Разработка занятия внеурочной деятельности на тему: "Князь Александр невский – мыслитель, философ, стратег, святой. "
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Галина Алексеевна Кострыкина

Разработка занятия внеурочной деятельности на тему: " Александр Невский".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_aleksandr_nevskiy.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 5

Тема занятия: Князь Александр невский – мыслитель, философ, стратег, святой.

Цель занятия: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.

Задачи заняти:

  • познакомить с историческим героем Александром Невским.
  • развивать интерес к изучению исторического прошлого.
  • способствовать формированию любви к Родине.
  • Оборудование: мультимедийная презентация; отрывок из поэмы К. Симонова “Ледовое побоище”; аудиозапись отрывка “Вставайте люди добрые” из кантаты С. Прокофьева “Александр Невский”;

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний, предыдущего занятия

Расскажите историю жизни Петра и Февронии Муромских? Когда празднуется день памяти? Что является символом праздника? Как люди увековечили память об этих святых?

  1. Актуализация опорных знаний.

 – Наше сегодняшнее занятие мы начнём с замечательных слов Н. Рыленкова из стихотворения “Наследство”.

По полям – лугам Приднепровья

Расстилается синь – туман.

Сквозь туман мне видны становья

 Дальних предков моих – славян.

Это ими была обжита  

Вся долинная полоса.

Здесь, встречая весну, под жито

Корчевали они леса.

Здесь, под рокот старинной были,  

Принимали они гостей,

Мед варили, подруг любили

И дружить учили детей.

Над тобой – синева сквозная,

Небо звездное в письменах,  

За тебя, покоя не зная,  

Бился с половцами Мономах.

За тебя, встретив ветер резкий,

Налетевший на отчий дом,  

С новгородской дружиной Невский  

Бил тевтонцев на льду Чудском!

И дивились в землях соседних

Русским людям в пути крутом!

Наш потомок и наш наследник,  

Знаешь, помнишь ли ты о том?

 – Сегодня мы с вами,  поговорим о нашем прошлом, настоящем и будущем. Потому что без прошлого нет будущего. С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, так как их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Невский.

 – В 2008 г. телеканалом Россия был организован телепроект “Имя России”. Этот новый телепроект есть совместное общественное дело, интеллектуальное и духовное усилие в попытке ответить на три вопроса: “Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?”. Для России такая постановка проблемы жизненно необходима и важна. Прочнейший фундамент для этого общего дома на протяжении столетий созидали наши великие предки. И поэтому именно их имена, а не чьи-либо другие мы вспоминаем ныне.

– Личностью – символом России стал древнерусский князь А. Невский, за которого отдали голоса 520 000 россиян. Из глубины веков к нам пришел образ исторического героя в воображении поэта XIX века Майкова:

“…Его власы до стройных плеч,

Как прядь златая, упадали,  

Уста любовию дышали  

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой-

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв – отрадой был святой.

Всегда в сознанье долга строгом,

Он правду всей душою чтил

И чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом…”

– А, что вы знаете о личности знаменитого полководца, дипломата, выдающегося государственного деятеля?

  1. Работа с текстом учебника. Давайте прочитаем текст учебника. (с.23-25)
  2. Первичное закрепление.

Полное имя древнерусского князя. (Александр Ярославич Невский)

В каком веке жил и княжил А. Невский.? ( в XIII веке)

В каком году родился Невский? (1220)

Какой город является родиной князя? (Переяславль-Залесский)

К какому княжеству принадлежал этот город? (Владимиро – Суздальское княжество)

В каком городе 16-летний Александр был поставлен князем – наместником? (в Новгороде)

Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца? (Невская битва, Ледовое побоище)

Когда произошла Невская битва? (15 июня 1240 г)

Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля)

Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (Чудское)

В каком году умер Александр Невский? (1263)

Какой город стал последним жизненным пристанищем русского князя? (Городец)

– Очень радостно, что на большинство вопросов вы дали правильные ответы.

      6. Работа по теме занятия. видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=mpPaP5uQ0wI 

- Давайте попробуем проследить жизненный путь этого человека, который по истине можно назвать подвигом.

- Благодарные потомки увековечили имя святого благоверного князя в поэзии, архитектуре, его именем названы военные корабли и техника. Орденом Александра Невского награждали людей, проявивших отвагу как при императрице Екатерине I, так и в 1942 году за боевые заслуги в Великой Отечественной войне. Сейчас Александр невский считается покровителем войск специального назначения Российской Федерации.

      7. Творческое задание.

- На ваших столах лежат листы бумаги. Напишите небольшое сочинение – рассуждение на тему: «Русь во времена правления Александра Невского»

     8. Итог занятия.

- Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать.

А завершить наше занятие мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки занятий внеурочной деятельности по программе «Математическая шкатулка»

Данная программа  занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка...

Разработка занятия внеурочной деятельности пр программе "Смотрю на мир глазами художника"

Цели: - познакомить учащихся с основами цветоведения; - дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета; -  холодного и теплого цветов; светлоты, цветовог...

разработка занятия внеурочной деятельности "Удивительные животные" (проект)

конспект занятия ВУД "Удивительные животные". Завершающий этап проекта....

методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...

«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».

Данная методическая разработка   может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...