Главные вкладки

    Рабочая программа по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Рабочая программа по орксэ 4 класс ФГОС

    Федотова Наталья Васильевна

    В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, НРК

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon orkse.zip38.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Статус документа

           

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, УМК «Школа России»,   а также индивидуальных особенностей учащихся 4 класса МБОУ « Тарбагатайская СОШ»

            Для реализации рабочей программы используется  учебно-методический  комплект «Школа России» и  учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение»,2015г.

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

            Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

            Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

           Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

       Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    • общая историческая судьба народов России;
    • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

        Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

    согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

         Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

             Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

    межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

    • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

    воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

    • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
    • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
    • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

    развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

    • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

    Основные задачи комплексного учебного курса:

    • познакомить  обучающихся с основами  религиозных культур и светской этики;
    • развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    • развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

           Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

    Структура документа

    Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, календарное планирование, технологическую карту, , планируемые результаты, список использованной литературы.

    Общая характеристика учебного предмета

    Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

            На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

    Изучая основы светской этики учащиеся знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

    Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

    Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

    В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

    В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

    Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

    На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

    Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

    Чтобы воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства, необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

    На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополни-тельных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

    Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории города и области. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

    Место учебного предмета курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане:

    Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:

    1. Основы православной культуры;

    2. Основы исламской культуры;

    3. Основы буддийской культуры;

    4. Основы иудейской культуры;

    5. Основы мировых религиозных культур;

    6. Основы светской этики.

    Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). По результатам анкетирования с согласия и по выбору  родителей (законных представителей) четвероклассников был выбран модуль «Основы светской этики».

    Особенности модуля:

    Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно - воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

    Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики»

    Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

    Учебный курс ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики». в 4 классе  рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

    Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

    Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

    Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать

    первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

    Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей,

    таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций,

    необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

    Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

    Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид

    деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

    • Патриотизм
    •  Социальная солидарность
    •  Гражданственность
    •  Семья
    •  Труд и творчество
    •  Наука
    •  Традиционные российские религии
    •  Искусство и литература
    •  Природа
    •  Человечество

    Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой

    нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

    Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм. Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

    Требования к личностным результатам:

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

    - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

    — воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;         - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

    - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    -  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

    - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

    - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    — определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Требования к предметным результатам:

    - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

    - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

    осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    В результате изучения модуля обучающийся должен:
    Знать:
    основные понятия светской этики;
    значение этики в жизни человека;
    образцы нравственности в культурах разных народов;
    духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
    Уметь:
    излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
    соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
    строить толерантные отношения в обществе;
    применять полученные знания в социуме;
    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
    участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

    Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»

     Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской

    культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

        Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

         Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»

    Основное содержание курса (34 часа)

    Этика – наука о нравственной жизни человека. НРК: нравственные устои семейских

    Раздел 1 Этика общения

    Добрым жить на свете веселей.

    Правила общения для всех.

    От добрых правил – добрые слова и поступки.

    Каждый интересен.

    Раздел 2 Этикет

    Премудрости этикета.

    Красота этикета.

    Простые школьные и домашние правила этикета.

    Чистый ручеёк нашей речи. НРК: речевые устои старинного семейского говора

    Раздел 3 Этика человеческих отношений

    В развитие добрых  чувств – творение души.

    Природа – волшебные двери к добру и доверию.

    Чувство Родины.  НРК: Моя малая Родина

    Жизнь протекает среди людей.

    Раздел 4 Этика отношений в коллективе

    Чтобы быть коллективом.

    Коллектив начинается с меня.

    Мой класс – мои друзья.

    Ежели душевны вы и к этике не глухи.

    Простые нравственные истины

    Жизнь священна.

    Человек рождён для добра.

    Милосердие – закон жизни.

    Жить во благо себе и другим. НРК: участие сибиряков в ВОв

    Душа обязана трудиться

    Следовать нравственной установке.

    Достойно жить среди людей.

    Уметь понять и простить.

    Простая этика поступков.

    Посеешь поступок – пожнёшь характер

    Общение и источники преодоления обид.

    Ростки нравственного опыта поведения.

    Доброте сопутствует терпение.

    Действия с приставкой «СО».

    Судьба и Родина едины

    С чего начинается Родина.

    В тебе рождается патриот и гражданин.

    Человек – чело века.

    Слово, обращённое к тебе.

    Календарно- тематическое планирование

    Дата

    № урока

    Тема урока

    Планируемые результаты

    Формы и виды деятельности

    Основные термины и понятия

    1

    Россия  - наша Родина

    Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм

    Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге

    Россия. Родина. Патриот, Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции

    2

    Этика – наука о нравственной жизни человека.

    Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

    Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная  работа с источником

    Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская,

    Раздел 1 Этика общения

    3

    Добрым жить на свете веселей.

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Добро и зло как основные этические понятия

    4

    Правила общения для всех.

    Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

    Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения

    5

    От добрых правил – добрые слова и поступки.

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Добро, зло, копилка добрых слов

    6

    Каждый интересен.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Добродетельные отношения. Дружба.

    Раздел 2 Этикет

    7

    Премудрости этикета.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Этикет, образец, церемониал

    8

    Красота этикета.

    Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

    Правила этикета,

    9

    Простые школьные и домашние правила этикета.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

    10

    Чистый ручеёк нашей речи.

    Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Речь, стыд, вина, извинение.

    Раздел 3 Этика человеческих отношений

    11

    В развитие добрых  чувств – творение души.

    Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность.

    12

    Природа – волшебные двери к добру и доверию.

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

    Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни.

    13

    Чувство Родины.

    Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

    Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

    14

    Жизнь протекает среди людей.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Совесть. Стыд. Размышления.  Чувства. Воля.

    Раздел 4 Этика отношений в коллективе

    15

    Чтобы быть коллективом.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе.

    16

    Коллектив начинается с меня.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    17

    Мой класс – мои друзья.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Чуткость, бескорыстие, доверие.

    18

    Ежели душевны вы и к этике не глухи.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

    Простые нравственные истины

    19

    Жизнь священна.

    Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни.

    20

    Человек рождён для добра.

    Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

    Добро, истина, красота

    21

    Милосердие – закон жизни.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа.

    Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание

    22

    Жить во благо себе и другим.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность,

    Душа обязана трудиться

    23

    Следовать нравственной установке.

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

    Добро, нравственная установка.

    24

    Достойно жить среди людей.

    Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность.

    25

    Уметь понять и простить.

    Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

    Гуманизм,  гуманность, понимание, прощение.

    26

    Простая этика поступков.

    Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

    Посеешь поступок – пожнёшь характер

    27

    Общение и источники преодоления обид.

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

    Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

    28

    Ростки нравственного опыта поведения.

    Моральный долг. Моральная обязанность.

    29

    Доброте сопутствует терпение.

    Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

    30

    Действия с приставкой «СО».

    Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие.

    Судьба и Родина едины

    31

    С чего начинается Родина.

    Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

    Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Родина, Отчизна, Отечество.

    32

    В тебе рождается патриот и гражданин.

    Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

    33

    Человек – чело века.

    Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

    Человек, назначение человека,

    34

    Слово, обращённое к тебе.

    Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

    Нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение.

    Литература для учителя:

    1.Шемшурина  А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.  Основы светской этики» 4 класс: учеб. для общеобразоват.организаций /  А.И. Шемшурина.-  М. Просвещение, 2015.

    Литература для учащихся:

    1.Шемшурина  А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.  Основы светской этики» 4 класс: учеб. для общеобразоват.организаций /  А.И. Шемшурина.-  М. Просвещение, 2015.

    Материально-техническое обеспечение

    • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
    • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
    • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
    • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
    •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
    • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
    • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
    • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
    • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
    • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
    • энциклопедическая и справочная литература
    • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру ФГОС (Школа 2100) - 4класс

    Рабочая программа по окружающему миру, составлена по новым ФГОС второго поколения...

    рабочая программа по математике 4класс по программе "Школа России"

    рабочая программа по математике 4 класс по программе "Школа России" (пояснительная записка,календарно- тематичическое планирование, содержание)...

    Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

    Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

    Рабочие программы по предметам 4класс Школа России

    Рабочие программы по предметам 4класс Школа России...

    Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"

    Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...

    Рабочая программа по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс.

    Пояснительная записка  по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс. "Школа России"...

    Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса по ФГОС

    Данная программа составлена с учетом последних требований к рабоче программе по ФГОС...