоре с вашим другом по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?

-----Кто должен закончить разговор первым- звонящий или тот, кому позвонили?

------Послушайте стихотворение и скажите, какое правило этикета нарушают дети.  (дети читают стих).

5) Гостевой этикет.

5) Гостевой этикет.

-----Можно ли приходить в гости без предупреждения? Почему?

-----Если к вам пришли гости без приглашения А вам некогда их принимать, как вы поступите?

----Вам подарили подарок, а он вам не нравится. Что будете делать? Не забудьте слова Свифта.

-----А самое главное, без чего нельзя идти в гости? ( Без улыбки и хорошего настроения.  Подсказка: от неё хмурый день светлей, от неё в небе радуга проснётся.)

                                                      ФИЗПАУЗА.  Песня « Улыбка»

6) Столовый этикет.

-----В школьной столовой вы не доели вкусный бутерброд или не допили йогурт, но звонок ещё не прозвенел. Ваши действия? А если звенит звонок?

-----Как встать из-за стола, если закончили трапезу?

------Как едят мясо, а как курицу? Как торт, а как пирог?

7) Профессиональный этикет.

Он тесно связан с этикетом деловым и этикетом в одежде. Пусть жюри в каждой команде выберет самого стильного ученика или ученицу.

8)  Заключительное задание.

Много ещё правил мы не вспомнили, да это и не возможно: ведь правил этикета очень много и учиться культуре поведения можно всю жизнь.

-----Последнее задание командам : переставьте предложения, чтобы получился связный текст. Вам минуту для выполнения задания.

                                                                    ТЕКСТ.

         Ты живёшь среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от твоего характера, но не только. Людям нужно время, чтобы узнать твой характер. Русская пословица гласит «По одёжке встречают…»  Твой внешний облик, манеры поведения, правильная речь, доброжелательность—всё влияет на восприятие тебя другими людьми. И мостиком ,соединяющим внутренний мир человека с его внешним обликом, является этикет—правила поведения, принятые в обществе. Будьте культурными людьми! И хорошие манеры откроют перед вами многие двери.

V.Вывод. Итог урока.

Заканчивается наш урок.

------Какой вывод сделаете вы для себя, зависит от вашего воспитания. Но над чем вы задумались сегодня? Нужно ли соблюдать правила этикета?

----Как связать привила этикета с золотым правилом этики Конфуция?

-----Кто выбрал для себя вид этикета для проекта?

-----А теперь слово жюри . Какая команда вам понравилась больше всего?

Вам на память памятки школьного этикета. Изучите их.

Домашнее задание состоит из двух частей: большое- готовим проект, малое- найти в толковых словарях объяснение слов  :    учтивость, деликатность, пунктуальность, галантность, тактичность, вежливость.

СПАСИБИ ЗА РАБОТУ!          НО ОСОБЕННО ХОЧУ ОТМЕТИТЬ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".

Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...

Открытый урок по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм".

Открытый урок  по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм"....

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

• Открытый урок • «Основы религиозных культур и светской этики»

Сформировать ценностные отношения о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, развить чувства уважения, любви, почитания своих предк...